К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Искусство в массы: список литературы для начинающих искусствоведов

Искусство в массы: список литературы для начинающих искусствоведов
Forbes Woman выбрал 10 книг, которые помогут не заблудиться в мире творческих –измов и разговаривать с критиками на равных.

Когда «очередь на Серова» превратилась в имя нарицательное, а билеты на выставку шедевров Пинакотеки Ватикана закончились еще до ее открытия, про степень интереса к искусству российских граждан можно перестать спорить. Чем бы ни было вызвано ажиотажное внимание — умелым пиаром или тягой к просвещению, очевидно, что публика нуждается в зрелищах подобного уровня и масштаба. Желая провести досуг в диалоге с прекрасным, перед музеями выстраиваются толпы. Но не все посетители готовы к этой беседе. Некоторые проводят перед экспликационными табличками больше времени, чем перед живописными полотнами. Это происходит потому, что многие не могут говорить с искусством на одном языке, языке культурных кодов и символов, и нуждаются в переводе.

У нас есть хорошая новость. Чтобы освоить этот «иностранный» язык, совсем не обязательно изучать пять лет изящные искусства в университете. Отличить импрессионистов от прерафаэлитов поможет легкий экскурс в теорию и историю. В этом поспособствует правильно подобранная литература. И речь совсем не о многотомных фолиантах, годами пылящихся на библиотечных полках. Исторические романы, детские книги и нон-фикшн справятся с этой задачей не хуже. Forbes Woman составил список книг, которые помогут ориентироваться в мире холстов и красок.

Михаил Гаспаров «Занимательная Греция»

Михаил Гаспаров «Занимательная Греция»

Многие искусствоведы называют книгу Гаспарова детской, но все равно рекомендуют ее студентам, изучающим античность. В отличие от большинства текстов в списках учебной литературы «Занимательная Греция» написана легким, живым языком и читается удивительно легко. На основе фактов и мифологии Гаспаров создал четкую хронологию. В ее рамках он рассказывает об основных событиях, политике, быте и философии эллинов, проводя логические параллели между экономическими,  историческими изменениями и культурой.

Дополнительная литература: Николай Кун «Легенды и мифы Древней Греции», Ганс Лихт «Сексуальная жизнь в Древней Греции», Паскаль Киньяр «Секс и страх»

Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»

Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»

В художественных кругах эту книгу иногда упоминают как «первую историю искусства». Итальянец Джорджо Вазари работал над ней долгие годы, тщательно и скрупулезно собирая информацию по архивам и опрашивая очевидцев. В результате он создал подробный альманах с биографиями художниках эпохи Возрождения. После публикации книги в 1550 году он продолжил редактирование. Финальный вариант текста вышел только через 18 лет в 1568 году. Вазари так страстно относился к своей работе, что порой, если ему недоставало фактов, мог сам додумать (или сочинить) те или иные подробности жизни мастеров. В результате его труд больше похож на своеобразную желтую газету Ренессанса, сборник сплетен и не может считаться полностью объективным источником.

Дополнительная литература: Александр Бенуа «История живописи всех времен и народов», Эрнст Х. Гомбрих «История искусства»

«История красоты» под редакцией Умберто Эко

«История красоты» под редакцией Умберто Эко

Большинству читателей Умберто Эко знаком по романам «Имя Розы» и «Маятник Фуко». Сложный язык отпугивает многих. Но он известен не только как автор беллетристики, но и как видный теоретик современной культуры и искусства. В отличие от художественных текстов его научные работы написаны в доступной манере. В книге «История красоты» автор повествует об архетипах «прекрасного», отыскивая аналоги того или иного образа в каждом историческом периоде. Такая трактовка дает ключ к пониманию эстетических идеалов различных эпох и наглядно показывает их эволюцию.

Дополнительная литература: Умберто Эко «История уродства», Умберто Эко «Vertigo: Круговорот образов, понятий, предметов»

Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой»

Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой»

Изучать историю искусства можно не только по энциклопедиям и научным трудам. Альтернативный способ – исторические романы. Такой написала Трейси Шевалье. В этой очень женской книге подробно воспроизведен быт Малой Голландии XVII века. Действие романа разворачивается в детально описанных декорациях типичной художественной мастерской того времени. Главная героиня – девушка с полотна Яна Вермеера, прислуживающая в доме живописца. Ее глазами читатель сможет увидеть и познакомиться изнутри с творческими методами той эпохи.

