И в «Газпром», и в Русский музей. Как ивент-менеджер из Петербурга зарабатывает на сумках из шин и старых баннеров

Фото DR
Саша Полярус Фото DR
Саша Полярус вдохновилась идеей фешен-ресайклинга шесть лет назад во время поездки в Париж. Со стартовым капиталом в 30 000 рублей и бытовой швейной машинкой ей удалось увеличить годовой оборот в 100 раз и сделать совместные проекты с Adidas, Сбербанком, «Яндексом» и СТС

Стремление к популяризации идей осознанного потребления подтолкнуло основательницу марки покинуть ивент-индустрию и заняться пошивом сумок из отработанных автомобильных и велосипедных камер, ремней безопасности и рекламных баннеров. Так появился бренд Polyarus, отметивший в марте свое шестилетие. Студия отшивает около 12 000 изделий в год. Так, для одного Adidas в 2018-м была изготовлена 1000 шоперов. По итогам 2019 года марка Polyarus заработала 3 млн рублей. При этом на материалы для производства сумок компания практически не тратится. 

Благородная коммерция  

В 2014 году 25-летняя Саша Полярус успешно строила карьеру в ивент-сфере. Предпринимательница родилась во Владивостоке, выросла в Южно-Сахалинске, а в 2010 году переехала в Санкт-Петербург, где окончила Институт кино и телевидения. Идея запустить свой стартап возникла давно, однако хотелось заниматься «благородной коммерцией» — бизнесом, который приносит пользу обществу. Концепция бренда возникла во время поездки в Париж, где Полярус купила сумку экоориентированной швейцарской марки Freitag, сшитую из тента для фур.

«Я была поражена в самое сердце, выяснив, что моя сумка сделана из тента для фур и что это на самом деле ресайкл. В то время я планировала открывать свое ивент-агентство, но история Freitag люто вдохновила, и я решила немедленно по возвращению в Питер запустить свой бизнес по пошиву сумок из старых баннеров», — вспоминает она.

Уволившись, Полярус забрала все использованные баннеры с мероприятий, хранившиеся на складе ивент-агентства. Затем она купила бытовую швейную машинку, необходимую фурнитуру и у себя дома, буквально «на коленке», начала шить сумки. Уставной капитал Polyarus составил около 30 000 рублей. «Я и шить толком тогда не умела», — вспоминает Полярус.

По мере роста масштабов производства бренд переехал из квартиры в студию на Литейном. Сегодня часть сумок все также шьется из баннеров, которых скопилось на складе бренда так много, что новые временно не принимают. Чаще всего в ход идут баннеры заказчиков, поэтому исходный материал для шоперов и рюкзаков компания получает бесплатно. Велосипедные камеры в студию сдают все желающие. Часть автомобильных камер Саша Полярус выкупает за символические суммы в автомастерских. Те камеры, что уже невозможно подлатать, сотрудники шиномонтажек отдают даром.

Самая бюджетная модель сумок у Polyarus на сегодняшний день — шопер COVID-19 за 1000 рублей. Он был придуман в рамках акции в поддержку медицинских сотрудников, работающих в период пандемии. Вырученные средства с продаж будут перечислены в благотворительный фонд. Самая высокая стоимость — 8000 рублей — у рюкзака 009. Он сделан из утилизированных автомобильных и велокамер и лямкок от ремня безопасности. Себестоимость производства Полярус не раскрывает. 

Первые четыре года продукция Polyarus была представлена в различных мультибрендовых магазинах и продавалась на маркетах Москвы и Петербурга. Пять лет назад Полярус совместно с группой питерских дизайнеров создали свой маркет, который решили называть не маркетом, а тусовкой Global Sale. Организация собственной торговой площадки в формате распродажи-вечеринки, хоть и работающей несколько раз в год, позволила Полярус активнее продвигать бренд.  

«После заработков в ивент-индустрии мне было сложно привыкать к новым более скромным финансовым потокам. Но как-то я выжила, не прося поддержки у семьи и близких», — говорит она.

Вдохновляющей и знаковой для Polyarus стала коллаборация с Русским музеем. Три года назад музей вышел на предпринимательницу с предложением переработать фасадный баннер с корпуса Бенуа, который анонсировал выставку Кандинского. Получившиеся сумки продавались в магазине при музее. Проект вела Анна Кострова, которая в то время работала специалистом по маркетингу Русского музея. По ее словам, главное свойство музейного баннера — уникальность, ведь он печатается к определенной выставке и фиксирует события культурной жизни Петербурга и России. 

«Внутри музея возникла идея — сделать эксклюзивную серию сумок-шоперов из баннера по выставке «Василий Кандинский и Россия». Художник был выбран не случайно. Композиционно целостная абстрактная работа не теряла своей привлекательности, даже разделенной на фрагменты. Каждый кусок смотрелся как отдельное полотно. На тот момент Polyarus был единственным брендом, который мог воплотить идею», — рассказывает Кострова.

В Русском музее Forbes Woman отказались назвать стоимость контракта с Polyarus. Отсутствие данных по проекту на официальном портале госуслуг в учреждении объяснили тем, что контракт заключался через подрядчика.

Судьбоносный Adidas

Новый этап — как с точки зрения позиционирования бренда, так и в смысле прибыльности — настал в 2018 году. Именно тогда производитель спортивной одежды Adidas заказал Polyarus тысячу сумок-шоперов из рекламных баннеров, оставшихся после чемпионата мира по футболу, проходившего в том году в России. Корпорация решила отказаться от привычного способа утилизации отработанных рекламных материалов — сжигания на полигоне — и прибегнуть к модному ресайклу. В итоге Adidas через московское агентство интегрированных коммуникаций Louder вышел на Полярус.

Заказ был отшит за месяц. На партию сумок ушло 2000 кв. м переработанных баннеров. По словам предпринимательницы, это был самый масштабный, но в то же время и самый трудозатратный проект бренда. Шоперы Adidas подарил своим клиентам, партнерам и спортсменам.

«Летом 2018 года вместе с Adidas мы реализовывали большой проект в рамках чемпионата мира по футболу. У бренда на глобальном уровне был запрос на sustainability ideas в рамках проекта, и наша инициатива с пошивом стильных сумок-шоперов была одобрена буквально за пару дней. Пошить более 1000 изделий для Adidas, чтобы большую часть отправить в Германию, нужно было в кратчайший срок. При этом стоимость одной сумки не должна была превышать €10-12 за штуку. Саша Полярус имела необходимые мощности и согласилась взяться. В итоге этот проект послужил отправной точкой и для Сашиного развития, и для нашего upcycle-проекта, в рамках которого мы уже сшили несколько сотен шоперов и поясных сумок из баннера, например, для телеканала СТС», — вспоминает Виктория Шахова, партнер агентства Louder.

В Polyarus отказались называть стоимость своих контрактов, однако на основании данных, предоставленных Louder, контракт студии с Adidas можно оценить приблизительно в €10 000-12 000. 

Следом за спортивным гигантом подтянулись и другие игроки рынка, неравнодушные к идеям осознанного потребления и аутентичному дизайну. Так, были отшиты заказы для ресторанной группы «ОПГ Добрых дел», в которую входят заведения «На вина», «Винный шкаф», «Гамлет и Джек». В итоге к августу 2018-го оборот Polyarus составлял 1 млн рублей.

«Когда тебе дается возможность, ее надо использовать. Вскоре Louder передали нам все свои баннеры, остававшиеся после различных проектов. Затем они заказали у нас мерч для своих сотрудников. Следом привлекли к нам еще несколько заказов. И так постепенно на меня стали выходить различные заказчики», — рассказывает основательница бренда.

Вместе с новыми заказами и растущей прибылью стал разрастаться и штат проекта. Сейчас в команде семь человек: швеи, разработчики контента и другие специалисты. 

Шопер для крон-принца

Вместе с ростом узнаваемости бренда и распространением тренда на экологичность пришли по-настоящему крупные заказы. В 2019 году студия Polyarus разработала лимитированную линейку курьерских сумок, сшитую из камер автомобилей, обеспечивающих заправку самолетов в аэропорту Пулково. В производство также пошли авиационные ремни безопасности. Сумки были изготовлены специально для команды специалистов топливного оператора «Газпромнефть-Аэро» и авиакомпании «Россия», представлявших страну на международном профессиональном соревновании Aviation Fuelling Challenge, которое проходило в сербской столице Белграде.

Через три дня после этого мероприятия Саше Полярус позвонили из Сбербанка и предложили посотрудничать.

«У таких компаний довольно возрастной и консервативный топ-менеджмент, то есть те люди, кто принимает решения о сотрудничестве. Я была крайне удивлена, когда они заказали у нас 250 поясных сумок из автомобильных камер для корпоративной конференции, которая проходила в Сочи», — вспоминает предпринимательница.

