Ненужные навыки. Как гаджеты в детских садах помогут вырастить более здоровое поколение

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Почему раннее развитие в его привычном понимании может навредить ребенку? Какие навыки для дошкольника самые важные? Как свободная игра помогает в будущем лучше учиться в школе? Об этом рассказывает СЕО образовательной платформы Smart School Pro Елена Игнатьева — и объясняет, как правильно использовать гаджеты, чтобы помочь ребенку в развитии

Программы  «раннего развития», которые были востребованы последние пару десятилетий, на самом деле могут навредить детям и даже, как ни парадоксально, затормозить это самое развитие в важных сферах. В модных детсадах дошкольникам сегодня пытаются преподавать китайский язык, программирование и дизайн-мышление — но исследования показывают, что это бессмысленно: навыки и знания, оторванные от реальной жизни ребенка, очень скоро забываются, а время, потраченное на их усвоение, отнимается от того, что действительно необходимо. Если же стараться успеть все, это может негативно сказаться на здоровье и убить в будущем желание учиться. Как ни парадоксально, самые важные навыки ребенок приобретает в естественных для него видах деятельности: игре, конструировании, художественном творчестве и  коммуникации со сверстниками. 

Но как понять, насколько успешно дети осваивают базовые навыки? На помощь может прийти цифровизация детсадов. С помощью IT-инструментов удобно собирать, накапливать и анализировать информацию о состоянии детей, следить за динамикой ребенка и при необходимости корректировать проблемы и сложности в развитии. Как это работает?

Зона ближайшего развития и «поляна детства»

Исследования показывают, что попытки впихнуть в ребенка тонны академической информации еще до школы проваливаются. Да, возможно, в четыре года ваш ребенок сможет читать лучше всех сверстников и складывать двузначные цифры в уме. Развить какой-то один конкретный навык не так уж сложно. Но тогда обязательно пострадают другие сферы. Уже в 90-х ученые выяснили: к четвертому классу дети, которых нагружали академическими предметами до школы, начинают уступать в учебе тем одноклассникам, которые в детском саду занимались игрой.

Примерно на седьмом году жизни — как раз к тому возрасту, когда дети обычно идут в школу, — у ребенка формируется произвольность. Произвольность — это регуляторная способность организма, то, что позволяет школьнику находиться в классе в течение всего урока и удерживать внимание. Чтобы способность к саморегуляции сформировалась,  первые семь лет жизни должны быть прожиты ребенком правильно.

Маленький ребенок — это не просто маленький человек. Это человек, имеющий определенные психофизическое характеристики, которые определяют его возможности и задачи определенного этапа его жизни, дошкольного детства. У ребенка в этом возрасте продолжает активно развиваться мозг, формируются нейронные связи, которые в будущем позволят удерживать внимание, усваивать  информацию и проявлять креативность — то есть делать то, что важно в учебном процессе. Но процесс образования нейронных связей очень энергоемок. Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте продолжается и физическое развитие ребенка: формируются зубы, кости, внутренние органы. Силы, отпущенные на рост и развитие конечны, поэтому энергию организма, нужно тратить правильно и осознанно. Тогда есть шанс, что к школе дети подойдут не только подготовленными, но и здоровыми.  

Занятия, требующие произвольности, то есть те, где ребенок сидит за столом, где информация подается фронтальным образом, где в речи взрослого присутствует императив, или указания что-то сделать, представляют собой нагрузку для нервной системы ребенка. Зато есть занятия, которые тонизируют детский организм: это любая творческая деятельность, движение, ритм и связанная с ним активность (пение, ритмика, стихи, танцы), сенсорные упражнения, например с водой или песком, и, конечно, игра. Чем младше ребенок, тем больше занятий второго типа должно быть в его жизни. Ближе к школе можно постепенно увеличивать нагрузку. Чередование нагрузки с тонизацией и соблюдение правильного и стабильного режима хорошо для ребенка. В противном случае его нервная система истощается, что может даже сказаться на здоровье. Поэтому избыточные занятия и «раннее развитие» в его нынешнем понимании зачастую наносит ущерб детскому организму.

Очень важно не путать игровую деятельность с игровой формой обучения и не подменять одно другим. Свободная игра — важнейший фактор развития и одновременно показатель развития дошкольника. Игра ценна тем, что она формирует у детей метанавыки, ведь в игре нужно не только придумать ее сценарий, но и удерживать его в течение определенного времени, согласовав с другими детьми, взаимодействуя с ними в процессе, соблюдая общие правила. Чувствуете масштабность задачи? Занятия в игровой форме, как и условно развивающие игровые приложения для гаджетов, совсем про другое. Можно с помощью приложения выучить с ребенком буквы или запомнить некоторое количество иностранных слов. Но как они могут помочь сформировать творческое мышление или эмоциональный интеллект, речевые или социально-коммуникативные навыки? Не понятно. Приложения могут помочь в овладении каким-то объемом информации или проработке моно-навыков, но не встроенные в практическую жизнь, они быстро теряют ценность и забываются.

