К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Мы думаем инновациями»: как «Иннотех» планирует стать лидером в финтех-разработке

«Мы думаем инновациями»: как «Иннотех» планирует стать лидером в финтех-разработке
Forbes Agenda поговорила с топ-менеджерами ГК «Иннотех» о том, как им удалось собрать команду из более 6000 разработчиков всего за полтора года, что для них значат инновации и как они пришли к бионической модели компании

— Сегодня мы наблюдаем стремительную цифровизацию самых разных областей нашей жизни. Расскажите, когда вы сами впервые в жизни столкнулись с ИТ и когда поняли, что за ними будущее?

Игорь Калганов, генеральный директор ГК «Иннотех»: Сколько себя помню, в доме всегда был компьютер и много разнообразных микросхем и контроллеров. Папа работал в НИИ и преподавал микроэлектронику в вузе. Он же, видя мое влечение к технологиям, подарил первые книги по программированию, которые и привели в прекрасный виртуальный мир, где через строчки кода можно создавать большие цифровые вселенные — первые форумы и чаты, игровые гильдии и онлайн-магазины. Первые деньги в ИТ заработал на четырнадцатилетие: ярко помню этот момент, равно как и не лучшее ими распоряжение.

Алексей Волынкин, первый заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса ГК «Иннотех»: Дома появился персональный компьютер от IBM. Моя мама тогда еще работала в ФАПСИ и занималась написанием дизассемблера — не помню зачем, но для чего-то это было нужно. Чуть позже уже в школе я освоил азы программирования и увлекся популярной тогда сетью обмена файлами FIDO. А уже всерьез столкнулся с ИТ на первом месте работы — промышленные СУБД, системы онлайн-обработки мобильных звонков и т.д. Пожалуй, именно в тот момент я осознал, что за технологиями будущее. На моих глазах и с моим участием страна успешно внедряла передовые телекоммуникационные сервисы.

 

Антон Якимов, технический директор ГК «Иннотех»: Папа трудился в подразделении по автоматизации систем управления предприятием, где работы выполнялись на больших черно-белых мейнфреймах. Я познакомился с компьютерами в детстве, ещё до школы, и они так или иначе сопровождали меня всю сознательную жизнь. Дальше все развивалось стандартно — вокруг появлялись старшие товарищи, которые стали разработчиками-самоучками. Глядя на их заработок и умение делать классные вещи, я освоил пару языков программирования. Затем устроился в компанию, которая делала интернет-сайт для магазина наручных часов. Уже тогда осознал, что технологии помогают делать жизнь проще и интереснее.

Ольга Добрякова, заместитель генерального директора по стратегическим инициативам и организационному развитию ГК «Иннотех»: Впервые с технологиями я столкнулась еще в начальной школе в книгах Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и «Марсианские хроники». Уже в этих произведениях 50-х годов XX века были отсылки к беспилотным автомобилям, большим широкоформатным экранам, беспроводным наушникам и многому другому. Не зря «инженер» переводится как «выдумщик» или «изобретатель». Сегодня мы так определяем и ИТ-специалистов, ведь сфера инноваций — это настоящий синтез творчества и науки. Именно это меня и привлекло еще в детстве в книгах фантастов. 

 

— Зачастую команды в ИТ-компаниях состоят из специалистов с опытом из разных индустрий. В «Иннотехе» аналогичная ситуация?

И.К.: Недавно для включения в коллегиальные органы управления потребовалось достать с дальней полки университетский диплом. Я с удивлением обнаружил, что моя специальность — информационные системы в банковском деле — точно совпадает с моими задачами как главы финтех-разработчика. Плюс двойной диплом информатик-экономист — более точного попадания в профессию мне кажется сложно представить.

А.В.: Я пришел в ИТ достаточно естественным образом, окончив МГТУ им. Н. Э. Баумана. Но в моем окружении много ребят, кто приходил, совершенно не имея профильного образования. Мне кажется, сейчас порог входа уже не такой высокий, как 10–15 лет назад. Профессия доступна каждому. Более того, в современном мире базовые знания и навыки в области ИТ обязательны для любой профессии, так как цифровизация коснется всех.

 

А.Я.: Вообще, я по образованию математик. В вузе еще была кафедра технологий программирования, но программа не успевала за трендами рынка. Скорее там закладывали базовые вещи, а не учили решать прикладные задачи. Поэтому настоящий опыт и знания пришли только с практикой. Я поработал в разных компаниях: и российских, и международных. 14 лет посвятил работе в телеком, где занимался аналитикой, писал требования, в какой-то момент даже какие-то инсталляторы собирал. И, конечно, занимался разработкой: сначала фронтом (клиентская сторона пользовательского интерфейса к программно-аппаратной части сервиса — Forbes Agenda), потом бэком (программно-аппаратная часть сервиса, отвечающая за функционирование его внутренней части — Forbes Agenda), девопсом (методология разработки ПО, задача которой в том, чтобы наладить взаимодействие программистов и сисадминов в компании — Forbes Agenda) и тестированием, проектировал базы данных, участвовал в архитектурных решениях. Я уверен, что разработчику необходим опыт из разных отраслей, он помогает находить новые идеи.