Дополнительная литература: Тибор Фишер «Коллекционная вещь»

Ирвинг Стоун «Жажда жизни. Повесть о Винсенте Ван Гоге»

Ирвинг Стоун «Жажда жизни. Повесть о Винсенте Ван Гоге»

Ирвинг Стоун одним из первых стал писать в жанре биографического романа. В книге автор рассказывает не только о личных переживаниях и творческих метаниях Ван Гога. Писатель раскрывает любопытные детали арт-кухни Европы, развеивая мифы о «бедных импрессионистах». В романе фигурируют многие известные художники, галеристы, а между строк можно уловить причину миграции творческого центра из Нидерландов во Францию.

Дополнительная литература: Поль Гоген «Письма. Ноа Ноа», Ван Гог «Письма к брату Тео»

Сальвадор Дали «Дневник одного гения»

Сальвадор Дали «Дневник одного гения»

В профессиональных кругах «любить сюрреалиста Дали» – настоящий моветон и признак дилетанта. Строго говоря, он не был представителем этого течения, его методы не соответствовали принятым в жанре (и многие художники данного направления всячески открещивались от «родства» с ним). Кроме того, работы Дали не могут не нравится (или по крайней мере не обращать на себя внимание). В творчестве Сальвадора были идеально сбалансированы  эпатаж и профессионализм. Его автобиография поможет ответить на вопрос, кем же он все-таки был: сумасшедшим, гением или шоуменом, а заодно прояснит, чем был сюрреализм в понимании художника.

Дополнительная литература: «Манифест дадаизма», Зигмунд Фрейд «Толкование сновидений»

Андрей Великанов «Симулякр ли я дрожащий или право имею»

Андрей Великанов «Симулякр ли я дрожащий или право имею»

Философское исследование арт-деятеля и мыслителя Андрея Великанова обращено, прежде всего, к современным российским художникам. В своей книге он ищет причины «смерти искусства», в которой обвиняют постмодернизм, и рассуждает о том, возможно ли вообще творческая деятельность в нашей парадигме. Текст, написанный в строгом стилистическом ключе, поначалу может вызвать отторжение у неподготовленного читателя, но это часть провокации автора, в духе поп-звезды современной философии Славоя Жижека. Эта книга будет полезна тем, кто хочет понять, откуда появилось и что такое российское актуальное искусство.

Дополнительная литература: «Словарь философских терминов», Бертран Рассел  «История западной философии», Ролан Барт «Миф сегодня»

Дональд Томпсон «Как продать за $12 миллионов чучело акулы: Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах»

Дональд Томпсон «Как продать за $12 миллионов чучело акулы: Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах»

Исследование Томпсона закручивается вокруг истории одного из самых обсуждаемых объектов современного искусства. «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (созданная Дэмианом Херстом в 1991 году для одного из крупнейших мировых коллекционеров Чарльза Саатчи) представляет собой пятиметровую тигровую акулу, забальзамированную в формальдегиде. Технически художник не был причастен к изготовлению: он купил эту рыбу у австралийского рыбака за 6000 фунтов, а после заказал обработку туши. Через 14 лет в 2005 году акулу за $12 млн купил другой коллекционер, Стив Коэн. Эта работа породила в творческой среде много вопросов, которые раскрываются в книге. Еще одна причина прочитать эту книгу – это единственная работа, посвященная экономическому аспекту современного искусства, изданная на русском языке.

Дополнительная литература: Ханс Ульрих Обрист «Краткая история кураторства»

Сэм Филлипс «…Измы. Как понимать современное искусство»

Сэм Филлипс «…Измы. Как понимать современное искусство»

Кубизм, дадаизм, сюрреализм, лучизм и фовизм…кажется, в XX веке на каждого художника приходилось по собственному «изму». Сэм Филлипс дает подробную классификацию главных художественных направлений XX века, основанную на внешних и концептуальных признаках. При этом автор часто не привязывается к конкретным временным рамкам. Зато в паре строк передает настроение течения и перечисляет главных представителей. При походе в музей книга «…Измы. Как понимать современное искусство» заменит разговорник.

Дополнительная литература: Джон Бергер «Искусство видеть»

Франческо Бонами «Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство»

Франческо Бонами «Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство»

Книга с итальянским акцентом для тех, кто «не любит» и не понимает современное искусство. Бонами пишет ярко, иронично, порой не скрывая насмешек над мэтрами ХХ века. Рассказывая об актуальных течениях, он проводит аналогии с классическим искусством и кулинарией, объясняя, почему имеет место тот или иной объект, в чем его ценность. Эта книга не заставит полюбить современные течения, но восполнит пробел в образовании.

Дополнительная литература: Сюзи Ходж «Современное искусство в деталях. Почему пятилетнему ребенку не под силу сделать подобное»

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+