FT: Россия готовится к секвестру расходов бюджета с середины сентября

Правительство России может с середины сентября может начать урезание бюджета — к этому вынуждает сочетание растущих расходов с замедлением экономического роста и укреплением рубля со снижением цен на нефть, пишет Financial Times (FT) со ссылкой на оценки экономистов и российских политиков. Причиной готовящихся «непростых решений» издание называет выросший до рекордных значение дефицит бюджета — 2,2% ВВП (4,9 трлн рублей) по итогам первого полугодия при изначальном плановом показателе в 0,5% ВВП.
Российская экономика, по оценке FT, подает тревожные сигналы. Проблемы, которые накапливались с 2022 года, также включают острую нехватку рабочей силы, трудности с трансграничными платежами после введения западных санкций и растущую инфляцию, говорят экономисты. Аналитики и бывшие чиновники отмечают растущее осознание ограниченности экономической ситуации внутри страны, которую невозможно улучшить только за счет новых торговых соглашений за рубежом.
«За несколько месяцев они удвоили, а то и утроили расходы... Это рискованная стратегия», — сказал FT бывший российский высокопоставленный чиновник. По данным министерства финансов страны, с января по август доходы России от продажи энергоресурсов сократились на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Аналитики, регулярно опрашиваемые Центробанком, прогнозируют рост ВВП на 1,4 % к концу 2025 года по сравнению с ростом на 4,3% в 2024 году.
Аналитики не ожидают, что в ближайшие три года он превысит 2%, а Центробанк предупредил, что в худшем случае страну может ожидать серьезная рецессия. Владимир Путин говорит, что страна переживает «мягкую посадку», а глава крупнейшего банка страны Герман Греф — о «технической стагнации». По словам Путина, в первой половине 2025 года дефицит бюджета достиг 4,9 трлн рублей ($61 млрд) — около 2,2% ВВП — по сравнению с первоначальным целевым показателем в 0,5% ВВП.
Министр финансов России Антон Силуанов доложил Путину, что правительство ищет «финансовые ресурсы» для выполнения всех необходимых обязательств. В частности, сокращение расходов затронет финансирование инфраструктурных проектов, не связанных с ОПК, и господдержку спортивных и оздоровительных организаций, таких как футбольные клубы и убыточные санатории. По словам Анатолия Артамонова, главы бюджетного комитета Совета Федерации, Россия могла бы высвободить 2 трлн рублей ($2,5 млрд), если бы пошла в этом направлении.
Экономисты считают, что Россия сможет покрыть оставшийся дефицит за счет заимствований. «Дефицит может быть увеличен», потому что «долговая нагрузка России остается не просто приемлемой, а низкой», заявил Путин 5 сентября на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Россия также может прибегнуть к использованию своего резервного фонда, отмечает FT.
В некоторых отраслях экономические трудности усугубились специфическими проблемами. Так, угольная промышленность из-за перегруженности железнодорожной инфраструктуры и перенаправления торговых потоков на восток несет самые большие убытки с 1990-х годов. ВТБ, один из крупнейших банков в стране, сформировал резервы на четверть своих корпоративных кредитов, что является молчаливым признанием того, что они могут быть невозвратными, указывает газета.
Несмотря на растущее давление в экономике, российские власти придерживаются подхода «все для фронта, все для победы», пишет FT. Даже если Москва и Киев придут к какому-то соглашению о прекращении огня, этот подход к тратам не обязательно изменится в одночасье, убеждены наблюдатели за Кремлем. «В конечном счете государству придется пересмотреть некоторые инвестиционные программы», — сказал бывший чиновник.
