закрыть

Напиши мне код. Почему для программиста не важен пол

Фото Getty Images
Любопытный факт: в середине ХХ века программирование считалось «женской» профессией. С начала 40-х годов женщины в Великобритании и многих других странах работали на огромных электромеханических вычислительных машинах размером с комнату, производя баллистические расчеты, расшифровывая шифры, разрабатывая военную логистику. Сегодня в США 30% сотрудников в сфере технологий — женщины

В начале ХХ века женщины были прежде всего женами и матерями. Всего за столетие мир полностью изменился: наши современницы становятся лидерами в различных сферах деятельности — открывают собственный бизнес, принимают активное участие в общественной жизни страны, даже становятся президентами. Тем не менее во многих областях женщины все еще считаются чем-то уникальным, исключением из правил. Технологии — одна из таких областей.

Пора признать: женщины в IT могут быть так же успешны, как и в любой другой области.

Данные и только данные

Начнем с сухих научных данных, которые подтверждают, что женщины подходят для работы с вычислениями и наукой как минимум не хуже, чем мужчины. Исследование крупнейшего портала для программистов GitHub еще в 2013 году продемонстрировало, что представители обоих полов одинаково хорошо справляются с написанием программного кода, но это не отменяет существующих предубеждений против кодерш. «Наши результаты указывают, что, хотя женщины и могут быть в целом более компетентными пользователями GitHub, в отношении них все равно существует предвзятость», — отметили авторы исследования.

И это несмотря на то, что ученые выяснили: из-за отличий в метаболизме женский мозг сохраняет когнитивные функции дольше мужского. Женщины активно работают, и мы можем видеть, что многие из них нашли применение своим способностям в других сферах, ведь математическая составляющая нужна не только для написания кодов. Способность женщин анализировать информацию, работать с цифрами и предсказывать результат делают их ценными сотрудниками. Поднятие продаж и введение новых маркетинговых активностей, составление грамотного бизнес-плана, оценка рисков и выгоды от следующего шага компании — все это строится на постоянных подсчетах и планах, которые сотрудники проводят частично в специальных программах, а частично — в собственной голове.

Женское дело

Любопытно, что в середине ХХ века программирование считалось «женской» профессией. С начала 40-х годов женщины в Великобритании и многих других странах работали на огромных электромеханических вычислительных машинах размером с комнату, производя баллистические расчеты, расшифровывая шифры, разрабатывая военную логистику. После окончания войны они перешли на госслужбу, где стали заниматься обработкой статистических данных.

Написание кода считалось неквалифицированной, кропотливой, типично «женской» работой — работой, которая была критически важной, но при этом постоянно обесценивалась, рассказывает автор книги «Запрограммированное неравенство» Мари Хикс. Руководители стремились нанимать на связанные с компьютерами должности именно женщин, так как считали, что будущим (и настоящим) женам и матерям не понадобится продвижение по службе. «Ожидалось, что карьера женщины будет короткой из-за брака и детей — а значит, сотрудница не будет расстраиваться и требовать повышения заработной платы», — рассказывала Хиггс в интервью The Guardian.

Тем не менее сегодня женщины составляют только 30% кадров в сфере tech в США. По словам специалиста по подбору персонала компании Knightsbridge Вирджинии Кларк, эта доля — идеальный баланс для многих технологических компаний, так как создается видимость достаточного разнообразия. Тем не менее при этом большая часть коллектива все же состоит из людей, которые мыслят и действуют одинаково.

Основная причина нежелания компаний увеличивать долю женщин на всех уровнях — стереотипы. Не будем перечислять их все: вы и так слышали о «неприспособленности» женщин к работе с техникой, об «излишней женской эмоциональности», о том, что женский мозг коренным образом отличается от мужского (что, кстати, категорически опровергают актуальные исследования).

Из-за этих факторов на протяжении длительного периода времени мы видели, что женщины были на вторых ролях не только в tech, но и в бизнесе в принципе.

Равноправный мир

К счастью, сейчас мир меняется: крупнейшие компании берут курс на равноправие, а женщины организовывают свои бизнес-сообщества, такие как Women's Leadership Forum и European Women in Technology. Исследовательские институты годами призывают включать в состав IT-команд больше женщин, так как это приносит в команду разнообразие и новые творческие подходы, что, в свою очередь, повышает шансы создать интересный продукт. К призывам прислушиваются и гиганты IT-сферы. Так, сотрудника Google, который выразил сомнение, что женщины могут работать в tech, уволили, а дело получило большой общественный резонанс.

По данным PwC, более полная реализация потенциала женщин приносит значимые экономические преимущества, кстати, по статистике хотя бы одна женщина входит в совет директоров 57% крупнейших компаний РФ, а Россия находится среди стран-лидеров по числу женщин-предпринимателей.

Есть и другая интересная статистика, доказывающая, что бизнес нуждается в женщинах-сотрудницах. Дело в том, что компания Ipsos выяснила: именно женщины — вне зависимости от возраста — являются главными пользователями мобильных приложений. Казалось бы, при чем здесь это? Все просто: современным компаниям недостаточно иметь официальный сайт в интернете. В борьбе за клиентов различные организации соревнуются за популярность своих соцсетей. На этом многие компании не останавливаются и идут дальше. Так в стремлении выделиться они создают собственные приложения. И вот здесь в игру вступают женщины. Если женщины — это ядро целевой аудитории, значит, никто лучше них самих не ответит на вопрос, как правильно продвигать ваши digital-разработки. Конечно, можно проводить специальные опросы, но еще лучше иметь такие фокус-группы внутри команды.

Благодаря общественной поддержке сегодня мы можем наблюдать, что женщины в tech-индустрии больше не редкость, а воспринимаются как норма. Речь идет не только о разработке, но и о смежных областях — маркетинге, PR технологических компаний, компьютерной графике, digital-рекламе.

Новости партнеров