К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ольга Пивень: о soft power в новом понимании

Ольга Пивень: о soft power в новом понимании
Директор Научно-исследовательского института коммуникационных стратегий (НИИКС), директор конференции ЦИПР Ольга Пивень о том, как цифровизация влияет на социокультурное направление и soft power

С самого начала научно-технического прогресса люди противопоставляли естественное и искусственное, природу и машину. В зависимости от точки зрения, это противопоставление подавалось либо как борьба нового и старого, либо настоящего и противоестественного. Вспомним хотя бы деление на «физиков» и «лириков» в нашей стране, вошедшее в моду в эпоху НТР.

Ведущие умы всегда понимали, что это противоречие мнимое. Физик-теоретик Лев Ландау писал: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм… Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, – плохой физик». А Лев Толстой, тысячу раз в своем романе «Война и мир» на математических примерах рассказывающий об исторических законах, говорил: «Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце».

Сегодня в век цифровизации часто звучат мнения, противопоставляющие общественные, гуманитарные науки и «двоичный код». Но также, как и прежде, это противопоставление искусственное. Цифровые инструменты в современном мире помогают глубже понять общественные процессы (например, с помощью анализа больших данных), или воздействовать на личность человека, способствуя ее становлению (например, индивидуализируя его образование с помощью цифровых платформ).

 

Команда НИИКС, партнера ЦИПР-2020, исследует взаимосвязь общества и культуры с новыми цифровыми технологиями. Научные интересы НИИКС сосредоточены на области актуальных коммуникационных процессов: лингвистики, воздействия в СМИ и социальных сетях, новых методик измерения силы воздействия и эффективности коммуникаций. Мы изучаем формирование диалога и общественного мнения, разрабатываем методики и инструменты работы с коммуникациями. В портфеле наших проектов исследовательские работы про распространение русского языка и культуры, территориальные стратегии развития, концепции территориального брендинга и трансформации городской среды, исследования в области трансфера технологий в целях импортозамещения, аналитические исследования в области цифровой экономики, программирование деловой повестки различных конференций и форумов в области цифровой экономики, биотехнологий, коммуникаций и образования.

Тема цифровой трансформации гуманитарной сферы находится как раз на стыке технических и социальных наук, и поэтому не удивительно, что она станет одной из ключевых тем ЦИПР-2020. На этой площадке состоятся дискуссии и лекции, посвященные цифровому искусству, новым медиа, образованию в технологическую эпоху, вопросам интеллектуальной собственности в цифровом мире и другим актуальным вопросам в этой области.

 

В современном обществе все чаще используются принципиально новые инструменты и методы взаимодействия. Цифровые площадки, такие как «ВКонтакте» или Facebook, становятся инструментами не только объединения людей по интересам, но и социального лифта. Процессы, происходящие в обществе, дискуссии все чаще начинаются с обсуждений на таких цифровых площадках, лишь потом уже перерастая в многочисленные статьи и колонки в СМИ. Достаточно вспомнить в этой связи движение #metoo.

Мы видим, что сейчас изменился способ потребления и дистрибуции контента, его распространение стало трансграничным, что влияет на баланс интересов, в том числе и в контексте международной повестки, борьбе за аудиторию. Благодаря цифровизации, с одной стороны, стало легче и проще распространять контент, с другой – появились новые требования к визуализации интонации контента, форматам и способам его продвижения. Это и есть softpowerв новом понимании.

Но меняется не только воздействие на человека, эра цифровых технологий принесла в нашу жизнь понятие softskills, или так называемых гибких навыков. Сегодня, чтобы быть успешным и делать карьеру, недостаточно просто быть узким специалистом в своей области. В современном обществе, бизнесе, государстве ценится наличие «сквозных», надпрофессиональных навыков. И они тесно связаны с цифровой трансформацией общества, хотя на первый взгляд этого и не видно.

 

Новое, цифровое общество, новый, цифровой бизнес, новое, цифровое государство – все они требуют от участников процессов других навыков. Сегодня вам надо уметь подстраивать свои компетенции под постоянно меняющиеся условия среды. Чем более ты вариативен, тем более востребован, тем больше у тебя шансов на победу.

Мир меняется стремительно, а цифровые технологии в этом изменении – и объект, и субъект. С одной стороны они сами меняют этот мир, а с другой – помогают нам с успехом пройти эти изменения. Сегодня уже нет сомнений, что общество и «цифра» неразрывно связаны, и нам нужно не только найти эти взаимосвязи, но и использовать их во благо человека, общества и всей цивилизации.

Фотограф: Екатерина Русских

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости