
Согласно данным исследования EY, Россия — один из «стратегических важных рынков» для иностранных предпринимателей и инвесторов. Рассказываем о предпринимательницах из Италии, Франции, Германии и Венгрии — о том, почему они решили строить бизнес или карьеру в России и с какими сложностями при этом столкнулись.
Стефани Гарез, француженка, основательница сети пекарен «Волконский»
Коренная парижанка Стефани Гарез получила образование юриста в Сорбонне. В 1992 году вслед за мужем Александром Гарезом, которого откомандировали на должность во французском посольстве в Россию, Стефани переехала в Москву. Долгое время она занималась только семьей — у них с Александром шестеро детей, — но спустя 13 лет жизни в России решила запустить свое дело. В 2005 году вместе с супругом она открыла пекарню «Волконский» — по ее словам, «первую в Москве традиционную пекарню во французском смысле этого слова».
Гарез относилась к бизнесу как к особой миссии: «К сожалению, многие европейцы, открывающие компании в России, предлагают второсортные продукты по высокой цене. Я же хотела дать россиянам доступ к лучшему французскому качеству. Мне кажется, вы этого достойны».
Одной из проблем оказались высокие арендные ставки в центре Москвы. Еще сложнее оказалось найти по-настоящему качественные ингредиенты для выпечки по традиционным рецептам: муку, например, первые десять лет работы сети завозили из Франции.
Тем не менее Стефани Гарез удалось построить одну из самых известных сетей пекарен в стране — за 14 лет своего существования сеть «Волконский» выросла до 60 пекарен не только в России, но и на Украине. В 2019 году Гарез скончалась на 51 году жизни от продолжительной болезни.
Джулия Маэстрелло, итальянка, соосновательница пиццерий Maestrello
Джулия Маэстрелло училась на журналиста в одном из университетов Италии, где познакомилась с будущим бойфрендом Фабио Брессаном, который уже долгое время жил и работал в Москве. Ради него она переехала в Россию.
Идея создать собственный бизнес в России пришла, когда Джулия с Фабио заметили, что в Москве настоящую пиццу можно было попробовать только в полноценном итальянском ресторане. По ее словам, в Москве не было места, специализирующегося на римской пицце в формате fast casual — быстро и недорого. Над созданием пиццерии пара думала почти два года: «Нашли надежного партнера и бренд-шефа Маттео, изучали детали ведения бизнеса, присматривались к помещениям. Продумывали ассортимент и ценовую политику, ведь важно было сделать цены доступными для каждого гостя, используя при этом качественные итальянские продукты».
«Проект в первые же месяцы начал приносить прибыль, — рассказала Forbes Джулия. — Мы вернули все инвестиции в первый год работы. За 2019 год мы приготовили более 318 000 пицц и обслужили более 217 000 гостей».
Одна из основных сложностей в ресторанном бизнесе в Москве — зависимость от погоды, считает Маэстрелло: «Наша выручка от нее зависит сильно. Мы ощущаем существенную разницу между летом, которое фактически длится пару месяцев, но дает огромные по разнице цифры прибыли, и остальным временем года».
Регина Фон Флемминг, немка, независимый неисполнительный директора\ Совкомбанка и член Совета директоров ПАО «МТС»
Регина Фон Флемминг родилась в Германии. В 1992 году она окончила Свободный Университет в Берлине, получила диплом по специальности «политология и макроэкономика». Сначала она работала в Германии, но в 1989 году приехала в Москву в качестве туриста и поняла, что хочет остаться в России.
«Россия в 1989-м была для меня шансом в карьере, плюс психологическая дистанция с домом и родителями. Для западной немки оказаться в восточном мире значило, что вот, расстояние, и папа с мамой сразу далеко-далеко. Они были в шоке, конечно, когда я сказала, что еду в Советский Союз, и спрашивали: «Но почему не во Францию или в Америку?», — вспоминает Фон Флемминг в интервью Wonderzine.
После переезда Флемминг быстро поднималась по карьерной лестнице. С 2000 по 2003 она годы работала вице-президентом американо-российского инвестиционного фонда «Delta Capital». В 2003 открыла консалтинговую компанию Flemming & Partner GmbH Berlin (в 2009 она закрылась), В 2005-2015 годах она занимала должность директора издательского дома Axel Springer Russia. Сейчас она член совета директоров ПАО «МТС» и член Наблюдательного совета Совкомбанка.
«В России, конечно, очень сильна old boys network (мужские связи в поиске работы, основанные на дружбе и знакомстве — прим. Forbes), так что женщине будет сложно в металлургическом, нефтяном, газовом бизнесе, лучше выбирать финансовый сектор, страхование, автомобили», — делилась Флемминг.
Сильвия Мандруццато, итальянка, основательница «Итальянского центра культуры»
Первая специализации Сильвии Мандруццато — политология. До того, как переехать в Россию, она несколько лет занималась торговлей в различных итальянских фирмах, связанных с российским рынком. «Этот опыт позволил мне приобрести очень ценные навыки, не только в плане уверенного владение русским языком, но и в понимании русской психологии и менталитета», — считает Мандруццато.
Переезд состоялся весной 2000 года. Тогда Сильвия работала экспорт менеджером для крупного производителя упаковочного материала кондитерских изделий. Сильвию всегда «привлекала идея жить в таком быстро развивающемся мегаполисе как Москва».
Сразу после переезда Мандруццато начала преподавать итальянский язык. С 2002 по 2005 годы она работала в Институте Культуры при посольстве Италии. В 2005 году Сильвия и ее подруга и коллега решили открыть бизнес — свой центр изучения итальянского языка. «Оказалось, что в России, по сравнению с Италией и с Европой в целом более приятное налогообложение и дешевле стартовать. Мы начали с минимальной инвестиции, арендовали маленькое помещение в старом историческом здании на станции метро «Белорусская». Пожалуй, самое сложное было и остается до сих пор — непонятная паутина бюрократических обязательств и море документооборота», — рассказала Forbes Мандруццато.
Сейчас в основанном Мандруццато Итальянском центре культуры обучается около 500 человек в квартал. Курсы в школе стоят от 10 000 рублей.
Юдит Валерия Бакша, венгерка, основательница компании Eсoliving
Юдит Валерия Бакша родом из венгерского города Залаэгерсег. Она получила высшее образование по специальности финансы в Будапеште, училась во Франции и Голландии. Сначала работала в Венгрии, а потом в Лондоне. Переехала в Россию в 2005-м году с двумя большими чемоданами из Лондона к русскому молодому человеку, будущему мужу.
«Сначала учила русский язык, а в 2006-м году устроилась на работу GE Money Bank. В 2008 году перешла в «Абсолют Банк» на должность начальника отдела поддержки продаж и выросла до директора по маркетингу розничного блока и МСП. Рынок здесь бурно развивался и, если были желание и мозги, можно было быстро подняться по карьерной лестнице», — рассказала Forbes Юдит.
В 2012 году Бакша ушла в декрет и решила больше не возвращаться в финансовый сектор. Весной 2017 года Юдит пришла идея создать компанию, которая бы представляла на рынке венгерские бренды в области производства экологичных отделочных материалов.
К созданию компании Юдит подготовилась: «Потенциал рынка мы рассчитали с помощью доступных данных по экспорту, делали интервью с дизайнерами и архитекторами (основной наш канал продаж), чтобы понять как работает этот рынок. Для запуска потребовались вложения — около 1 млн рублей».
Самым сложным в ведении бизнеса в России Юдит называет нестабильность: «На нас крайне плохо влияет колебание курса рубля. Мы достаточно молодые — всего два года — но за это время курс рубля колебался от 65 до 93 рублей за евро. Эти скачки негативно отражаются на наших продажах — пока клиенты привыкают к новому уровню цен, нам ничего не остается, только ждать».