«Творчество считают чем-то несерьезным, поэтому доверяют его женщинам». Художницы Кавказа об искусстве в регионе

Фото: Джамиля Магомедсаидова
Из 136 участников первой Биеннале современного кавказского искусства 43 — женщины. Как патриархальность жизненного уклада на Кавказе сказывается на их работе — в их монологах на ForbesWoman 

С 25 по 31 октября в Центре дизайна Artplay в Москве проходит первая Биеннале современного искусства Кавказа «В поисках идентичности». Более 100 северо-кавказских художников разных направлений представили на выставке более 500 работ, которые объединяет цель: отразить современный художественный процесс в регионе. В нем есть место женскому искусству, уверяют художницы, участвующие в выставке. Многие из них с Кавказа перебрались в другие города России и мира, но в своем творчестве продолжают исследовать культуру своих предков, образы женщин-героев и их роль в кавказском обществе.

Алиса Гокоева

Возраст: 32 года

Образование: Кингстонский государственный исследовательский университет, Великобритания

Работы на выставке: проект «Геноскоп»

О проекте: «Согласно авестийской астрологической традиции, геноскоп — это совокупное влияние семи поколений предков. Ты — это не только ты. Ты — это некая сумма людей, которые прямо или косвенно повлияли на то, как ты будешь выглядеть, чем заниматься, что любить или не любить... Семь поколений рода, то есть 126 человек за твоей спиной, влияют на тебя, формируя твою идентичность».

Алиса Гокоева

Монолог:

Меня зовут Алиса Гокоева, я родом из Северной Осетии, сейчас живу в Москве. В своих работах я эксплуатирую идею памяти: в течение жизни одно поколение перетекает в другое, и каждый из нас — часть этого процесса, носитель культуры и генов своих предков. Почему это актуально? Потому что это рассуждение о вечном, об этом думает каждый: из чего я состою, кто те люди, которые стоят за моими плечами и сделали меня таким? Уникальность каждого человека складывается из множества.

Многие мои работы посвящены родному краю: новой истории Осетии, Бесланскому теракту, трагедии в Кармадонском ущелье. Несмотря на то, что эти темы сложные, нужно их поднимать и говорить о важности памяти, ведь чтобы жить в настоящем, надо на что-то опираться.

То, что я — женщина и я — художница, для меня не является проблемой. Я никогда не сталкивалась с шовинизмом или дискриминацией. Возможно, в том числе в результате того, что творчество считают чем-то несерьезным, думают — раз это не решение вселенских задач, то женщина с этим справится.

В целом я не думаю, что творчество женщины на Кавказе вызывает большую реакцию со стороны мужчин, чем в Москве или в Лондоне. Реакция эта — просто человеческая, не мужская и не женская. Когда я говорю о себе за границей, я не подчеркиваю специально, что я женщина с Северного Кавказа, если в этом нет нужды. Я бы вообще хотела больше говорить о человеческой душе, не о нации или гендере, в творчестве я стараюсь поднимать темы, в которых каждый найдет свое отражение, стремлюсь, чтобы это было понятно на разных языках.

Жанета Тохтамыш

Возраст: 33

Образование: Государственный университет им. Г. Трумэна, США, Технический университет прикладных наук Миттель-Хессена, Германия, Свободная школа искусств, Германия

Работы на выставке: картина «Мэз Гуашэ. Справедливость и доброта».

О проекте: «Мэз Гуашэ — мифологическая героиня, таинственная обитательница и покровительница леса, лесная нимфа, принадлежит семье полубогов-покровителей и покровительниц. Выступает персонажем в Нартских
сказаниях, часто о нартских воинах, сталкивающихся с силой природы и находящих мудрость и просветление их уст этого таинственного персонажа».

Жанета Тохтамыш

Монолог:

Меня зовут Жанета Тохтамыш, я занимаюсь искусством вместе с сестрой-близнецом. У нас есть общий проект: я пишу маслом, она акварелью. Я из Карачаево-Черкессии, сейчас живу в Москве, до этого я училась и работала в Германии.

Для биеннале мы выбрали те работы, которые близки к теме Кавказа. Мы с сестрой изучаем архивные фотографии, пытаемся вдохнуть в них новую жизнь, перенести все традиционное на современную жизнь, и не просто показать, а облечь в новые формы.

Работая над картинами, представленными на биеннале, я обращалась к традиционным легендам, сказкам, и использовала образ героев-женщин. Мне кажется, в работах с кавказской тематикой центральной фигурой должна быть именно женщина, потому что на Кавказе женщина — это загадка, о ней многое не сказано, все воспринимают женщину как картинку, а за кадром остается то, с чем сталкивается она в жизни, то, что она хочет сказать, остается неуслышанным.

В моих работах женщина берет на себя функции, которые ей не собирались вручать, потому что до сих пор на Кавказе доминируют мужчины. Несмотря на то, что мы шагнули вперед, вопрос равных прав у женщин все еще актуален: да, мы можем путешествовать, работать, но, по сути, жизнь несильно изменилась.

