Готовы ли мы к изменившемуся миру? Отвечают эксперты форума «Открытые инновации»

Forbes Agenda Forbes Contributor
Международный форум «Открытые инновации», проходивший в этом году в формате онлайн, собрал более 120 тысяч участников из 134 стран мира

Записи всех сессий деловой программы можно посмотреть на официальном сайте форума.

Тема форума — «New Digital Normal. Готовы ли мы к изменившемуся миру?» — была связана с трансформацией экономики, социума и всех сфер жизни человека, обусловленной с одной стороны развитием технологий, а с другой — пандемией коронавируса. А что делать тем, кто не чувствует себя «готовым к изменившемуся миру»? Своим мнением и советами поделились спикеры «Открытых инноваций».

Трамэйн Монаган, главный директор по инновациям в Tencent Africa

Сказать по правде, человечество в целом инертно. Эффективнее всего влияют на наши потребности и способность к изменениям трагедии, стресс и страх. Мы уже и так вступили на путь цифровизации — одни шли к этому медленно, другие нет, но пандемия COVID-19 практически мгновенно переместила в цифровую эпоху всех нас. За короткий промежуток времени динамика процессов ускорилась. Страх потерять прибыль или сотрудников заставил бизнес быть более гибким и показал, как компании могут адаптироваться к трудным ситуациям. Например, переход на дистанционную работу произошел очень быстро. Подозреваю, еще какое-то время после пандемии все будут говорить о положительных сторонах «удаленки», но в долгосрочной перспективе этот формат будет исчезать. Постепенно мы увидим возвращение в офисы, потому что экстраверты нуждаются в энергии коллектива, а руководители должны воочию видеть результаты своей работы.

Леонид Меламед, председатель совета директоров «Доктор рядом Холдинг»

Сейчас уже сложно найти людей, которые скажут: «Я не готов к изменившемуся миру». Цифровой мир настолько обольстителен, что и дети младшего ясельного возраста, и 80-летние пенсионеры легко осваивают современные технологии. Наши бабушки и родители сидят в мессенджерах, работают в зуме, смотрят фотографии в фейсбуке, общаются с друзьями по скайпу, читают электронные книги, смотрят фильмы в онлайн-кинотеатрах. Эта виртуальная планета — очень удобна для заселения. И могут быть только какие-то очень специальные ситуации, когда людям она кажется неинтересной, им сложно туда попасть или у них мощные внутренние противоречия. Люди, которые до сих пор боятся цифровых технологий, уже находятся в меньшинстве. Посмотрите на количество онлайн-платежей в Москве, например. В автобусе вы платите за билет онлайн, и никого это не останавливает. Никто не говорит: «Как же мы теперь зайдем в автобус?»

Рено Селигманн, Директор и Постоянный представитель Всемирного банка в Российской Федерации

Я думаю, мы все запомним этот год как год шага к массовой цифровой культуре. Вспышка COVID-2019 привела к росту использования интернета во всем мире. Согласно анализу DataReportal, этой весной интернетом пользовались более 4,5 млрд человек, что демонстрирует по сравнению с аналогичным периодом 2019 года рост на более чем 7%. В апреле уровень использования социальных сетей вырос более чем на 8% (3,81 млрд человек). Людей, ежедневно использующих Twitter, стало больше на 14 млн. Аудитория Instagram выросла на 4,5%. Самой успешной платформой, конечно, стал Zoom. В декабре 2019 года у него было 10 млн пользователей, а апреле он преодолела отметку в 300 млн участников ежедневных онлайн-встреч. Рост почти на 3000%! Кроме того, в этом году многие правительства вместе с частным сектором обратились к цифровым технологиям, чтобы справиться с пандемией. Например, в Китае компания Baidu применила свои картографические системы на основе ИИ для отслеживания потока поездок в районы высокого риска с использованием платформы больших данных Baidu Maps. Платежная система Alipay стала присваивать пользователям цветовые коды для определения состояния здоровья. А в Сингапуре власти внедрили приложение TraceTogether, которое предупреждает пользователей, что они побывали в непосредственной близости от подтвержденного случая заражения COVID-2019.

Джейшри Сет, корпоративный ученый, главный научный консультант 3M

У каждой эпохи свой потенциал для бедствий – от вулканов и цунами до голода и болезней. Человечество учится на них реагировать, и мы с вами, конечно, лучше предыдущих поколений подготовлены к тому, чтобы справляться с этими бедами. Однако каждый «черный лебедь» приносит с собой уникальный набор проблем, которые нам необходимо преодолевать. В ситуации с COVID-19 важно принимать меры индивидуального и коллективного плана. Компания 3M атакует пандемию со всех сторон. Мы разрабатываем систему быстрого тестирования на COVID-19, позволяющую диагностировать вирус в течение нескольких минут. Мы удвоили производство СИЗ и планируем выпускать 95 млн респираторов N95 в месяц. В прошлом году мы инвестировали $41 млн в поддержку STEM-образования, а в этом году направили $50 млн на создание Фонда социальной справедливости. Лично мне было очень приятно участвовать в программе, призванной помочь студентам оставаться вовлеченными в STEM-образование.

Михаил Коноплев, генеральный директор WeWork в России и Восточной Европе

Чтобы быть готовым к вызовам, компании любого размера должны научиться гибкости и способности адаптироваться к быстро меняющейся реальности. Любой кризис можно рассматривать и как проблему, и как возможность для поиска своих сильных сторон и роста. Мы верим, что пройти через сложные периоды помогает умение искать помощь вовне, сотрудничать с другими специалистами и компаниями. Нашим резидентам мы помогаем создать сообщество, где люди с разными навыками и возможностями могут объединяться и работать вместе, чтобы приносить пользу друг другу. Это один из самых эффективных способов выжить во времена неопределенности.

Ванли Мин, основатель и CEO North Summit Capital and QuadTalent Technology

Есть три совета, которыми я могу поделиться. Во-первых, примите эти изменения. Как сказал Чарльз Дарвин: «Выживает не самый сильный из видов и не самый умный, а тот, кто наиболее приспособлен к изменениям». Во время пандемии это качество больше, чем когда-либо, помогает нам выигрывать. Это важно для каждой компании, чтобы приспособиться к быстрому темпу перемен. Во-вторых, будьте настойчивы. Продолжайте пробовать, исследовать новые технологические возможности. В-третьих, объединяйтесь. Власть, наука и бизнес должны работать вместе, чтобы сообща найти решения для восстановления мира после COVID 19.