К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Тонкая натура. Почему в творческих коллективах нет места субординации

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Топ-менеджеры, которые не используют эти простые правила руководства творческим коллективом, обречены на бесконечную текучку кадров, непонимание и неприятие идей со стороны сотрудников и, как следствие, на провал проекта

В дамской комнате одного известного медиахолдинга билась головой об стену молодая барышня и кричала: «Я никогда ей этого не прощу!» Прибежавшая на шум охрана переминалась с ноги на ногу, опасаясь быть покусанной и исцарапанной девушкой, у которой до этого момента была репутация адекватного сотрудника телеканала. На крики сбежалась вся любопытная женская половина этажа, ожидая услышать хоть какое-нибудь продолжение личной драмы, которая, как оказалось, была профессиональной. Позже выяснилось, что весь этот концерт был устроен только потому, что руководитель девушки переделал ее творческий проект. Причем переписал работу после тщетного и бесполезного боя с сотрудницей, которая никак не могла понять, что от нее требуют. Эта история произошла со мной и моей подчиненной.

Отношения в творческих коллективах «начальник — подчиненный — начальник» скорее похожи на отношения классного руководителя и трудных, но очень талантливых детей старших классов. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. С волнообразным обожанием и подражанием, а также подкладыванием кнопок на стул и бросанием мела в спину, если учитель вдруг гладит против шерсти. Та субординация, что принята в финансовой сфере, будет невозможна в творческой среде. Я была по обе стороны этих баррикад. И мне очень повезло, что на старте моей карьеры первым руководителем была женщина. Было это в те времена, когда слова «топ-менеджер» в России не было, а моя руководительница была единственной «большой начальницей» на всем новом российском телевидении. Я активно использую ее принципы руководства творческими людьми на работе. Их немного, но они совершенно точно работают. Более того, сегодняшние топ-менеджеры, причем неважно, женщины они или мужчины, которые не используют эти простые правила руководства творческим коллективом, обречены на бесконечную текучку кадров, непонимание, неприятие идей и, как следствие, провал в крупных проектах.

Если вы возглавили творческий коллектив, то вам нужно:

 

1. Быть максимально доступным в любое время дня и ночи. Творческий человек не работает с 9:00 до 18:00, а значит, его гениальную идею, возможно, придется обсуждать и в три часа ночи.

2. Не «включать» собственную важность и неприступность. Если дедлайны «горят» и ваш проект находится на грани провала, истинный лидер придет на помощь своей команде. Вместе со своими товарищами он выкурит несколько пачек сигарет, выпьет литры кофе, а к утру выдаст невероятный результат от проделанной работы.

 

3. Уметь слышать и слушать. Никакой профессиональный и жизненный опыт не заменит свежих идей, которые приносят молодые творческие единицы. В противном случае конечный продукт обречен на заплесневелость.

4. Знать не только о потенциальных творческих возможностях того или иного человека в коллективе, но и знать о его проблемах. Трудно творить, когда в голове мысли о больной маме, о последних днях до выплаты кредита или когда что-то колет в боку. Об этом руководителю творческого коллектива надо знать и, более того, стараться помочь своему подчиненному. При этом очень важно не свалиться в отношениях в панибратство и лжематеринство или в суровую неприступность и оторванность от тех, с кем вместе делаешь то, что потом в эфире увидят миллионы зрителей.

В нашей стране сейчас количество женщин, которые руководят разными СМИ, приближается к заветному равенству с мужчинами. Таков вывод авторов исследований «Глобальный отчет о статусе женщин в медиа» (IWMF). Почти 49% женщин против почти 51% мужчин. Примерно такое же количество представительниц прекрасного пола являются членами совета директоров крупных медийных холдингов. Тогда, когда в Америке, стране «победившего феминизма», женщин — руководителей СМИ только 41%, а членство в совете директоров не дотягивает и до 35%. Акционеры крупных медийных холдингов России приглашают на ключевые должности женщин не только потому, что они отлично образованы, у них хороший профессиональный опыт и чутье, но еще и потому, что именно женщины способны быть более решительными, когда это требуется, и более мягкими, когда надо избежать острых углов. И именно дамы больше способны понять своих сотрудников, особенно людей творческих, с их личными и бытовыми проблемами.

 

В моем близком окружении есть много женщин, которые руководят телевизионными или киноструктурами. Мне интересно наблюдать, как происходят процессы их руководства. И я могу точно сказать, что каждая из них относится к коллективу, как к своей большой семье. С оправданной строгостью и требовательностью «учиться на пятерки». С пристальным вниманием к внутренним течениям коллектива. С пониманием того, что время от времени «дети вырастают» и им надо идти двигаться дальше. Ни одна из них не делит своих сотрудников по гендерным признакам, нет «любимчиков», но есть верные и очень профессиональные «правые и левые руки», на которые всегда можно положиться.

С чувствительной барышней, которая билась головой об стену в дамской комнате, тогда пришлось расстаться. Уходя из нашей компании, она клялась, что «больше никогда в ее жизни не будет женщины-начальницы». Насколько мне известно, она попадала впоследствии в разные творческие семьи, которыми руководили мужчины, но все всегда заканчивалось одинаково — скандал из-за переписанного или плохо написанного текста. Истерика и уход. Мужчины-руководители совсем не выносят эмоциональных барышень, и им гораздо проще убрать из своего коллектива неадекватную плаксу, чем вынимать из кармана чистый носовой платок для вытирания их слез.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+