«Предпринимательство и занятость в эпоху гиганомики»: дискуссия на ПМЭФ

ИТ-компании, которые создали технологические продукты для мгновенного вызова такси и заказа товаров, теперь запускают несвойственные для технологического бизнеса проекты: инвестируют миллионы долларов в программы страхования и поддержки водителей и курьеров, помогают обелять отрасли, открывают фонды поддержки партнеров в пандемию. На сессии «Предпринимательство и занятость в эпоху гиганомики» поговорили о том, вынужденные ли это шаги или органичное направление развития ИТ-гигантов, куда приведут социальные инициативы цифровых платформ и как синхронизировать их с государственными проектами.
Модератором встречи выступила Ирина Малкова, главный редактор The Bell. Спикерами стали:
- Антон Котяков, министр труда и социальной защиты РФ
- Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng
- Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
- Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекс»
- Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ
- Александр Шульгин, генеральный директор Ozon
«Платформенная экономика во многих сферах привела к обелению экономической деятельности и создала возможности для легального заработка, извлечения доходов многих групп, которые традиционно являются уязвимыми, для которых важна иногда эпизодическая случайная занятость и низкие барьеры на вход в этот сегмент. Это молодежь, женщины с детьми, часто в случае с дистанционной занятостью люди с инвалидностью, люди предпенсионного и пенсионного возраста, в отношении которых часто существуют возрастные стереотипы. Если мы посмотрим на соотношение выгоды и издержек, окажется, что все игроки заинтересованы в том, чтобы регулирование каким-то образом состоялось», — отметила Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Для работников платформенной экономики отсутствие регулирования и их статус самозанятых, означает какое-то отсутствие гарантий на случай болезни, страхования рисков. Для самих платформ отсутствие регулирования — это также ответственность и возможность судебных разбирательств.
«Регулирование платформ и их отношений с самозанятыми не пойдет по классическому сценарию трудового законодательства. Это примерно, как в детской игрушке, когда все окна круглые, а на плане — квадрат. Текущая ситуация не укладывается в традиционные отношения, у нее свои специфические особенности, и именно на них нам нужно будет ориентироваться», — высказал свое мнение Антон Котяков, министр труда и социальной защиты РФ.
Как утверждает Котяков, самозанятые — основной элемент платформенной занятости. Более 2,4 млн на сегодня зарегистрированных самозанятых, буквально 8 месяцев назад их было 1,4 млн человек: нынешняя ситуация на рынке и в мире очень сильно меняет действительность. Последние опросы показали, что почти 60% молодых выпускников видят свое будущее либо в работе на себя, либо в открытии собственного дела.
«У нас есть экосистемы частные, классические, и есть экосистемы, которые, условно, формируются госкомпаниями. Причем иногда в конкуренции друг с другом. В условиях того, что цифровизация государства идет очень активными темпами, то наша задача как государства — никому не давать каких-то преимущество от государственных сервисов, от тех данных, которые есть в распоряжении государства. Задача Минцифры — создать равные условия и аккуратно использовать те возможности, которые есть у нас, чтобы подпитывать развитие экосистем. Например, у нас стоит задача, что все услуги государственные, мы должно обеспечить возможность получать через различные каналы — будь то Сбербанк, будь то Яндекс, будь то другие экосистемы», — отметил Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.