К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

«Smart regulation» как основная концепция развития отрасли торговли

«Smart regulation» как основная концепция развития отрасли торговли
Мнение Сергея Белякова, Председателя Президиума АКОРТ

Сегодня отрасль торговли выступает ключевым донором ВВП, основным налогоплательщиком и крупнейшим работодателем; выполняет социально значимые функции, обеспечивая продовольственную безопасность страны и доступность качественных продуктов питания для широких слоев населения. Именно в силу того, что отрасль находится на стыке множества бизнес-процессов, связывающих участников из самых разных отраслей экономики, а к тому же выступает фундаментом потребительской экономики — основы социальной стабильности любого общества, она не может регулироваться обычным нормативным образом с преобладанием запретительных трендов. Для такой социально чувствительной отрасли как торговля необходим совершенно иной подход к регулированию, делающий ставку не на ограничение, а на развитие. Быстроменяющиеся экономические, социальные и технологические условия вынуждают оперативно реагировать на возникающие сложности, решать новые вопросы, что становится совершенно невозможным в рамках строго государственного регулирования.

Современный мировой тренд в том, что торговля требует «smart regulation», сочетающее в себе потенциал для бизнес-развития и сохранения социальных функций отрасли. Одним из основных элементов так называемого «умного регулирования» становится саморегулирование, подразумевающее решение возникающих задач в рамках переговорного процесса и требующее следования добросовестным практикам.

Жесткое нормативное регулирование, к огромному сожалению, сегодня доминирует. Это простой, не требующий глубокой экспертизы и  гибкости мышления — путь в никуда. Такой подход не отвечает интересам не только участников бизнес – процессов, но и рядовых покупателей, для которых, в конечном итоге, мы все работаем. Они не обязаны понимать, почему они не могут получить в магазине товар или услугу, за которые готовы заплатить и которые, как уже знают, доступны покупателям в других экономиках. Это наша общая – отрасли и депутатов – обязанность сделать так, чтобы уклад жизни российского покупателя был современным, европейским по уровню сервиса, комфортным – и, разумеется, защищенным.

 

Выработать такую систему норм и правил не в состоянии ни одно государство в мире, даже самое квалифицированное. Именно для этого везде в мире развивается саморегулирование, агрегирующее практики и опыт наиболее квалифицированных участников рынка. Более того, саморегулирование в торговле – это не процесс в рамках одной отрасли, это более сложный межотраслевой механизм, который затрагивает интересы и товаропроизводителей, и транспортного комплекса, и налоговых органов, и надзорных ведомств.

Саморегулирование — это готовность участников рынка самостоятельно прикладывать усилия и вырабатывать нормы и правила, принимать ограничения и идти на компромиссные решения, руководствуясь не только коммерческой выгодой, но и возможностями для развития отрасли.

При координирующем участии Минпромторга создана рабочая группа, в которую вошли как представители ритейла, так и производители, члены крупных отраслевых союзов. Пока мы только на начальном этапе непростого пути, нам предстоит выработать оптимальный, приемлемый для всех подход к саморегулированию. Это требует и от нас, и от наших контрагентов готовности к «государственному взгляду» на задачи, честности, открытости. Если мы сейчас договариваемся о том, что в нашей хозяйственной практике придерживаемся принципов саморегулирования, неприемлема ситуация, в которой одна из сторон взаимоотношений будет лоббировать ужесточение законодательства, при этом требуя компромиссных решений от партнеров. Ритейл готов взять на себя подобные обязательства Помимо этого, мы уже сформировали и передали в министерство ключевые направления, по которым, как нам кажется, мы могли бы достичь взаимопонимания с поставщиками.

Развитие саморегулирования как залог формирования комфортной потребительской среды – ключевая тема конференции, которая состоится в рамках КЭФ – 2019. Вместе с представителями крупнейших торговых сетей и отраслевых союзов мы обсудим, как будет выглядеть система саморегулирования в торговле и какие вопросы стоят на повестке ближайшего заседания рабочей группы.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+