К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

TEDомания: выступить на конференции так, чтобы вас запомнили. Женский опыт

Фото DR
Фото DR
Колумнист Forbes Woman неожиданно стала спикером интеллектуальной конференции TEDx и что из этого вышло

В моей давней офисной жизни я готовилась к важной презентации, а коллега пошутила: «Чтобы почувствовать себя звездой, встань на красный круглый коврик посреди сцены, и ты почувствуешь себя спикером TED». Через пару лет шутка стала реальностью.

Когда в середине 2016 года меня пригласили выступить на TEDx SadovoeRing, я сначала растерялась: это же как Эверест для публичного спикера! Выступить там мечтает каждый, а попадают лишь избранные, так мне тогда казалось. Мало-помалу я разобралась, что это за индустрия и как она работает. И выступила. Теперь я точно знаю, что это может каждый, у кого есть идея, достойная распространения.

Что такое TED

 

TED (аббревиатура от английских слов Технологии, Развлечения, Дизайн) – это частный некоммерческий фонд из США, с 1984 года запустивший формат интеллектуальных конференций. TED продает лицензии на проведение локальных мероприятий TEDх и предъявляет жесточайшие требования к организаторам и формату. У TED четыре формата: конференция TED (ежегодно в США), глобальный TED (колесит по миру, дважды в год), а также тематические TED Women и TED Youth. Формат выступлений остается неизменным – один спикер в центре сцены с речью на 18 минут. А тематика может меняться: от женских акцентов до научных дискуссий. На глобальный TED отбирают не только спикеров, но и зрителей! На него нельзя купить билет – вы можете подать заявку на участие в качестве слушателя. И стоить это будет от $6000 до $8000. Всего по миру отбирают не более 1000 человек. При этом билеты на локальные (лицензиатные) мероприятия не должны быть дороже $100.

В России выдано около 40 лицензий TEDx. В среднем они собирают от 500 человек. Самое крупное и успешное, по признанию глобального TED, проходит в Новосибирске на 1000 человек. А вот достоверных сведений об участии россиян в глобальном TED найти не удалось. Скорее всего, наших там еще не было. Поэтому у каждой есть шанс стать первым. По факту спикером может стать любой человек вне зависимости от ораторских способностей или предыдущего опыта выступлений. Вся соль в «идее, достойной распространения». Подход организаторов описывается одной фразой: всколыхнет ли ваша идея умы людей? Заставите ли вы общество измениться?

 

Как готовилась я

Подготовка к выступлению начинается с заполнения объемной заявки. 22 вопроса, на которые нужно подробно ответить, раскрывают тему выступления и помогают четче выделить главные мысли для самого спикера. После заполнения организаторы рассматривают заявку, называют ключевые сообщения и согласовывают тему. Я выбрала неоднозначную и дискуссионную – «Семья как проект» и рассказывала о том, как применять бизнес-инструменты в развитии отношений между мужчиной и женщиной.

Меня готовили месяц, было пять репетиций. Один-два раза в неделю мы встречались с организаторами и тренировали мой текст, упаковывали идеи, ужимали его до 18 минут. Всего получилось восемь версий текста, и финальная отличалась от первой как небо и земля.

 

Эксперты из TED считают, что самое лучшее выступление – это выученное выступление. Спикер пишет печатный текст, потом сам для себя начитывает, следя за таймингом (строго 18 минут, можно меньше). Если вписался – он рассказывает текст организаторам, и те дают комментарии о том, что можно оставить, что убрать, что перефразировать более простым языком. После этого текст дорабатывается и спикер начинает его учить.

ТEDовцы любят, когда выступление артистичное и яркое. Приветствуется юмор и интерактив с залом. Паузы, вздохи, театральные жесты и эмоции – весь набор по Станиславскому. При этом важно не переусердствовать и соблюсти баланс между презентацией и шоу. Речь должна не просто зажечь, но и донести новый смысл.

Спикер не здоровается и не прощается, слайды можно использовать в любом формате, но они всегда выступают вспомогательным инструментом и к ним обращаться нельзя. На сцене можно использовать аксессуары. Иногда спикеры приносят на сцену атрибуты темы своего выступления (скафандр астронавта, рулон кухонных полотенец, банку с москитами и пр.). Иногда ставят декорации. Но чаще всего это формат «соло»: стендап-шоу в центре сцены.

При этом для меня стало сюрпризом, что формат TED предполагает серьезную и даже фундаментальную подготовку к теме. Нужны исторический срез, статистические данные, анализ предварительных трудов по теме и т.д, как в хорошем диссертационном исследовании. Другими словами, нужна экспертность. Просто «стендап» не пройдет.

Волонтеры подсчитали: самые часто встречающиеся слова в популярных роликах TED Talks – это счастье, мозг, кофе и французский. Поэтому самой «успешной» темой могло бы быть что-то наподобие «Как сделать мозг счастливым с помощью французского кофе». Это конечно шутка, но недалекая от истины. Организаторы советуют выбирать максимально практичную и близкую каждому человеку тему. Из выступления убирают отсылки к конкретной стране, упоминание узких социально-демографических групп и любые намеки на расовые, этнические, гендерные конфликты. Выступление должно быть максимально глобально, как и идея, затронутая в послании. После согласования с глобальным TED запись каждого выступления попадает в библиотеку TED Talks и будет доступна для просмотра всем желающим. Команда волонтеров переводит каждый ролик на английский язык и добавляет субтитры.

 

Мои пять личных уроков для выступления в стиле TED:

1. Будьте собой. Не пытайтесь сделать из себя идеального оратора или использовать не свойственные себе слова, мысли, жесты. Не выставляйте  напоказ свое авторское эго и не хвастайтесь. Делитесь не только успехами, но и провалами.

2. Мечтайте о великом. Поделитесь идеей, которая может изменить мир. Покажите такой масштаб, на который никто не замахивался до вас. И неважно, что это будет – способы овладения кухонным полотенцем или покорения Вселенной. Предложите аудитории сделать настоящий квантовый скачок вместе с вашей идеей.

3. Рассказывайте истории, создавайте конфликты, вызывайте эмоции. Держите слушателя в напряжении от первой до последней минуты как в хорошем голливудском боевике: вверх-вниз, контрасты, живые истории, личные примеры, конкретные факты, убийственная статистика, сильный текст, умные цифры.

 

4.Ничего не продавайте. Не рекламируйте свою компанию, услуги или произведения. Не просите деньги для своего фонда или проекта. Хорошее выступление само разбудит желание слушателя поддержать вас.

5. Заканчивайте вовремя и сильно. В финале речи нужно четко проговорить, какое целевое действие вы ожидаете от слушателя, что он должен сделать прямо сейчас. Придумайте, по какой ударной фразе слушатели будут отличать ваше выступление из тысяч других и по какой вас запомнят на всю жизнь.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+