Универсальный наряд: 40 лет одного платья

«Мне и в голову не приходило, что это платье поможет мне закрыть все мои долги, что его будет носить столько женщин во всем мире, более того, что у нескольких поколений женщин будут свои истории об этом платье», — признается дизайнер Диана фон Фюрстенберг.
Диана фон Фюрстенберг придумала платье с запáхом как предмет повседневной одежды. Первое платье (коллекция 1974 года) было сделано из трикотажа, с поясом на талии и должно было выгодно подчеркивать женскую фигуру и одновременно оставаться практичным и не мяться в чемодане.
Однако за эти 40 лет платье стало незаменимым элементом гардероба любой женщины, настоящим символом феминизма. Не говоря уже о том, что оно оказалось настоящей «золотой жилой» для его дизайнера — участницы рейтинга самых влиятельных женщин мира по версии Forbes.
В интервью Forbes на саммите Forbes Woman фон Фюрстенберг объяснила, что ее платье стало продуктом своего времени — именно в 1970-е движение за освобождение женщин было в полном разгаре.
«Это платье производило эффект, потому что одновременно было и приличным, и сексуальным, — уверена дизайнер. — Это платье нравилось мужчинам, а их матери не возражали против такого фасона».
Кстати, в прошлом фон Фюрстенберг менее осторожно высказывалась по поводу привлекательности своего платья с запахом. Однажды Диана заявила следующее: «Им удобно, тебе удобно, ты ведешь себя свободно, значит можно и сексом заняться».
Весной этого года фон Фюрстенберг отпраздновала сорокалетие платья с запахом, устроив выставку в Музее искусств округа Лос-Анджелес. Был выставлен, например, первый рекламный плакат, на котором сама дизайнер демонстрирует созданное ею платье. Подпись хорошо подходит той эпохе: «Почувствуй себя женщиной, надень платье». «Это была пора феминистских настроений, — вспоминает дизайнер. — Время быстро укорачивающихся юбок и женского освобождения».
1970-е
Первым «лицом» созданного в 1974 году платья с запахом стала его автор. Маркетологи сделали ставку на то, что женщинам семидесятых захочется отождествлять себя со стильной, независимой и красивой 28-летней бизнесвумен, какой на момент изобретения знаменитого платья была Диана фон Фюрстенберг, и не прогадали. Выбор модели и слогана («Почувствуй себя женщиной, надень платье!») оказался столь удачным, что знаковый предмет одежды продолжают любить и носить во всем мире по сей день.
1980-е
В середине 1970-х бренд Diane von Furstenberg запустил собственную (весьма успешную) линию косметики и парфюмерии, в том числе аромат Tatiana, названный так в честь дочери дизайнера. Но уже в 1983 году фон Фюрстенберг поняла, что хочет сосредоточиться на выпуске одежды и продала свою лицензию на производство косметики фармацевтическому гиганту Beecham Group Ltd.
Девушка DVF в 1980-х — более смелая, раскованная, но от этого не менее женственная. Платья-халаты в этом десятилетии вместо традиционного мелкого узора украшали принты в стиле color-block. Лиф с запахом теперь сочетался не только со свободной юбкой с разрезом, но и с популярной тогда юбкой-тюльпаном или даже расклешенными брюками.
1990-е
В 1990-х, когда бизнес Дианы фон Фюрстенберг разросся до размеров настоящей модной империи, под одноименным брендом выходили не только платья самых разных фасонов, но и юбки, брюки, пиджаки и многое другое. Однако модницы нового поколения не хотели покупать в Diane von Furstenberg то же, что могли найти у любой другой марки, и искали в винтажных магазинах «те самые» легендарные платья. Основательница бренда пошла навстречу своим покупательницам и «переиздала» платье с запахом. Сшитое почти по тем же лекалам, что и в семидесятых, платье теперь было украшено агрессивными и яркими принтами в духе девяностых.
2000-е
В нулевых бренд Diane von Furstenberg уже был абсолютной классикой. Сама фон Фюрстенберг в 2005-м удостоилась одной из самых престижных наград в области моды — премии за пожизненный вклад в развитие индустрии от Совета модных дизайнеров Америки (CFDA). Почти в каждой коллекции дизайнера неизменно появлялись вариации на тему ключевой модели: укороченные платья-халаты, платья с запахом до линии талии, с поясом и на резинке, из самых разных тканей и с самыми разными узорами и рисунками.
2014
В 2014 году в честь сорокалетия платья, вписавшего бренд Diane von Furstenberg в историю моды, дизайнер выпустила специальную юбилейную коллекцию, в которой вновь обыгрывается тема халата. Грядущей осенью и зимой фон Фюрстенберг предлагает поклонницам своей марки ходить, например, в комбинезонах с запахом из ткани с крупными абстрактными узорами.