История Уно Тие: как японская писательница основала самый успешный журнал мод и дала отпор патриархату

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Forbes Woman открывает рубрику, в которой мы будем рассказывать об успешных предпринимательницах прошлого. Первой героиней стала писательница и законодательница мод Уно Тие, одна из самых ярких японских женщин XX века

В один из холодных февральских дней 1946 года в токийском районе Юракуте вокруг одного из обгорелых и пострадавших от бомбежек зданий выстроилась гигантская очередь. Она опоясала дом дважды. Японская столица все еще лежала в руинах, продуктов не хватало, оккупационная администрация еле-еле справлялась со своими обязанностями. Именно в это непростое время по Токио разлетелась новость о перезапуске «Стиля», журнала мод, издание которого было прекращено в военное время. Весь тираж был раскуплен еще до поступления номера в киоски. Несмотря на нужду и разруху, японские женщины хотели красиво одеваться. Они знали, что лучшие советы они найдут именно в этом журнале. Успех был налицо. И за ним стояла удивительная женщина — Уно Тие.  

Спустя пару лет номера журнала «Стиль» были практически в каждом японском доме. Редакция же переехала в новое здание на Гиндзе, главной и самой дорогой улице Токио. А его основательница смогла построить для себя и своего мужа особняк в курортном городке Атами, известном своими горячими источниками. Как же ей удалось преуспеть в бизнесе в трудное для страны время и, помимо этого, стать одной из самых известных известных японских писательниц своей эпохи? 

Уно Тие
Уно Тие

Амбициозная писательница  

Уно Тие родилась в городке Ивакуни префектуры Ямагути 28 ноября 1898 года. Примечательно, что в год ее рождения был принят семейный кодекс. Согласно нему, женщине без официального согласия главы семьи не разрешалось ни выйти замуж, ни взять на воспитание ребенка, ни поменять место жительства. Японское общество де-факто и де-юре оставалось крайне патриархальным (а в некоторых аспектах остается таковым до сих пор).    

Семья Уно была довольно зажиточной — производство саке приносило неплохую прибыль. Но отец Уно Тие из рук вон плохо вел дела, да еще увлекался азартными играми и женщинами. После его смерти в 1913 году девушке пришлось задуматься, чем она будет зарабатывать на жизнь. Уже на следующий год Уно устроилась учительницей в начальную школу. Она ярко одевалась и всегда носила макияж, чем привлекала внимание молодых преподавателей. В итоге Тие со скандалом выгнали из школы. После этого она на какое-то время оказалась в Корее, но затем вернулась в Японию.

В 1916 году вместе со своим будущим мужем Фудзимури Тадаши Уно Тие ненадолго переехала в Токио. Там она устроилась официанткой в кафе европейского типа «Энракукэн». В это заведение часто захаживали известнейшие писатели того времени: Акутагава Рюноскэ, Кумэ Масао, Сатоми Тон, а также сотрудники журналов и издательств. Первый даже описал Уно в одной из своих новелл. Она умела расположить к себе людей и заводить нужные связи. 

Уно Тие вышла замуж за Фудзимури Тадаши в 1919 году. Молодая семья переехала в Саппоро, где Уно решила попробовать свои силы в литературе. В 1921 году ее дебютная новелла победила на литературном конкурсе. А второе ее произведение, короткая повесть «Разворошить могилу», опубликованная в журнале «Тюо корон», принесла ей гонорар в 366 иен (это была огромная сумма по тем временам — работая учительницей, она зарабатывала всего 8 иен в месяц). 

В 1922 году Уно, оставив мужа, возвращается в Токио, решив стать профессиональной писательницей. За свою долгую жизнь она опубликовала десятки знаковых произведений, многие из которых стали бестселлерами. Героини ее новелл и романов — независимые, гордые, готовые отстаивать свои права, — во многом опередили свое время. В активе Уно и многие престижные литературные премии: Номы, Кикути Кана и другие. Также она стояла у истоков Ассоциации японских писательниц. В 1990 году Уно Тие была удостоена звания Заслуженного деятеля культуры. Ее личная жизнь также была довольно насыщенной: она несколько раз выходила замуж и разводилась, не оглядываясь на царившие в то время представления об «идеальной женщине». 