О.Д.: До прихода в ИТ-отрасль 12 лет назад я была главой M&A-команды (сопровождение сделок по покупке и продаже бизнеса — Forbes Agenda) и директором по персоналу шведской страховой компании, когда та выходила на российский рынок. С приходом в ИТ, смогла применить предыдущий опыт менеджмента и адаптироваться благодаря гибкому мышлению и навыку быстрого самообучения. В сфере инноваций найдется место любому талантливому специалисту, если он, во-первых, умеет действовать итерационно, учась на своих ошибках, а во–вторых, обладает пытливым умом, постоянно самосовершенствуясь и изучая новое. В мире технологий это просто необходимо, так как тренды рынка меняются каждый день. Сотрудник, обладающий этими двумя качествами, может перейти в ИТ из любой индустрии.

— Что из себя представляет ваша компания, в чем ее миссияКак можно объяснить ваш стремительный рост в пандемию?

И.К.:  ГК «Иннотех» разрабатывает инновационные решения для банковского сектора, стремится стать крупнейшей софтверной компанией страны и прочно занять лидирующие позиции на российском и международном рынках. Нам всего полтора года, но, сделав на старте ставку на инвестиции в людей и технологии, мы показываем самую высокую скорость роста и масштабирования, скорее всего, за всю историю российского ИТ-рынка. Из пандемии, при всем ужасе происходящего в мире, мы вынесли несколько уроков. Один из них связан с тем, что удаленка — это нормально. Можно расти в более чем 100 городах одновременно без офлайн-присутствия. Как только границы физического мира стерлись, мы оказались одними из немногих, кто смог собрать все бенефиты от сложившейся ситуации и показать стремительный рост. 

А.В.: Мы изначально родились в разгар пандемии. Компаниям, которые перестраивались с нуля, было очень сложно. Мы же со старта настроились на новые обстоятельства и приняли их как данность, сделав все процессы не привязанными к физической локации. Трудности были связаны с тем, что надо было сделать ряд вещей, которые раньше никто не делал. Например, никто еще не трудоустраивал в режиме удаленки до 500 человек в месяц.

 

О.Д.: Успех «Иннотеха» также объясняется прекрасной командой, которая изначально имела опыт в крупных международных проектах продуктовых компаний. Это обеспечило слаженность на берегу. Также большую роль играет общая любовь к технологиям. Наш девиз — «We Think Innovations» (русск. — ­«Мы думаем инновациями» — Forbes Agenda).

 Всего за полтора года вы наняли более 6000 разработчиков. Как вам это удалось при дефиците кадров на рынке

А.Я.: Достойные условия труда и высокая зарплата — это не единственная составляющая, чтобы привлечь специалистов в компанию. Их интересует возможности запускать амбициозные проекты, создавать продукты, которые станут фундаментом для развития цифровой индустрии. Именно поэтому к нам и идут: мы даем талантливым специалистам возможность раскрыться и проявить себя. Сегодня на глобальном ИТ-рынке сосредоточены тысячи профессионалов из России, которые, к сожалению, утратили с ней связь. Мы хотим изменить ситуацию и создать условия для заработка и участия в крутых проектах, оставаясь в родном городе и стране. Мы сохраняем гибкость, мобильность, легкость, стараемся трансформироваться внутри, переводя полностью все процессы в цифру, отказываясь от бюрократических историй и других артефактов. Мне кажется, ребята это чувствуют и отвечают высокой лояльностью. 

О.Д.: В среднем на одного разработчика приходится от пяти до восьми предложений о работе. Конкуренцию выдержат те, кто объединяют вокруг себя единомышленников общим смыслом, который нужен каждому человеку. Если сотрудники понимают миссию компании и свой вклад в развитие рынка и даже мира, то это увеличивает их лояльность — даже больше уровня заработной платы. 

 

— Как построена система управления в ГК «Иннотех»

И.К.: Нам повезло в этом смысле — многие из тех, кто находится у руля, знают друг друга многие годы. Это очень важно в эпоху ограничений, потому что очень сложно сработаться с людьми, не видя их лично. На сегодняшний момент структура выглядит следующим образом: есть я, генеральный директор, у меня несколько заместителей, отвечающих за ключевые направления. В первую очередь, это направления HR, которое включает в себя и оргразвитие, и стратегические инициативы — все, что касается развития команды, ее позиционирования и взаимодействия с внешним миром. Самый большой — технологический блок разработчиков. Третий блок развития бизнеса — это ребята, которые отвечают за взаимодействие с внешним рынком, за привлечение новых клиентов.

О.Д.: Наша система управления построена на прозрачности, простоте и скорости. При больших масштабах это возможно только при одном условии — все рутинные процессы должны быть цифровизированы, а весь потенциал высвобожден только на творческие задачи, направленные либо на созидание чего-то нового, либо на оптимизацию и улучшение.