Также у Polyarus есть крупный совместный проект с Moscow Urban Forum и Moscow Urban Fest. В 2019 году темой мероприятия была экология, и бренду поступил запрос на изготовление поясных сумок из автомобильных камер. Также команда прямо на площадке ивента переработала рекламные материалы, оставшиеся после форума и одноименного фестиваля, в мерч для 2020 года. Из этих материалов уже сшито и отправлено в Москву более 500 сумок. По словам директора Moscow Urban Fest Арины Дробиной, им удалось закрыть сразу все задачи: получить модные и удобные сумки с атрибутикой мероприятия, пустить в дело старые баннеры и велосипедные камеры и поддержать российского производителя, который еще и заботится об экологии. Все средства от реализации мерча переводились в благотворительную организацию «Ночлежка», которая помогает бездомным в Санкт-Петербурге и Москве.

«После пробной партии поясных сумок из велосипедных камер мы решили сделать большую партию шоперов из наших баннеров, а также многоразовые сумки-авоськи для похода в магазин за продуктами. Последние, кстати, были выполнены из сетчатых флагов с дизайном фестиваля и форума. Поэтому их можно легко сложить и убрать в карман, это очень удобно и мотивирует полностью отказаться от пластиковых пакетов. В этом году идем дальше и уже планируем большую коллаборацию с Polyarus и с одним из крупных игроков в автомобильной индустрии», — отметила Арина Дробина.

Организаторы Moscow Urban Forum недавно посещали World Urban Forum 2020 в Абу-Даби и подарили сумки Polyarus заместителю Генерального секретаря ООН Маймуне Мохд Шариф, крон-принцу Абу-Даби Мухаммаду бен Заид бен Султан Аль Нахайян и другим членам иностранных делегаций. 

Несмотря на крупные заказы, команда Polyarus продолжает работать и с различными петербургскими брендами. Так, они запустили совместный проект с сетью кофеен «Буше», которая в последнее время стала довольно экоориентированной. Для фестиваля «КофеВиноФест» владельцы «Буше» специально разработали свои рекламные баннеры таким образом, чтобы из них можно было сделать максимально эффектные сумки.

«Это был совершенно новый уровень подхода к заказу, когда клиент продумывает заранее макеты рекламного баннера, чтобы сделать сумки еще лучше. Две трети всего баннера составлял цветной градиент», — вспоминает Полярус.

Polyarus сотрудничает и с Новой Голландией. Студия отшивает уже вторую партию поясных сумок из баннерных сеток, которые два года закрывали фасады зданий во время ремонтных работ на острове. Кроме того, сейчас Polyarus готовит большой тираж сумок для «Яндекс.Авто» — из автомобильных камер.

Сумки на карантине

С распространением в России COVID-19 все сотрудники бренда трудятся дома, в режиме самоизоляции. Студия на Лиговском уже вторую неделю закрыта. Изделия Polyarus отправляются к покупателям с доставкой на дом. Саша Полярус отмечает, розничные продажи упали, и все намечающиеся проекты стоят на паузе. Кризис, безусловно, ощущается. Медицинские маски в компании пока не шьют, но задумываются об этом.

В планах бренда Polyarus — расширение онлайн-торговли и выход на рынки Европы и Америки. Что, по словам предпринимательницы, особенно актуально в реалиях нынешнего кризиса и валютных колебаний.

В ближайшее время Полярус намерена запустить благотворительную акцию в поддержку медработников, которые сейчас борются с коронавирусом. В продажу поступят тематические шоперы, стоимостью в 1000 рублей. Все вырученные с их продажи средства будут направлены в один из благотворительных фондов, который передаст деньги медикам.

«В режиме затишья лучше всего заняться творческими и некоммерческими проектами. Поэтому мы планирует запустить несколько коллабов с художниками. Сейчас особенное время», — резюмирует предпринимательница.  

Экономист и независимый эксперт по личным инвестициям и финансам Алена Лапицкая считает, что в период экономического кризиса и пандемии, когда у большинства брендов продажи упали на 30-90%, Polyarus имеет ряд преимуществ перед конкурентами. «Основатель бренда делает акцент на осознанном потреблении товара и экологичности. Рынок сейчас перенасыщен, люди хотят покупать и в то же время быть полезными, и ресайклинг — это хороший вариант для введения в осознанное потребление», — объясняет экономист.

По мнению эксперта, модное производство, основанное на идеях вторичного потребления, позволяет компании не нести расходы на покупку материалов, так как она получает их бесплатно. Бренд уменьшает издержки на закупку материалов, которые составляют порядком 10-30% от стоимости товара. При этом ценообразование сумок Polyarus  ниже по сравнению с конкурентами на 20-30% в зависимости бренда, не говоря уже о люксе.

«Люди сейчас захотят покупать товары более дешевые. Они будут переходить от люкс-сегмента к российским брендам, не уступающим в качестве. Текущий курс никак на них не влияет», — отмечает Лапицкая.