Банки маркетплейсов в ноябре нарастили портфель депозитов на 38 млрд рублей
Все три банка, принадлежащие крупнейшим маркетплейсам, — Яндекс Банк, Ozon Банк и Wildberries Банк — в ноябре 2025 года показали значительный рост портфелей срочных депозитов: он увеличился суммарно на 38 млрд рублей. Эксперты отмечают, что банки маркетплейсов все активнее развивают продукты, свойственные универсальным кредитным организациям. Этим банкам потребуется скорректировать структуру фондирования, ожидают они
В ноябре 2025 года остатки на счетах физических лиц в банках (за исключением счетов эскроу) снизились на 0,04% (на 24 млрд рублей), снижение в ноябре произошло впервые с 2021 года, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные ЦБ. При этом три банка крупнейших маркетплейсов показали уверенный рост средств граждан во вкладах. Суммарно вклады в этих банках увеличились на 38 млрд рублей, а в процентах рост оказался самым высоким среди банков с депозитами от 1 млрд рублей.
В банковский бизнес маркетплейсы пришли практически одновременно. В 2021 году Ozon купил у Совкомбанка Оней Банк (впоследствии был переименован в Ozon Банк) с базовой лицензией. В том же 2021 году основной владелец другого крупнейшего маркетплейса, Wildberries, Татьяна Бакальчук (сейчас Ким) купила банк «Стандарт-кредит» с базовой лицензией. «Яндекс» стал развивать финансовые сервисы самостоятельно на базе приобретенного банка «Акрополь» (был переименован в Яндекс Банк).
Яндекс Банк, занимающий 14-е место по объему срочных вкладов, в ноябре прибавил 19,8% (рост на 33 млрд рублей). Ozon Банк, поднявшийся на 60-е место, увеличил портфель на 20% (на 2,9 млрд рублей). Wildberries Банк, привлекающий вклады граждан с сентября 2025 года, увеличил их портфель на 131% (на 2,2 млрд рублей).
В «Яндексе» сообщили, что основной интерес у вкладчиков вызывает двухнедельный вклад «Сейвы» под 16,5% годовых. В Wildberries заявили, что задача банка — обеспечить продавцов и покупателей маркетплейса востребованными финансовыми продуктами, и депозиты — один из них. Эксперты говорят о все более активном развитии банками маркетплейсов традиционных для универсальных кредитных организаций продуктов, но предупреждают, что им потребуется скорректировать структуру фондирования под депозиты разной срочности.
Согласно опубликованной на сайте ЦБ отчетности банков, на срочных депозитах граждан в ноябре 2025 года находилось 290 млрд рублей. Это значительно меньше, чем в ноябре 2024 года (рост на 1,5 трлн рублей) и в ноябре 2023 года (рост на 1,3 трлн рублей). Больше всех привлек Сбербанк — 400 млрд рублей. Наибольшее снижение портфеля срочных вкладов в ноябре продемонстрировал Т-банк (на 178 млрд рублей). В октябре портфель банка был в лидерах роста — он увеличился на 133 млрд рублей.
У Альфа-банка депозиты выросли на 96 млрд рублей, у банка «Дом.РФ» — на 39 млрд рублей. У ВТБ после трех месяцев снижения портфеля на 220 млрд рублей показатель вырос на 10,8 млрд рублей. При этом портфель присоединяемого Почта-банка сократился в ноябре почти на 61 млрд рублей. Первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов ранее неоднократно заявлял, что снижение портфеля вкладов плановое, на следующий год также запланировано его уменьшение.