А.В.: Здесь подходит термин «бионическая компания». Это когда технологии становятся полноценным участником всех внутренних процессов. Компьютерная система обретает статус коллеги. Мы делегируем множество процессов искусственному интеллекту, а команда фокусируется на более креативных задачах.

 

А.Я.: У нас 6000 разработчиков, и мы используем искусственный интеллект, который помогает принимать решения, распределять задачи, формировать лучшие команды, исходя из накопленных данных. Конкуренция за ресурсы сейчас чрезвычайно велика, поэтому бионический подход становится преимуществом.

 Как вам удается поддерживать внутреннюю коммуникацию при удаленной работе

И.К.: Наши сотрудники работают удаленно из самых разных городов России. Они не были знакомы друг с другом и с нами лично. Из-за этого особо остро стояла задача по выстраиванию эффективной внутренней коммуникации. Мы придумали довольно нестандартное решение: осенью в преддверии дня рождения компании запустили Innotech On Tour — автобусное «роад-шоу» топ-менеджеров по регионам, где работают наши сотрудники. Мы уже посетили шесть городов, а в итоге проедем 10 000 км и 17 городов России, чтобы лично познакомиться с командой, провести встречи с коллегами, образовательные мероприятия, вечеринки и концерты. 

 Вы представлены в России и Белоруссии, а в 2022 году планируете выйти на Ближний Восток, Африку и Юго-Восточную Азию. Почему выбрали именно эти рынки?

 

И.К.: Мы готовимся к большой экспансии на рынок СНГ. Но и Юго-восточная Азия, и Ближний Восток, и Северная Африка сейчас также переживают цифровую трансформацию. Многие страны перепрыгивают через длительные этапы, которые проходили Европа и США. Там возникают «голубые океаны» (неосвоенное рыночное пространство — Forbes Agenda) в области финтеха. Они понимают, что в ответ на рубль, доллар или единицу местной валюты, вложенные в цифровизацию, они смогут получить до 10 единиц в ответ практически моментально. В условиях быстро меняющихся трендов рынка им гораздо проще развиваться с нашими темпами роста. Поэтому мы выбрали не самый стандартный для российских стартапов вектор роста. 

 Есть ли у вас партнерские проекты для развития инноваций?

А.В.: Безусловно, в нашем ДНК есть открытость к разного рода партнерствам. В России у нас есть как коммерческие совместные проекты с клиентами, так и партнерства с вузами, среди которых Университет Иннополис, Дальневосточный федеральный университет и Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Вместе с вузами мы не только усилим разработку инновационных проектов, но и создадим образовательную и практическую базу для поддержки ИТ-талантов.

 Какие главные достижения компании можете выделить за последний годКакие цели ставите на 2022 год?

 

И.К.: Самые значимые достижения связаны с релизами партнеров и заказчиков: их результаты, в том числе выраженные в итоговых цифрах по прибыли за год уходящий — лучший индикатор качества совместной работы команд. Также к ключевым достижениям могу отнести выполнение планов по росту компании, какими бы амбициозными они ни были. В начале года это было на грани невозможного, но итоги года уже практически подведены, и результаты поражают даже нас самих. Мы уже готовим новую стратегию до 2024 года, которая связана с выходом на международные рынки и отвечает амбициям занять лидирующие позиции в сфере цифровых банковских продуктов.

А.В.: Во-первых, мы собрали огромную команду. Во-вторых, проходим путь развития компании без потерь эффективности и с минимальными дополнительными костами. В-третьих, успешно сформировали продуктовый портфель в условиях пандемии и ограниченности офлайн-коммуникаций. В следующем году мы планируем организовать поставку наших решений за пределы России. Не только в СНГ, но и в страны дальнего зарубежья. 

А.Я.: Я считаю, за полтора года нам удалось сделать невозможное и максимально ускорить разработку инновационных решений. В планах только наращивать активности в этой части и продвинуться еще дальше в развитии модели бионической компании, отдавая максимальное количество задач в руки автоматизации и искусственного интеллекта.

О.Д.: Среди главных достижений я бы отметила: яркий успех на старте, создание полномасштабной технологичной компании на территории России, быстрый и эффективный переход от модели бодишоп (компания, главная задача которой — «продать» своих программистов заказчику, который, как правило, находится в какой-то из стран с более развитым рынком ИТ-услуг — Forbes Agenda) к модели продуктовой разработки. И это все за полтора года. В 2022 году «Иннотех» будет динамически расти и масштабировать бизнес, но уже с прицелом и на международные рынки. Мы также продолжим максимально прогружать искусственный интеллект во внутренние процессы — в наши сервисы и системы. Как любят говорить футурологи, скоро в HR должно появиться подразделение для обучения роботов, а не только для обучения людей. В каждой визионерской шутке есть доля правды. И мы как раз стремимся к тому, чтобы технологии помогали не только клиентам, но и нам самим.

 

*Информационная поддержка

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+