Предпринимательница и дизайнер кимоно 

В июне 1936 года Уно Тие основала «Стиль» — первый японский журнал, посвященный в первую очередь западной моде. Свежие номера раскупались как горячие пирожки, несмотря на начавшуюся в следующем году Японо-китайскую войну. Известный живописец Фудзита Цугухару (впоследствии эмигрировавший во Францию) оформлял обложки для каждого выпуска. Типичные статьи назывались так: «Как носить летнее платье», «Правильный загар» и так далее. 

Уно Тие была гением маркетинга. Даже церемонию бракосочетания со своим новым мужем Китахарой Такэо она превратила в своеобразный модный показ, который должен был напомнить широкой публике, как должна выглядеть стильная невеста, одетая по последней западной моде. Мероприятие прошло 1 апреля 1939 года с широкой помпой в отеле «Империал». Это было одно из главных светских событий того десятилетия.    

Тем временем тиражи росли. И все бы хорошо, но наступил 1941 год: Япония напала на США. Пропагандировать западную моду было больше нельзя, «Стиль» был переименован в «Жизнь женщин». Все внимание переключилось на национальную одежду.

Уно Тие не растерялась в новых условиях и проявила себя как талантливый дизайнер кимоно. Ее модели помещались в номерах журнала как во время войны, так и после, уже в возрожденном «Стиле». «Жизнь женщин» издавался до 1944 года. Журнал мог бы выпускаться и дальше, увы, военное правительство решило направить бумагу на что-то более патриотичное. Но заработанный авторитет среди миллионов японских женщин сыграл свою роль. Во время перезапуска «Стиля» в 1946 году дело доходило до того, что некоторые поклонницы высокой моды, у которых не было достаточно денег для покупки свежего номера, меняли его на еду.      

А в 1950 году Уно открыла на первом этаже того самого здания, куда недавно переехала редакция, собственный магазин кимоно. Назывался он «Стильный бутик». Семь лет спустя она привезла свои дизайнерские наряды на Всемирную выставку в Сиэтл, и там работы произвели настоящий фурор. Ее модели кимоно вдохновили многих известных модельеров и дизайнеров как в Японии, так и за рубежом. 

К сожалению, журнал «Стиль» закрылся в 1959 году. Этому событию предшествовал скандал. Уно Тие, погруженная в творческую работу, не уследила за менеджментом и бухгалтерией разросшейся команды. В 1952 году Налоговая служба Японии после проведенного аудита потребовала от издания 100 миллионов иен выплат (это более $5,7 млн в пересчете на сегодняшний день, гигантская сумма по тем временам). И Уно расплатилась по долгам, что косвенно свидетельствует о размере ее состояния. О ее доходах в предвоенные годы остается лишь только гадать.  

Журнал «Стиль» вошел в историю как самый успешный японский журнал мод первой половины XX века. А главное, это издание задало высокую планку всей индустрии. Помимо «Стиля», Уно Тие участвовала в создании еще нескольких журналов. Но их судьба была не столь яркой. Самым известным из них был «Литературный стиль», который успешная предпринимательница запустила скорее для души, не надеясь заработать больших денег. Да и не стоит забывать, что она позиционировала себя, прежде всего, как писательницу.       

Уно Тие умерла 10 июня 1996 года в возрасте 98 лет. На ее век пришелся расцвет и закат японского модерна в литературе и моде. Ее судьба — это подтверждение афоризма «талантливый человек талантлив во всем». Старинная японская пословица гласит: «Торчащий гвоздь должен быть забит». Но Уно оказалась тем гвоздем, который сломал молот патриархального японского общества. 

P. S. Ни одно произведение Уно Тие так и не было переведено на русский язык.