Денежно-кредитная оттепель: что ЦБ будет делать со ставкой в 2026-м году

«Очень важно понимать, что ключевая ставка сама по себе не может сделать кредиты дешевыми. Умеренные ставки появляются только тогда, когда инфляция низкая. Если снизить ключевую ставку при высокой инфляции, то эффект будет обратным, и экономика получит двойной удар: сначала будет взлет инфляции, затем будет взлет ставок».
В 2025 году Банк России впервые за три года снизил ключевую ставку. К июню 2025-го она больше полугода держалась на рекордно высоком уровне 21%, а ЦБ не уставал подчеркивать, что сохранение жесткости на длительное время — это необходимое условие для обуздания инфляции.
Политика ЦБ под девизом «высокая ставка надолго» к середине 2025 года действительно принесла заметные результаты: текущие темпы роста цен затормозили, годовая инфляция уменьшилась, кредитование замедлилось как в корпоративном сегменте, так и в рознице, менее напряженной стала ситуация с дефицитом на рынке труда. «Питательной средой» для разгона инфляции был перегрев экономики — когда предложение не успевает за спросом, но к концу весны — началу лета ЦБ решил, что пик этого явления пройден.
Впрочем, и после нескольких раундов снижения ставки остаются в силе важные проинфляционные факторы. Безработица по-прежнему около рекордно низких уровней, инфляционные ожидания населения все еще высоки, бюджет может преподносить сюрпризы в виде более высокого дефицита по сравнению с запланированным. В пользу более быстрого роста цен играют и разовые факторы, которые к концу 2025 года наложились один на другой, это и рост цен на бензин, и повышение ставки НДС с 20% до 22%. Спрогнозировать, как эти факторы в совокупности повлияют на инфляцию, инфляционные ожидания и потребительское поведение россиян, сложно.
Поэтому Банк России предпочитает двигаться постепенно, в снижении ставки применяя иногда шаги по 0,5 процентного пункта. В то же время ЦБ приходится помнить и о рисках переохлаждения экономической активности. ВВП после роста на 1,4% в I квартале замедлился до 1,1% во II и до 0,6% — в III, инвестиции замедляются. Однако рост пока продолжается, а замедление происходит с высоких значений и в рамках ожиданий регулятора.
На российском материале исследователями из МГУ, РАНХиГС и Института Гайдара доказано, что снижение ключевой ставки ускоряет инфляцию сильнее, чем инфляция замедляется при повышении ставки. Это, как отмечают ученые, лишний раз говорит о необходимости осторожного подхода к снижению ДКП. Впрочем, ЦБ спешить не собирается. Средний уровень «ключа» на 2026 год, по прогнозу регулятора, — 13–15%, это значит, что ЦБ допускает, что к концу года ставка останется двузначной.
«Очень важно понимать, что ключевая ставка сама по себе не может сделать кредиты дешевыми. Умеренные ставки появляются только тогда, когда инфляция низкая. Если снизить ключевую ставку при высокой инфляции, то эффект будет обратным, и экономика получит двойной удар: сначала будет взлет инфляции, затем будет взлет ставок», — объясняла депутатам глава ЦБ Эльвира Набиуллина в октябре. Целевых значений (4%) инфляция может достигнуть уже в следующем году. Однако, исходя из прогноза Банка России, здесь возможны варианты — регулятор допускает возможность непопадания в цель. Хотя повышение НДС не будет, как ожидают в ЦБ, полностью перенесено в цены на полке, оно затруднит задачу достижения инфляционного таргета в 2026 году.
