На службе у 007

Восемнадцать часовых марок — от Swatch до Breguet. Полторы сотни заводов, выпускающих компоненты, без которых не обходится ни одно швейцарское часовое производство. Имя, с которым связывают возрождение швейцарской часовой промышленности. Это — холдинг Swatch Group и владеющая им семья Хайек. Николас Хайек-старший входит в список мировых миллиардеров Forbes (№292, $2,5 млрд). Его сын, Ник Хайек-младший, вообще-то хотел стать режиссером, но с 1994 года подключился к семейному бизнесу, а с 2003-го полностью руководит компанией. Когда на киноэкраны выходит очередной фильм о Джеймсе Бонде, все внимание Ника, естественно, приковано к фирменным часам агента 007 — Omega. Хотя ему приходится заботиться и о других марках.

— Скажите честно, вам нравится новый Бонд?

— Послушайте, Дэниел Крейг — великолепный актер. И в новом фильме все прекрасно: высочайшее качество, спецэффекты настоящие, а не компьютерные. Как человек, когда-то работавший режиссером, могу сказать: они вернулись к самим корням «Джеймса Бонда».

— Что вы успели снять, будучи режиссером?

— Комедии, очень ироничные, иногда даже циничные слегка. У меня было два полнометражных фильма. Один из них — история мальчика, маленького воришки, который «работал» на автострадах в Италии. Его дядя продавал американским туристам поддельные часы (смеется) — Omega, Rolex... И вот однажды мальчик вместе с туристическим автобусом уехал в Швейцарию, оказавшись в совершенно новом для себя мире, где он столкнулся со всеми этими символами статуса и богатства. Мораль: человеческие эмоции — вот подлинная ценность, а искусственный, поверхностный мир атрибутов богатства — пуст.

— Не скучаете по режиссерству?

— Иногда скучаю, особенно когда мы начинаем в компании обсуждать бюджеты (улыбается). Но обычно нет. Вообще, руководить Swatch Group — это огромное преимущество: это единственная компания в мире, которая присутствует во всех сегментах массового рынка. У нас имеется основание — Swatch, затем идем выше к Tissot, CK, Hamilton. Далее — еще более высокий сегмент: Longines, Rado. И, наконец, Omega — мостик от высокого сегмента к самому престижному, представленному Breguet. И все без исключения наши продукты эмоциональны. Как кино.

— Почему люди покупают все больше часов?

— Одни, конечно, просто хотят подчеркнуть статус, часто весьма поверхностно: за счет золота, бриллиантов. Но таких процентов 10–15. Остальные хотят купить что-то, что несет в себе ценность, красивые предметы, у которых есть история, есть сущность. И у Breguet, и у Omega есть сущность и есть история. Создатели этих марок изобрели практически все, что есть в часах. Бреге придумал заводную головку для часов, это же фантастическое устройство! Его можно сравнить с изобретением «окон» и «мышки», позволяющих ориентироваться в компьютере и управлять им. Бреге сделал свое изобретение в XVIII веке, еще Наполеон этим пользовался.

— Во времена Наполеона не было мобильных телефонов, показывающих время и отнимающих у вас покупателей…

— Мобильные телефоны — это именно то, что помогает нашему бизнесу развиваться. С появлением всех этих переносных устройств ваш офис становится мобильным, вам больше не нужно целыми днями сидеть на рабочем месте. Вы идете в центр города, туда, где рестораны и… наши магазины. Вы приходите сюда, видите брэнды и покупаете их. Ведь покупка часов всегда спонтанна, эмоциональна. Мы должны сказать спасибо мобильным телефонам.

— У часов Swatch очень много разновидностей. Есть какая-то, которая нравится вам больше всего?

— Swatch — это не только часы, это средство общения между людьми плюс немного провокации, за что их так любят творческие люди. У меня есть часы Swatch на разные случаи жизни. Если вдруг мне придется встречаться с президентом Бушем, я надену часы с портретом Че Гевары. Наверное, он бросит меня в тюрьму Гуантанамо после этого.

— А если вам придется встречаться с президентом Путиным?

— У нас есть одна модель в духе разведслужб: черный циферблат без стрелок. Глядя на него, нельзя сказать, который час. Уверен, господину Путину понравилось бы.

Новости партнеров