Так как же создать для ребенка развивающую среду в 2020 году? Мне нравится образ, который я называю «поляна детства». Это насыщенная здоровая безопасная среда, где много детей, по возможности, разного возраста. Они заняты естественной для себя деятельностью: играют, много двигаются, общаются, занимаются творчеством. На этой поляне обязательно присутствуют взрослые. Их задача — обеспечивать безопасность, учить детей решать спорные ситуации и конфликты и помогать каждому ребенку в своем индивидуальном темпе двигаться в так называемой зоне ближайшего развития. Этот принцип 100 лет назад описал известный российский психолог Лев Выготский, и до сих пор он остается основным принципом дошкольной педагогики. 

Есть ли на этой «поляне детства» место технологиям и гаджетам? Безусловно. Но они должны находиться в руках у взрослых, а не детей.  

Как работают технологии в дошкольном образовании

Технологии необходимы, чтобы наблюдать за детьми, фиксировать и накапливать результаты о развитии ребенка. Также они могут помочь в быстром поиске и выборе нужного инструментария, в демонстрации учебного материала, визуальном подкреплении того, о чем рассказывает взрослый. Эти технологии должны быть удобны, просты, нативны. Педагог не может тратить много времени на их освоение, главное для него — дети. 

Технологии могут облегчить и жизнь родителей, ведь их задача в том, чтобы связать всех взрослых, работающих с ребенком, в общее информационное пространство, в центре которого — дошкольник. Стратегия его развития должны быть единой для всех участниками процесса. Управляя детским садом, я не раз наблюдала, как взрослые не могут договориться о том, что лучше для ребенка, начиная разрывать его на части. В результате дети страдают от перегрузки и конфликтов, возникающих вокруг них. 

Чтобы такого не происходило, важно четкое представление о возможностях ребенка. Иными словами, для определения траектории развития нужно сначала определиться с той точкой, где ребенок находится на системе координат в данный момент. Для этого нужно выбрать критерии развития ребенка, они должны быть максимально четкими, прозрачными и общими для всех детей одного возраста. Мы выделили 15 показателей, характеризующих развитие ребенка: 

  • мышление

  • память

  • внимание 

  • восприятие

  • воображение

  • речевые навыки

  • общая осведомленность

  • произвольность

  • коммуникативные навыки

  • игровые навыки

  • бытовые навыки

  • общая моторика

  • тонкая моторика

  • учебная мотивация

  • эмоциональный интеллект

Состояние каждой из этих сфер можно оценить с помощью специальных инструментов. Важно понимать, что не все линии развития актуальны для детей всех возрастов, прежде всего потому, что мозг ребенка и соответствующие навыки находятся в постоянном процессе формирования, созревания. Произвольность, например, правильно оценивать начиная, примерно, с шести лет, до этого возраста этот навык формируется. А значит, начиная оценивать его раньше, мы не получим удовлетворительный  результат, что нормально.

Давайте рассмотрим, как происходит формирование игровых навыков у ребенка. Двухлетний ребенок учится манипулировать предметами, используя их по назначению:  катать машинку, бить молотком и т. д.  Примерно с трех лет проявляется сюжетно-отобразительная игра. Сюжеты, в основном берутся из жизни взрослых, окружающих ребенка. Сначала он использует игрушки, потом, все чаще, условные предметы. Четырехлетний ребенок овладевает сюжетно-ролевой игрой, в которой есть замысел, взаимодействует со сверстниками, в процессе игры меняясь с ними ролями. Позже становятся актуальными игры по правилам, игры на развитие навыков: мышления, воображения, памяти, включается элемент обучения в процессе игры. Чем ближе к школе, тем большую важность приобретает учебная деятельность, направленная на целенаправленной получение знаний ребенком, а играя деятельность отходит на второй план. Поэтому, если игровые навыки до 6 лет у ребенка формировались в соответствии с возрастом, в 7 лет мы их уже не оцениваем: новообразования не формируются, а значит новой качественной информации мы не получим.

Для адекватного понимания, на каком уровне находится развитие того или иного навыка, педагоги используют протоколы наблюдений в форме чек-листов, состоящие из вопросов и вариантов ответов. Заполнение протокола на всю группу занимает несколько минут, это несложно сделать воспитателю в течение дня.  Зато данные, обработанные с помощью специальных программ, дадут очень значимую информацию для работы с детьми.  

Оценив все характеристики развития ребенка и сравнив их с условной возрастной нормой, можно составить диаграмму развития. При регулярном проведении диагностики результаты накапливаются на диаграмме, и можно отследить как динамику развития ребенка, так и его положение в сравнении с возрастной нормой в любой промежуток времени. И тогда к моменту поступления в школу не будет неожиданностью появление у ребенка каких-либо трудностей. Скорее всего, при ранней диагностике и своевременной коррекции, эти трудности будут уже проработаны и устранены.    

