К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

"Народное инвестирование": итоги трех лет в США и в России

Фото Uli Deck / DPA / TASS
Фото Uli Deck / DPA / TASS

В 2009 году многие жители США услышали слово “краудфандинг” -  именно тогда в Нью-Йорке была запущена известная на весь мир платформа для сбора средств по запросу молодых проектов,  Kickstarter. “Краудфандинг”, если переводить дословно, - сбор средств от толпы, “народная касса”. Основатели самых разных проектов - от разработчиков нового технологичного продукта до съемочной группы артхаусного кинофильма - описывают проект, представляют его на сайте и начинают сбор средств. Пользователи, решившие помочь проекту, взамен получают разные бонусы: первые образцы продукта, майки с логотипами и так далее. Основа сбора средств при краудфандинге, конечно, это пожертвования на развитие кажущихся впечатляющими инициатив. Например, всем нравятся футурологические гаджеты. Часы Pebble (две версии - две кампании) собрали более $43 млн, мобильный холодильник для путешествий - $13,3 млн, куртка для путешественников с множеством карманов, встроенными подушкой, держателем очков и маской для сна, - более $9 млн.

За более чем шесть прошедших после запуска KickStarter лет  краудфандинг получил огромное развитие. Новые платформы для “народного финансирования” появились в США и в Европе, краудфандинг пришел и в Россию.

Рынок воспринял успех краудфандинга как сигнал к чему-то большему: а нельзя ли таким же способом собирать средства не как пожертвования, а на возмездной основе, за акции стартапа? Идею хорошо описывает писатель Николай Носов - в “Незнайке на Луне”: создатели “Общества по выращиванию гигантских растений” во главе с хитрецом Мигой выступают перед жителями с идеей высадить земные растения на Луне, проводят в СМИ кампанию с яркими рассказами о Незнайке как о великом космонавте, в итоге  распродают  акции и именно так получают деньги на проект. Собственно, именно так работает краудинвестинг, новый способ привлечения капитала в стартапы. В отличие от краудфандинга, он предполагает, что каждый из перечисливших деньги становится “инвестором” проекта, рассчитывая в будущем на часть дохода, причем соразмерную сделанному вкладу.

 

Однако “народное инвестирование” сразу столкнулось с преградами  на самом большом для него  рынке - в США, где  было запрещено продавать акции стартапов (как и любых частных компаний) широкой публике, рекламируя их в интернете. Запрет действовал ни много ни мало с 1933 года, со времен Великой депрессии. Пока в США  действовал запрет, краудинвестинговые площадки появлялись в других странах (например, в Израиле), но все же стартапы и инвесторы ждали взрывной волны для нового инструмента финансирования новых проектов, которая могла случиться только  после легализации краудинвестинга в Америке. И это произошло - в сентябре 2013 года  Барак Обама подписал “Jumpstart Our Business Startups Act” (JOBS Act), который, во-первых, во многом упростил процессы инвестирования и корпоративного управления, а во-вторых, очертил портрет инвестора, который может работать с краудинвестинговыми платформами.

Итак, прошло ровно три года прошло после принятия JOBS Act, восстановившего американским частным компаниям доступ на массовый рынок капитала спустя 80-летнего запрета. Как далеко ушел рынок краудинвестинга за это время?

 

За это время введение  регулирования для краудинвестинга шло этап за этапом.  Сначала компаниям была открыта возможность публично рекламировать выпуск акций и привлекать средства только от так называемых аккредитованных инвесторов - состоятельных частных лиц и компаний (их в США, по оценкам, около 8 млн). А с 2015 года  стало возможным публично предлагать купить ценные бумаги на сумму до $ 1 млн в год  - уже самым простым американцам.

За три года  индустрия краудинвестинга, безусловно, сформировалась. Привлечением средств для стартапов занимаются не менее 16 интернет-платформ, таких как Onevest, AngelList, EquityNet, SeedInvest и др. По данным последнего годового отчета компании Crowdnetic, с момента легализации на рынке проведено 6,613 предложений ценных бумаг частных компаний, собрано свыше $1,47 млрд. капитала от частных инвесторов (это примерно 2,5% от суммарных инвестиций венчурными фондами за тот же период).

Помимо объемов средств, привлеченных в индустрии краудинвестинга, росло и качество проектов, привлекавшим финансирование. Если в первый год после принятия JOBS act запланированную сумму получали 20,2% компаний, то по итогам последних 12 месяцев (с IV квартала 2015 года по III кв 2016 года) этот показатель вырос до 30, 5%. То есть три года назад   необходимые средства от инвесторов собирал каждый пятый проект, теперь - каждый пятый.

 

Лидируещие по объему собранных “коммитментов” сегменты - финансы, сервисы и технологии. Это можно объяснить тем, что технологические и сервисные стартапы в принципе популярны, а истории успеха вроде Uber и Airbnb у всех на слуху.   Сервисные и технологичные компании совокупно привлекли около $530 млн. инвестиций. Например  финтех-стартап STASH (stashinvest.com), предложивший   индивидуальным инвесторам собрать портфель, который бы отражал их “интересы, убеждения и цели” и при этом приносил высокую доходность, привлек $3 млн  на краудинвестинговой платформе Onevest. Другой пример -  социальная сеть для старшеклассников After School (afterschoolapp.com) получила благодаря краудинвестингу  $17,8 млн (из $18 млн заявленных в качестве цели). Важно то, что зачастую такие инвестиционные раунды объединяют краудинвестинг и средства венчурных фондов (особенно если речь идет о   крупных для краудинвестинга раундах -  более десяти миллионов долларов, при частом “чеке” от $500 000 - 1 млн) Почему такая комбинация источников финансирования выгодна? Потому что краудинвестинговые платформы  помогают стартапу привлечь внимание инвесторов, более уверенно обсуждать оценку проекта с более широким кругом венчурных инвесторов.

