К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Как маркировка лекарств помогает регулировать фармацевтический рынок

Сканирование лекарства с помощью бесплатного приложения «Честный знак» (Фото DR)
Сканирование лекарства с помощью бесплатного приложения «Честный знак» (Фото DR)
Маркировка лекарственных препаратов в России стала обязательной с 1 июля 2020 года. Об итогах и перспективах меры по борьбе с «серой» и контрафактной продукцией редакции «Деловой повестки» на VII ежегодной конференции «Цифровая индустрия промышленной России» рассказал Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий – оператора Национальной системы цифровой маркировки «Честный знак»
Егор Жаворонков (Фото DR)

  – Два года назад в России стартовала система цифровой маркировки лекарств. Насколько эффективной система оказалась на практике?

– Маркировка лекарств была запущена в разгар пандемии – летом 2020 года. Благодаря ней регулятор смог в онлайн-режиме отслеживать движение каждого препарата и дозы вакцины, оценивать спрос и формировать необходимые запасы. Это позволило обеспечить всех нуждающихся препаратами и спасать жизни. Пожалуй, это главный результат. В то же время система маркировки – это платформа сбора и анализа данных, которые нужны не только государству, но и бизнесу. В 2021 году мы смогли открыть производителям лекарств еще больше информации о состоянии их товаров на рынке: в частности, о текущем владельце и статусе упаковок. Недавно мы предложили Минздраву расширить объемы данных для бизнеса и предоставить доступ производителям к детализированной аналитике о состоянии товаров на рынке, в том числе – к адресам точек продаж и средним ценам по регионам. По сути, маркировка становится основой для цифрового развития всей системы здравоохранения и лекарственного обеспечения страны.

– А какая польза от маркировки покупателям?

 

– Система одновременно полезна и регуляторам, и бизнесу, и потребителям. Конечный бенефициар маркировки – пациент или покупатель. Каждый человек на этапе покупки лекарств может с помощью бесплатного приложения «Честный знак» просканировать код маркировки, убедиться в легальности товара, узнать реальный срок годности, среднюю цену, показания к применению, полную инструкцию и другую полезную информацию. Кроме этого, в приложении есть будильник приема препаратов и функция поиска лекарств в аптеках. Все это стало возможным благодаря данным системы маркировки.

– В каком направлении вы будете развивать систему?

– Сейчас мы проводим эксперименты по маркировке биологически активных добавок, медизделий, антисептиков. Планируем, что в 2023 году потребители смогут убедиться в легальности и этих товаров, а государство получит эффективный инструмент «обеления» рынка.

– Пока маркировка БАД в России проходит в экспериментальном режиме, но скоро станет обязательной. Что производителям стоит сделать уже сейчас?

– Вся отрасль БАД активно готовится к эксперименту, тестирует нанесение и считывание кодов. Пилотные проекты предназначены как раз для того, чтобы максимально полно охватить все распространенные виды упаковок, приспособиться к скорости производств и выработать наиболее комфортный для бизнеса подход к внедрению маркировки. Поэтому оставшимся вне эксперимента производителям и импортерам нужно, как минимум, подключиться к пилотному проекту, чтобы к моменту старта обязательной маркировки быть готовыми к ее внедрению.

 

– Как работает процесс маркировки?

– Его особенность как раз в едином концептуальном подходе. По сути, нет большой разницы, что маркировать – лекарства из перечня жизненно важных препаратов или брусок сливочного масла. Во всех случаях на упаковку наносится уникальный код, который при сканировании на каждом этапе жизненного цикла товара позволяет отследить всю цепочку. В случае, если покупатель или система зафиксируют нарушение, Росздравнадзор сможет оперативно установить местонахождение всей партии, заблокировать ее реализацию и установить виновных.

– Как система помогает отслеживать неправомерные действия?

– В системе содержатся все сведения об операциях с лекарствами. Если организации некорректно отражают свои действия, то это фиксируется в аналитических отчетах как нарушение. Система обменивается данными не только с Росздравнадзором, но и с Федеральной таможенной службой. На основе этих данных сотрудники таможни принимают решения о выпуске товаров на внутренний рынок. Такой подход защищает отечественный рынок от контрафактных, фальсифицированных и некачественных препаратов.

– Что показывает поток данных в системе: какие тенденции видны сегодня на рынке лекарственных препаратов?

 

– Сейчас фармацевтический рынок вернулся в стандартный режим после весеннего ажиотажного спроса, продажи «откатились» на уровень января-февраля. Система помогла остановить бесконтрольную скупку лекарств. Практически ежедневно мы с профильными органами власти показывали обществу, что причин для дефицита нет, лекарства из ассортимента присутствуют на рынке.

– Как ваш проект может повысить эффективность фармацевтического бизнеса?

– Думаю, все больший эффект для бизнеса будет иметь аналитика данных из системы маркировки. Уже сейчас ежемесячно мы получаем более 750 000 запросов на доступ к информации от производителей. Надзорные органы все больше ориентируются на данные «Честного знака» и обращают внимание на недобросовестных игроков. По сути, проверки проходят в онлайн-формате без участия самих предпринимателей. Это, безусловно, снижает нагрузку на бизнес и дает возможность направить ресурсы на его развитие.

– Какие идеи вы привезли на ЦИПР? Что обсудили, к каким выводам пришли?

– На ЦИПР мы показывали систему маркировки и поделились результатами работы. По сути, маркировка становится основой для цифрового развития всей системы здравоохранения и лекарственного обеспечения страны. Мы представили вклад системы в борьбу с COVID-19, в обеспечение населения вакцинами и лекарствами за счет постоянной сверки данных «Честного знака» и данных реестра вакцинированных Минздрава России. На площадке ЦИПР удалось обменяться мнениями со многими участниками рынка, и это может стать основой для новых проектов и развития системы в будущем

 

VII ежегодная конференция «Цифровая индустрия промышленной России» состоялась 1-3 июня 2022 года в Нижнем Новгороде. Мероприятие прошло при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Правительства Нижегородской области и Правительства Москвы.

* Информационная поддержка  

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+