Полную картину о развития ребенка сложно получить, если анализировать только часть актуальных для выбранного возраста характеристик.  Традиционно психологи смотрят на показатели когнитивного, или интеллектуального развития детей: мышление, память, внимание, восприятие. Это в первую очередь интересует и родителей. Но при этом игнорируются игровые, коммуникативные или бытовые навыки — важнейшие характеристики развития в течение всего дошкольного периода. Большинство родителей давно усвоили важность развития мелкой моторики, а ведь не менее важна общая моторика. Физическое развитие ребенка, специфика его двигательной активности тоже могут об очень многом рассказать. Неслучайно двигательные тесты и пробы используют нейропсихологи и нейрофизиологи. По ним можно многое узнать о ребенке и даже предсказать возможные трудности при обучении в школе.  

Поколение альфа: какими вырастут дети мобильной эпохи?

Позиция Всемирной организации здравоохранения: чем меньше экранов у детей, тем лучше. Их рекомендации таковы: совсем никаких гаджетов для малышей в возрасте до двух лет, дошкольникам от двух до пяти можно посвящать мультикам и играм на планшете не больше часа в день. Современные родители, кстати, не следуют этим советам: дети от трех до пяти лет проводят перед экранами в среднем 2,5 часа в день, а малыши двух лет и младше, которым гаджеты вовсе противопоказаны, и того больше, — около трех часов ежедневно.

Можно понять родителей, которые пытаются как-то отвлечь детей, когда им надо совместить уход за ними, работу и домашние дела, что стало особенно актуально во время пандемии и самоизоляции. Но важно помнить, какие последствия это может иметь для развития детей, — и рассказать, какие способы использования гаджетов могут все же пойти ребенку на пользу.

Исследование, проведенное на 1642 японских первоклассниках, показало: дети, которые привыкли проводить в экранах более часа в день, до двух-трех раз чаще сталкиваются с проблемным поведением и гиперактивностью по сравнению со сверстниками, уделяющими меньше времени гаджетам. Из этого можно сделать вывод, что раннее приобщение к экранам может осложнить будущую жизнь ребенка.

Многие могут с этим поспорить: ведь поколение альфа — дети, рожденные после 2010 года, — всю жизнь живут и продолжат жить в окружении технологий. В экранах у нас сейчас все: работа, обучение, общение с друзьями и даже спорт. Так почему бы не приучаться к этому с самого рождения? Мы видим, что современные дети действительно гораздо активнее взрослых нашего поколения обучаются технологиям. Некоторые годовалые малыши уже могут открыть на родительском смартфоне YouTube и найти там мультики. Что же в этом плохого?

Плохо это тем, что физиология не поспевает за развитием технологий. Наш мозг и стратегии формирования нейронных связей закладывались миллионами лет эволюции. От того, что в последние сто лет появились телевизоры, компьютеры и смартфоны, процесс формирования мозга не изменился.  Детям необходима богатая стимулами окружающая среда, общение со сверстниками и взрослый, помогающий двигаться в зоне ближайшего развития.

Более 100 лет назад Мария Монтессори, а параллельно с ней Лев Выготский описали наличие сензитивных периодов в развитии детей. Это промежутки времени, оптимальные для формирования у детей определенных навыков. Если это время упустить, то сформировать тот или иной навык в дальнейшем будет намного сложнее. К таким периодам относятся, например, овладение речью, формирования моторных навыков, даже приучение к порядку.  Чтобы помочь ребенку, нужна правильная среда и нужен заинтересованный взрослый, понимающий возрастные задачи и возможности ребенка и попросту настроенный на одну с ним волну. «Говорящая голова» на экране гаджета не поможет — ведь дети считывают информацию не только из голоса и статичного изображения лица, но и из мимики, жестов и смены интонации взрослого. Для этого важно взаимодействие в офлайне, когда родитель или воспитатель, а не голос из смартфона читает ребенку сказку.

Есть область развития, где гаджеты и специальные приложения стали полезными инструментами работы педагога. Например, в коррекционной деятельности, когда нужно развить и автоматизировать определенный навык. Это может быть фонетическая или грамматическая сторона речи, память, внимания. Логопеды, психологи и дефектологи могут активно использовать специальные игры на планшете не только как инструмент отработки навыков, но и как дополнительный способ увлечь ребенка монотонным коррекционным процессом. Эта работа должна проходить вместе со взрослым, в течение ограниченного времени и иметь определенную цель. 

Если же мы говорим о ребенке, который развивается в соответствии с нормой, то оттачивание моно-навыков с помощью игр — если вдруг вы хотите вырастить вундеркинда — не оправдано. Оторванные от жизни навыки и знания быстро забываются. 

Гармоничное раннее развитие детей — то, к чему мы стремимся, благодаря грамотному сочетанию игры, творчества и развивающего обучения.  Важно никуда не торопиться, полноценно проживать каждый этап, но все делать своевременно, чтобы к школе ребенок подошел здоровым и готовым к обучению. С помощью диагностики можно отслеживать, как дети развиваются, с самого раннего возраста, выявлять и вовремя корректировать пробелы и трудности развития в разных сферах, чтобы к школе ребенок подошел здоровым и готовым к обучению. С этим сталкивается до 30-40% родителей. К 6-7 годам доля детей с какими-либо отставаниями в развитии уже снижается до 10-20% — и среди тех, кто начал посещать детский сад до трех лет, процент таких трудностей еще ниже.