Неудивительно, что  больше всего стартапов, прошедших размещения на краудинвестинговых площадках,  - из Калифорнии (их более 1900).  Калифорния предложила рынку столько проектов, сколько Нью-Йорк, Флорида, Техас и Иллинойс (следуют далее в списке регионов, из которых проекты выходят на краудинвестинг)  вместе взятые.  Это, с одной стороны, отражает реальное положение дел: в Кремниевой Долине стартапов на квадратный метр, чем где бы то ни было. С другой, говорит о том, что даже такое огромное количество венчурных фондов, как в Кремниевой Долине, не обеспечивает основателей  стартапов необходимым  им капиталом - они идут за  новыми инвестиционными возможностями  на краудинвестинговые платформы.

Вокруг краудинвестинга, к тому же, стала складываться  развитая инфраструктура. Появляются компании, которые агрегируют предложения для инвесторов со всех краудфандинговых платформ, анализируют их и продают инвесторам эту информацию по подписке. У сервиса под названием CrowdWatch стоимость годовой подписки составляет около $5000, у другого, PitchBook (кстати, поглощен Morningstar Inc в октябре за $225 млн) - около $20 000. Они работают как “мини-Bloomberg” в секторе краудинвестинга.  И инвесторы готовы расставаться с деньгами за качественную аналитику -  число венчурных   фондов, инвестфирм, бизнес-ангелов среди подписчиков  CrowdWatch и  PitchBook растет.   

За три года  краудинвестинговых сделок стало меньше количественно, но зато увеличился их средний размер и общая сумма вложений инвесторов. Так, в первый год после JOBS act (с IV квартала 2013 года по III кв 2014 года) c предложениями на краудфандинговые платформы вышло более 4700 компаний, а за последний год (с IV квартала 2015 года по III кв 2016 года) - только 550.  Зато за первый год компаниями было привлечено $385 млн,  а за третий -  $603 млн. Соответственно, вырос средний размер успешного размещения - с $405 000  до $731 000, при этом “средний чек” от одного инвестора обычно составляет  от $10 000 до $100 000.

Эта статистика свидетельствует о взрослении рынка краудинвестинга. В первый год  на рынок вышло много стартапов seed-стадии, которые только тестировали новый инструмент привлечения финансирования.   Многие инвесторы ждали более  качественных  проектов.   И они действительно появились  на краудинвестинговых платформах. Постепенно “сырые” стартапы уходили  с рынка. Оставались только те, кто готов потратить собственные средства еще до начала краудинвестинговой кампании на работу с консультантами, на подготовку необходимых документов, на аудит отчетности. Это произошло во многом благодаря  части IV JOBS Act, вступившей в силу в 2015 году. Компании, выходящие на краудинвестинговые платформы,  оказались обязаны выполнять серьезные требования по предоставлению отчетов аудиторов и раскрытию информации. Краудинвестинг с точки зрения этих требований стал сопоставим с  “мини-IPO”, зато с частью IV JOBS Act, в краудинвестинге получили возможность   участвовать и простые жители США, даже с невысоким уровнем годового дохода. А одним фактором улучшения качества проектов, работающих с краудинвестингом, стал  выход на этот  рынок компаний, предлагающих инвестировать в активы, связанные с недвижимостью.

 

Итак, в США  поток стартапов,  предлагающих ценные бумаги частным инвесторам, сужается, но качество  их инвестиционных предложений растет - поэтому мы видим рост и процента успешных размещений, и объема собранного компаниями капитала. А что в  России?

В России, пожалуй, единственной известной краудинвестинговой платформой является StrtTrack.ru, запущенная в 2014 году. По данным  самой компании, за два года 28 российских стартапов привлекли через платформу 507 млн рублей (около $8 млн). На платформе зарегистрирован 1261 инвестор. Для сравнения - почти каждая из 16 американских платформ имеет десятки тысяч зарегистрированных инвесторов.

В чем проблемы столь небольших масштабов  российского рынка краудинвестинга?

Прежде всего, у нас в принципе мало инвесторов, которым интересны стартапы и   инвестиции в инновационные проекты, связанные с высокими рискии.   В лучшие годы российского фондового рынка   на ММВБ было открыто порядка 1 млн счетов частных лиц, около 90%  которых инвестировали исключительно в ликвидные инструменты. Получаетс,  потенциально на тот момент  в стране было около 100 000 инвесторов, которые  теоретически рассмотрели бы вариант инвестировать в стартапы.  Сегодня я бы оценил число таких инвесторов  в не более чем 10 000.

 

Другой сдерживающий фактор -  отсутствие регулирование на российском рынке краудинвестинга.  Нет четких правил игры:  в каких случаях небольшая частная фирма может привлекать деньги от частных инвесторов публично,  какие требования для этого нужно будет выполнить.  Есть общие требования для по раскрытию информации и отчетности для акционерных обществ, но они слишком обременительны для маленькой компании. Поэтому в отсутствие общего подхода и стандартов, российские краудинвестинговые платформы придумывают самые разные юридические и  финансовые схемы для сбора средств в стартапы (например, публичный инвестиционный договор или  договор доверительного управления, создание инвестфонда при краудинвестиновой площадке) - но они все же сложны и потому снижают прозрачность этого рынка и увеличивает риски инвесторов.

Однако, как ни парадоксально, краудинвестинг и ангельские деньги - это все то малое, что осталось на сегодня у российских стартапов, когда большинство венчурных фондов перестали вкладывать деньги  в своей стране.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+