Долги россиян и бизнеса по налогам в 2025 году приблизились к дефициту бюджета
Долги россиян и бизнеса по налогам за январь-сентябрь 2025 года приблизились к дефициту федерального бюджета — показатель достиг 3,26 трлн рублей, сообщают «Известия» со ссылкой на данные Росстата. При этом лишь 1,2 трлн рублей от этой суммы приходится на долги, остальное — это пени и штрафы. Экономисты считают, что тенденция может привести к увеличению банкротств
Долги россиян и бизнеса по налогам за девять месяцев 2025 года приблизились к дефициту федерального бюджета — показатель достиг 3,26 трлн рублей, в то время как дефицит бюджета за тот же период составил 3,8 трлн рублей. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на ежемесячный доклад Росстата «Социально-экономическое положение России». Уровень задолженности вырос почти на 20% год к году, в январе-сентябре 2024-го он составлял чуть больше 2,7 трлн рублей, добавила газета.
Издание отметило, что в эту сумму входят долги, а также пени и штрафы. При этом лишь 1,2 трлн рублей приходится на саму задолженность, остальная часть — это налоговые санкции и проценты. В докладе также говорится, что основная часть долгов сформирована гражданами и крупным бизнесом, на малое и среднее предпринимательство приходится 23%.
В Федеральной налоговой службе (ФНС) сообщили, что корректно оценивать не номинальный уровень задолженности, а его соотношение с поступлениями за аналогичный период предыдущего года. Так, на 1 октября показатель составил 5,4%, что ниже результата того же периода 2023 года (6,1%), пояснили в ведомстве. Кроме того, в ФНС отметили, что в стране выросла прозрачность учета и уплат налогов из-за внедрения единого налогового счета (ЕНС). Это снизило число должников в два раза, мер взыскания — в три раза. ЕНС также позволил автоматизировать сбор долгов, благодаря чему поступления от мер взыскания с налогоплательщиков-должников выросли почти на 25% или на 513 млрд рублей по сравнению с 2024 годом, добавили в ФНС.
Эксперты считают, что динамика объясняется повышением качества налогового администрирования — бизнесу сложнее уклоняться от налогов, прозрачность их деятельности растет. Однако на показатель также влияют снижение прибыли компаний, более дорогие кредиты и рост издержек, отметила эксперт по финансовым рынкам Ольга Гогаладзе. В таких условиях растет доля убыточных организаций, свободных денег становится меньше и компаниям сложнее своевременно платить налоги, добавила она.
Кроме того, все налоговые показатели увеличивает инфляция — если цены растут, то расширяется и налогооблагаемая база, уточнили эксперты. Однако даже с учетом инфляции долги все равно увеличиваются — за 2025 год они повысились на 20%, в то время как годовой уровень роста цен, по данным Росстата, в ноябре составил всего 6,6%. На объем задолженности также негативно влияет высокая ключевая ставка, при которой даже небольшая рассрочка превращается для бизнеса в серьезный штраф, добавили аналитики.
«Известия» напомнили, что в этом году в России повысился сбор налогов — за девять месяцев в бюджет поступило 2,9 трлн рублей от налога на прибыль, что на 82% больше по сравнению с январем-сентябрем 2024-го. Сборы НДФЛ подскочили на 87%, НДС — на 23%.
Ольга Гогаладзе отметила, что рост уровня задолженности в некоторых случаях может привести к увеличению числа банкротств, особенно в отраслях с низкой маржинальностью и высокой долговой нагрузкой. По ее словам, на данный момент около трети российского бизнеса работает с убытками, так как огромную долю прибыли съедают процентные платежи. Особенно остро нагрузку почувствуют малый и средний бизнес, подчеркнула эксперт.
Управляющий фондом и основатель финтех-платформы SharesPro Денис Астафьев считает, что возврат налоговой задолженности важен в условиях бюджетного дефицита, так как снижает нагрузку на рынок госдолга и стабилизирует финансовую систему. По его мнению, возвращать деньги государство будет не разом, а через системную работу налоговых органов и Минфина. «В фокусе — адресное взаимодействие с крупнейшими должниками, ускоренное взыскание по бесспорным задолженностям и жесткие меры в отношении хронических неплательщиков (например, блокировка счетов, обращение взыскания на имущество, банкротные процедуры и привлечение контролирующих лиц к ответственности)», — отметил он.
Астафьев добавил, что для эффективного возврата долгов населения и предпринимателей нужно использовать и более гибкие механизмы, такие как рассрочка, реструктуризация и снижение пеней при добровольном погашении. Это позволит бизнесу погашать задолженность, не прерывая работу, подчеркнул он.
С 1 января 2026 года в России увеличится налог на добавленную стоимость (НДС) — с 20% до 22%, соответствующий закон в середине ноября приняла Госдума. Кроме того, власти одобрили поэтапное снижение дохода, при достижении которого малый и средний бизнес, работающий по упрощенной системе налогообложения (УСН), будет обязан платить НДС: в 2026 году показатель снизится с нынешних 60 млн рублей в год до 20 млн рублей, в 2027-м — до 15 млн рублей, в 2028-м — до 10 млн рублей.
Кроме того, налоговые поправки отменяют освобождение от НДС для операций и услуг, связанных с обслуживанием банковских карт. Также в ноябре был принят закон о техносборе, согласно которому с 1 сентября 2026 года за импорт и выпуск электроники в России необходимо будет платить специальный сбор в размере не более 5000 рублей за единицу продукции.
