Под южнокорейским парусом: как спасти судостроительную отрасль России
В 2022 году страны Евросоюза ввели санкции против крупнейших судостроительных предприятий России, что вызвало серьезные трудности с поставками необходимого оборудования для судоверфей. По данным Infoline, это привело к сокращению объемов сдачи кораблей и судов примерно на 20%. В интервью «Деловой повестке» президент корейской компании KEM Co, которая производит технику для российских верфей, Бунд Гю Ким рассказал о текущем состоянии отрасли в России, ключевых проблемах, мешающих отечественным заводам самостоятельно покрывать внутренний спрос, а также о перспективах выхода беспилотных судов на мировой рынок
Как Южная Корея может помочь
Ким не считает, что применение международных санкций Южной Кореей является препятствием для партнерства с Россией в судостроительной отрасли. «Я доверяю своим российским партнерам. Именно на основе этого доверия я продолжаю сотрудничество. Я убежден, что когда ситуация с Украиной наконец разрешится, сотрудничество между Россией и Кореей начнет развиваться еще быстрее», — отметил Ким.
По его словам, российское судостроение сегодня переживает спад: «50 лет назад российское кораблестроение было одной из ведущих отраслей в мире. Однако теперь лидирующие позиции на мировом рынке судостроения занимает Корея».
Ким рассказал, что успех Южной Кореи во многом обусловлен высокой степенью автоматизации производства. Это позволяет верфям выпускать широкий спектр судов в больших объемах, оперативно адаптируясь к рыночным требованиям. Внедрение аналогичной системы на российских судостроительных заводах позволит значительно нарастить темпы производства и полностью покрыть внутренний спрос, считает Ким. «Такая система увеличит объемы производства в два или даже в три раза», — заключил он.
Как строить больше судов
Ким отметил, что ключевой задачей для России сейчас является увеличение объемов судостроения. По его мнению, приоритетное внимание следует уделить строительству судов для речных и каналов, поскольку развитая сеть внутренних водных путей делает такой транспорт наиболее эффективным и экономичным для перевозки зерна, нефти, сырья, древесины, руды и других ресурсов.
Ким отметил, что ключевой задачей для России сейчас является увеличение объемов судостроения.По его мнению, приоритетное внимание следует уделить строительству судов для речных и каналов, поскольку развитая сеть внутренних водных путей делает такой транспорт наиболее эффективным и экономичным для перевозки зерна, нефти, сырья, древесины, руды и других ресурсов. «Насколько мне известно, в долгосрочной перспективе в России планируется построить 2000–3000 судов для внутренних водных путей», — поделился он.
Кроме того, Ким подчеркнул важность развития судоверфей и судостроительных заводов в регионах. В качестве примера он привел строительство танкеров для перевозки сжиженного природного газа в Арктике, где спрос на такие суда особенно высок.
По его словам, практически в каждом регионе России ощущается потребность в новом флоте. «В акваториях Черного и Каспийского морей, а также на реках Лена, Ока и Волга эксплуатируются сотни, а иногда и тысячи судов. Модернизация региональных судостроительных заводов позволит значительно увеличить объем производства», — подчеркнул он.
Как беспилотные суда повлияют на рынок
Ким рассказал, что в Южной Корее уже проходят испытания беспилотных судов. Их внедрение позволит существенно сократить транспортные расходы за счет уменьшения численности экипажа. «Например, экипаж судна класса «Афрамакс» теперь может составлять не 28 человек, а всего 18, что уже приводит к значительному снижению расходов. Кроме того, эксплуатация таких судов будет более экологичной», — отметил он.
В то же время Ким подчеркнул, что разработка беспилотных судов — более сложный и длительный процесс по сравнению с автомобилями.
* Информационная поддержка
