К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Сельский час


Как и зачем бизнесмены занимаются натуральным хозяйством и производством экопродуктов.

Александр Бродовский развивает экофермерство в Тульской области

«Вот отсюда начинается «Горчичная поляна». Александр Бродовский отрывает руку от руля автомобиля и будто рисует ею полукруг, показывая на сосновый лес и большой заливной луг у реки. Пойма переходит в лесок, потом появляются первые деревенские домики, затерянные среди деревьев, разноцветные рабочие вагончики, а где-то вдалеке виднеется стадо обросших к зиме солидной меховой шубой коров.

«Горчичная поляна» — животноводческая экоферма, которую шесть лет назад создал бизнесмен Александр Бродовский, совладелец и основатель торговой сети Woolstreet. Бродовский долго жил в Германии, вернулся в Россию в 1996 году, создал торговую компанию, а о фермерском бизнесе и не помышлял, хотя всегда интересовался экодвижением и натуральной едой. В 2005 году он приобрел небольшой кусок земли в Тульской области, где собирался строить семейную усадьбу (чертежи хранит до сих пор). Примерно в то же время прочитал книгу австрийского крестьянина Зеппа Хольцера — гуру экологического фермерства. И решил, что на купленной земле нужно делать свое хозяйство. Главная идея экофермерства — гармоничный симбиоз ландшафта, животных и растений с учетом особенностей местности. Бродовский начал эксперимент с собственного дома, где живет с семьей: на 32 сотках завел кур, кроликов и небольшой огородик с высокими грядками. Но планы шли дальше, и в 46 лет он стал хозяином экофермы в заповедных местах Тульской области. А Зеппа Хольцера и еще нескольких немецких специалистов позвал в качестве консультантов.

 

За шесть лет «Горчичная поляна» разрослась до 1200 га, стадо коров увеличилось до 220 голов, а свиней — до 800. И это первый в России производитель мяса, сертифицированный в соответствии с требованиями экологического натурального производства Евросоюза.

Животные содержатся в максимально приближенных к естественным условиях, без коровников и свинарников. Кормят их тем, что растет на территории фермы. А из мяса делают натуральную колбасу — без консервантов. Бродовский обрабатывает землю бесплужным способом, активно использует севооборот и только органические удобрения.

 

Даже дома на территории «Горчичной поляны» построены с соблюдением всех экоправил: деревья срублены в определенную фазу луны, деревянный пол не покрывается лаком, его раз в месяц моют хозяйственным мылом и рисовыми щетками (это Бродовский подсмотрел в австрийском ресторане).

За шесть лет, что создавалось хозяйство, Бродовский из увлеченного любителя стал понимающим фермером, создал сеть постоянных покупателей, открыл интернет-магазин и завел себе страничку в интернете, где подробно и живо рассказывает о буднях фермы.

Но особенно любит поговорить о жизненных ценностях. «Люди владеют шикарными домами, дорогими машинами, носят дизайнерскую одежду, отдыхают в отелях класса люкс, — рассуждает фермер. — Но часто не могут себе позволить самую простую вещь, доступную всем нашим предкам, — натуральную еду у себя дома». По его словам, люди в больших городах постепенно начинают понимать, что не получают необходимого качества жизни. «Важны ведь не деньги, не бизнес, — говорит Бродовский, — а другие вещи: семья, вкусная еда, общение, природа».

 

«Впрочем, у меня пока никакого умиротворения, — добавляет фермер. — Приходится много работать. Сплю по пять часов, разрываюсь между городом и деревней».

Бродовский приезжает в «Горчичную поляну» раз в неделю — а это 270 км от Москвы. Со временем стало понятно, что ферма требует слишком много времени и для хорошего результата мало бывать там наездами. Он шутит, что отпросится у своего компаньона по Woolstreet на месяц-другой в деревню.

Рабочий график на ферме плотнее, чем городской: надо обсудить с механиком электричество в цехе, разобраться, почему сломан трактор и что с кормом для свиноматок, почему померзла часть урожая моркови, провести собеседование с новым агрономом и зоотехником.

Экскурсию по огромной территории фермы Бродовский проводит тщательно, как в классическом музее: обязательно покажет гостям, где пасутся мохнатые коровы, и расскажет анекдот, как провозил первых 35 коров через таможню (тогда он их вез как физлицо и таможенникам сказал, что они нужны ему «стричь газон»). Вспомнит, как выбирал породу, чтобы коровы стойко пережили русскую зиму. Итог — пушистые, коренастые, с мохнатыми ушами коровы породы галловей. И темно-коричневые, с рыжиной свиньи породы дюрок. Для них на огромном поле он построил невысокие домики, где они могут ночевать и греться. Правда, летом свиньи предпочитают пастись на просторе, для этого у них десятки гектаров, и все стадо постепенно переходит с одного участка на другой.

Экскурсия продолжается у погреба, где хранятся овощи (картошка, морковь, свекла — все с огорода). «А какая тыква в этом году уродилась!» — восклицает хозяин. Здесь же, под навесом вытянутого здания, каждую осень празднуется День урожая, собираются люди из окрестных деревень и соседнего города Суворова, московские клиенты и друзья, накрывают стол (все своего урожая) и разводят костер.

 

Большой деревянный дом — хозяйский, Бродовский называет его «Домиком Петра» (в честь императора, который смог посреди болота и воровства построить город, для Бродовского он своего рода ориентир). Рядом домик поменьше — для гостей и агротуристов, которые часто бывают тут в теплое время.

Но главная гордость — деревенский дом вековой давности. «Горчичная поляна» находится на территории «Поселка Льва Толстого», который сто лет назад основали толстовцы. Фермер полностью восстановил дом, сохранив уникальную старинную кладку — бревно с глиной.

За шесть лет освоения сельской целины были у Бродовского периоды оптимизма — он называет их «розовыми» — и пессимизма. Последних было больше — спивающийся администратор, воровство, непрофессиональный агроном, подрядчики, которые не справляются с задачей, наезды властей. Сейчас этап позитивный. С октября Бродовский совершил, по его словам, прорыв. Впервые за эти годы перевел ферму на самоокупаемость. В марте из Германии был доставлен долгожданный коптильный шкаф, и вот-вот будет запущен собственный мясной цех полного цикла, чтобы делать на месте фирменные колбасы и другую продукцию из свежего мяса. Спрос давно уже превышает предложение, а благодаря собственному цеху (пока помещение арендуют на заводе в Суворове) объемы производства вырастут, по оценке фермера, процентов на сорок.

Но главное, чему рад бизнесмен: он не стал связываться с кредитами в банках, а вкладывал в бизнес собственные деньги. Ферма пока неприбыльна и остается для Бродовского хобби. «Это не бизнес для меня, а страсть. Я не занимаюсь прибыльными делами», — смеется он.

 

Его деятельность в «Горчичной поляне» и правда больше похожа на благотворительность. На окраине Тульской области, в погибающей деревне появляется богатый человек из Москвы, скупает землю, но не строит себе замок, а создает хозяйство и предлагает работу. Сейчас на ферме работает около 20 человек, причем практически все местные.

«Возрождение сельского хозяйства? — Бродовский отвечает вопросом на вопрос. — Возрождение не то слово, здесь надо строить все заново. Поэтому я выбрал чистое поле и умершую деревню».

Но при этом он не теряет надежды, рассказывает про соседа, который тут же, в нескольких километрах разводит коров, вспоминает про фермы Олега Дерипаски и других бизнесменов. «Если наше дело пойдет, — уверен Бродовский, — таких, как мы, будет все больше».

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости