«Smart regulation» как основная концепция развития отрасли торговли

Forbes Agenda Forbes Contributor
Мнение Сергея Белякова, Председателя Президиума АКОРТ

Сегодня отрасль торговли выступает ключевым донором ВВП, основным налогоплательщиком и крупнейшим работодателем; выполняет социально значимые функции, обеспечивая продовольственную безопасность страны и доступность качественных продуктов питания для широких слоев населения. Именно в силу того, что отрасль находится на стыке множества бизнес-процессов, связывающих участников из самых разных отраслей экономики, а к тому же выступает фундаментом потребительской экономики — основы социальной стабильности любого общества, она не может регулироваться обычным нормативным образом с преобладанием запретительных трендов. Для такой социально чувствительной отрасли как торговля необходим совершенно иной подход к регулированию, делающий ставку не на ограничение, а на развитие. Быстроменяющиеся экономические, социальные и технологические условия вынуждают оперативно реагировать на возникающие сложности, решать новые вопросы, что становится совершенно невозможным в рамках строго государственного регулирования.

Современный мировой тренд в том, что торговля требует «smart regulation», сочетающее в себе потенциал для бизнес-развития и сохранения социальных функций отрасли. Одним из основных элементов так называемого «умного регулирования» становится саморегулирование, подразумевающее решение возникающих задач в рамках переговорного процесса и требующее следования добросовестным практикам.

Жесткое нормативное регулирование, к огромному сожалению, сегодня доминирует. Это простой, не требующий глубокой экспертизы и гибкости мышления — путь в никуда. Такой подход не отвечает интересам не только участников бизнес – процессов, но и рядовых покупателей, для которых, в конечном итоге, мы все работаем. Они не обязаны понимать, почему они не могут получить в магазине товар или услугу, за которые готовы заплатить и которые, как уже знают, доступны покупателям в других экономиках. Это наша общая – отрасли и депутатов – обязанность сделать так, чтобы уклад жизни российского покупателя был современным, европейским по уровню сервиса, комфортным – и, разумеется, защищенным.

Выработать такую систему норм и правил не в состоянии ни одно государство в мире, даже самое квалифицированное. Именно для этого везде в мире развивается саморегулирование, агрегирующее практики и опыт наиболее квалифицированных участников рынка. Более того, саморегулирование в торговле – это не процесс в рамках одной отрасли, это более сложный межотраслевой механизм, который затрагивает интересы и товаропроизводителей, и транспортного комплекса, и налоговых органов, и надзорных ведомств.

Саморегулирование — это готовность участников рынка самостоятельно прикладывать усилия и вырабатывать нормы и правила, принимать ограничения и идти на компромиссные решения, руководствуясь не только коммерческой выгодой, но и возможностями для развития отрасли.

При координирующем участии Минпромторга создана рабочая группа, в которую вошли как представители ритейла, так и производители, члены крупных отраслевых союзов. Пока мы только на начальном этапе непростого пути, нам предстоит выработать оптимальный, приемлемый для всех подход к саморегулированию. Это требует и от нас, и от наших контрагентов готовности к «государственному взгляду» на задачи, честности, открытости. Если мы сейчас договариваемся о том, что в нашей хозяйственной практике придерживаемся принципов саморегулирования, неприемлема ситуация, в которой одна из сторон взаимоотношений будет лоббировать ужесточение законодательства, при этом требуя компромиссных решений от партнеров. Ритейл готов взять на себя подобные обязательства Помимо этого, мы уже сформировали и передали в министерство ключевые направления, по которым, как нам кажется, мы могли бы достичь взаимопонимания с поставщиками.

Развитие саморегулирования как залог формирования комфортной потребительской среды – ключевая тема конференции, которая состоится в рамках КЭФ – 2019. Вместе с представителями крупнейших торговых сетей и отраслевых союзов мы обсудим, как будет выглядеть система саморегулирования в торговле и какие вопросы стоят на повестке ближайшего заседания рабочей группы.

Новости партнеров