На Кавказе быть художником сложно в принципе, потому что местная культура основана на преемственности, стабильности, важна материальная составляющая, быт. Если то, чем ты занимаешься, не монетизируется, не приносит видимых благ, это не воспринимается обществом всерьез. Поэтому женщины-художники не сталкиваются с теми проблемами, с которыми сталкиваются мужчины-художники Кавказа.

Быть художником — это также и быть философом. Я часто слышу от людей из ближнего круга, или мне пишут онлайн: «Ты женщина, что ты можешь сказать, чему ты можешь нас научить!». Естественно как женщина-художник, как женщина-философ, ты должна быть ярче, техничней, чтобы на тебя обратили внимание и воспринимали как серьезного художника. Мы знаем, что самые продаваемые художники — мужчины, и это может быть не кавказская проблема, а общемировая.

Мне хочется, чтобы мы стремились к балансу отношений мужчины и женщины, и надеюсь, что то, чем я занимаюсь, этому способствует. Да, может быть это не большой вклад, потому что не все погружаются в искусство, не все видят то, что я вижу, не все согласны, что женщина может быть центральным героем в глобальных дискуссиях. Мне кажется, даже небольшой вклад что-то изменит, те, до кого это дойдет, начнут мыслить иначе.

Диана Воуба

Возраст: 61

Образование: Сухумское художественное училище, Тбилисская Государственная академия художеств им. Кутателадзе

Работы на выставке: проект «Измерение тишины».

О проекте: «Этот проект я сделала в 2012 году под впечатлением от музыки. Это моя любимая живописная серия, она, к сожалению, представлена не полностью: она озвучена композитором Ирадой Юсуповой, благодаря ее музыкальным сэмплами, работы «звучат».

Диана Воуба

Монолог:

Я довольно давно живу в Москве, родом я из Абхазии. Я мультидисциплинарный художник, я и скульптор, и живописец, и дизайнер, и также работаю с деревом и керамикой.

Как мне живется как художнику? Стараюсь не жаловаться, но всем нам, современным художникам, непросто. Не знаю, почему многие художницы, как и я, обделены вниманием — потому ли, что я кавказская женщина и меня не воспринимают всерьез, не знаю. Меня знают в арт-сообществе, уважают мои работы, и несмотря на все трудности, я делаю свое дело и делаю его успешно. Мы запустили серию керамики «Кокошник как русский космос». Среди моих последних работ также некий алфавит из геометрических знаков, их 64, как и букв в абхазском алфавите. Из этих символов я создаю скульптуры, они пока небольшие, но отлично смотрятся в открытом пространстве, прекрасно подходят для улицы. Я живу в центре Москвы, на Земляном валу, и мне как художнику хочется сделать что-то для этого места — создать скульптуры, которые отличаются от того, что сейчас размещают в российских городах.

Я родилась в Абхазии, и это хоть и частично признанная страна, но игнорируемая всеми. Я чувствую, что уже не вполне ощущаю связь с собственным народом, он находится словно в изоляции.

Ирина Гусейнова

Возраст: 55

Образование: Дагестанское художественное училище им. М. А. Джемала

Работы на выставке: «Intermezzo»

О проекте: «Серия работ наполнена музыкальной динамикой. Абстрактные полотна, дополненные геометрическими паутинами, натянутыми словно струны нитями, задающими линии напряжения. Название отсылает к вставным эпизодам в опере, они самостоятельны, но являются неким вступление к основному действию».

Ирина Гусейнова

Монолог:

Я из Махачкалы, из Дагестана, но с 80-х годов живу в Москве. Я из семьи художников, поэтому для меня творческая среда — родная. С детства я видела, как папа работает, он прекрасный акварелист. Я училась сначала у него, позже — в художественном училище. Мой муж тоже художник, его творчество я очень ценю, и мы вместе работаем всю жизнь. Я люблю работать с цветом, а муж — автор монохромных работ.

Я с юности задавалась вопросом, зачем рисовать портрет, если можно сфотографировать, я не понимала, зачем нужен реализм. У меня всегда было абстрактное восприятие, меня захватывали яркие фрагменты, сочетания цветов. Может быть не всем понятны мои работы сразу, но если среди современных молодых людей здесь, на биеннале, будет профессионал, то он оценит. А если нет — то здесь много других художников, это закономерно и хорошо.

Эта биеннале — как поход в разведку, чтобы найти интересный материал. Для меня видеть себя в окружении других художников очень ценно, здесь собраны кавказские художники, мои земляки, но пусть здесь были бы и художники со всего мира — нет большой разницы. Мне интересен этнический материал, но я себя сознательно рамками не ограничиваю.

Я считаю, что вопрос особенного отношения к женщинам в искусстве остался далеко в прошлом, представители предыдущего поколения художников уже прекрасно работали на Кавказе. В Махачкале искусство развивается, это малая столица, там не встретишь женщину, которая тайком берет краски и рисует.

Новости партнеров