К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Свои люди. Как привести семейный бизнес к процветанию

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Рост в бизнесе не всегда предполагает увеличение прибыли, штата или клиентов. Увеличить масштабы своего дела можно при помощи ближайших родственников

Зачастую самый сложный вопрос для начинающей предпринимательницы состоит не в том, как запустить и «раскрутить» свой бизнес, а в том, в какой форме его развивать дальше. Остаться ли в «гордом одиночестве», отвечая за все самостоятельно, или же привлечь к делу свою семью, превратив собственную затею в семейный бизнес? Да-да, увеличить масштабы бизнеса можно не только за счет числа клиентов, прибыли и количества новых офисов, но и при помощи родственников, которых можно привлечь к делу.

Семейный бизнес — распространенная модель предпринимательства, чья эффективность давно доказана. Взглянем на самые яркие примеры семейных бизнес-гигантов. Южнокорейская Samsung Electronics управляется Ли Кун-Хи, его сыном и двумя дочерьми. Volkswagen, которой принадлежат такие бренды, как Porsche, Audi и Bentley, является мощной семейной корпорацией с 80% акций в руках членов одной семьи. Марк Цукерберг отблагодарил отца за небольшой заем во времена основания Facebook и подарил ему 2 млн акций, а ведущие посты в корпорации занимают его старшие сестры. Таких примеров много. Практика — мерило истинности. Если тот или иной продуктивный выбор в реальной жизни сделало достаточное количество людей, то в нем как минимум что-то есть. 

По статистике большинство семейных предприятий — это малый и даже микробизнес. По законодательству России к ним относятся организации с доходом от 800 млн до 120 млн рублей, а также числом работников от 15 и 100 человек. Несмотря на то что доля таких предприятий в России отстает от развитых стран, их немало даже по официальной статистике, не учитывающей «серую» зону и самозанятых. В 2018 году их количество составило почти 3 000 000, при этом работало на них около 12 000 000 человек, создавая 20% от ВВП (при государственной цели в 40%). Все ли они семейные? Точно сказать нельзя, но экспертные оценки говорят, что доля семейного компонента в этом секторе высока. Около 2 000 000 предприятий.

Основы семейного бизнеса

Первый пункт, с которого начинается построение успешной бизнес-модели в рамках одной семьи, — это доверие. Оно подкрепляется не только морально-этическими нормами, но и юридическими документами. Десять лет назад всего 27% россиян соглашались, по данным ISSP, что людям можно верить. Естественно, функциональная и хоть сколь-нибудь благополучная семья эту проблему недоверия окружающим снимает. Однако для успешного функционирования бизнеса просто необходимо закрепление всех договоренностей с помощью юриста, чтобы в будущем избежать разногласия и несостыковок в видении ситуации, которые могут возникнуть. Здесь помогут четкие договорные отношения и расписанные функции каждого из членов семьи. Например, корпорацией Walmart владеет семья Уолтонов, пять членов которой входят в совет директоров и принимают стратегические решения. Каждый в своей области. Успех и крепость корпорации во многом объясняется тем, что каждый член семьи подписывает соглашение о гонорарах, размере выплат и доле в компании. Таким образом, не возникает вопросов, что кто-то зарабатывает больше и занимается не своим делом.

 

У семейных предприятий есть ряд бонусов, которых «одиночное плавание» предложить не может. Ссылаясь на данные PwC, можно выделить следующие преимущества:

— работающая корпоративная культура (поскольку члены семьи зачастую все же имеют сходные ценности и, что называется, находятся на одной волне); например, компания Roche, которая начинала с производства сиропа от кашля, а сегодня выпускает лекарства от рака; их главная корпоративная цель — работать на благо людей, помогать бороться со смертельным заболеванием; 

— простота принятия решений; зачастую отсутствует долгая череда согласования; однако это работает только в малом и среднем бизнесе, крупные корпорации расширяют свой штат, из-за чего процесс принятия решений становится длительным;

— члены семьи работают на перспективу, думая как о себе, так и о следующих поколениях; недавно пост руководителя Walmart занял зять бывшего владельца, преемственность поколений налицо;

— учитывают не только вопросы прибыли, но и менее материальные факторы (что способно, к примеру, решить проблему «выгорания»); семейные компании отличает повышенная мотивация, лояльность, общие устремления и, как следствие, пониженные трансакционные издержки. Именно эти плюсы и мотивируют вовлечение в бизнес всей семьи.

Инструкция к действию

1. Важно выстроить равные отношения, базирующиеся не на семейных узах, а на эффективном и качественном управлении. Чем выше осознание этого фактора, тем больше объективного отношения у членов семьи и тем качественнее будет развитие. Европейская косметическая компания «Эсте Лаудер» начиналась как хобби для парикмахерши Эсте в 1946 году. Долгое время она руководила компанией единолично, но постепенно начала привлекать в бизнес семью. К ее компании присоединились муж и дети. Сегодня бизнес находится в руках ее сына и его супруги.

 

2. Чтобы действительно работать в атмосфере доверия и выигрывать за ее счет, позаботьтесь о материальных гарантиях для себя и оформите их юридически. Помните, что если члены семьи внесли одинаковые доли на старте бизнеса, то и работать они будут не покладая рук. В этом случае позаботьтесь о равных долях в прибыли.

3. Делегируйте и не забывайте о графиках по распределению обязанностей. Не бойтесь использовать труд своих партнеров-родственников. А лучший способ для этого — наглядный график со справедливым распределением нагрузки.

4. Включайте в процесс детей. Речь здесь о дополнительном домашнем образовании и прививании вкуса к бизнесу, чтобы дети могли при желании быстрее в него включиться. Так вы создаете потенциального работника и помощника и обеспечиваете преемственность поколения и наследования. Недавно главное лицо и владелец компании Nike Фил Найт передал бразды правления своему сыну, который с детства проводил с отцом время на работе и участвовал в стратегических сессиях и обсуждениях новых товаров.

В семейных компаниях могут наблюдаться большие проблемы с рекрутингом: не все кандидаты желают работать в «чужом монастыре», где все построено на семейных узах. Часто отсутствие четких юридических прав и обязанностей порождает безнаказанность и отсутствие объективной оценки ситуации. Наконец, в такой компании нет разделения на «личное» и «рабочее». Семейные неурядицы могут подорвать компанию изнутри. А неудачи на бизнес-поприще привнести раздор в семейные отношения. Но если грамотно применить вышеперечисленные принципы, располагать достаточными ресурсами и уметь приносить пользу клиентам — ваш семейный бизнес будет процветать. Вы сможете заложить фундамент предприятия на целые десятилетия вперед. В России лишь 5% компаний, по данным того же PWC, доходит от основателей до третьего поколения. Однако мы еще только в самом начале пути.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+