Все сама: почему после появления детей женщины открывают бизнес

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Финансовый результат бизнеса ― далеко не главное мерило успеха для предпринимательниц. В первую очередь для большинства женщин важна реализация своего любимого дела через бизнес (66%), независимость, возможность приносить пользу обществу (57%) и самостоятельно планировать свою жизнь (56%)

Специально для благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее» компания Magram Market Research провела исследование об особенностях реализации предпринимательского потенциала среди матерей-предпринимателей России. Цель исследования ― определить особенности реализации возможностей таких женщин. Авторы провели онлайн-интервью с 638 предпринимательницами, имеющими несовершеннолетних детей, по всей России (23% ― из ЦФО).

Среднестатистическая бизнесвумен ― это замужняя женщина (79%) с высшим образованием(83%), имеющая одного (41%) или двух детей (43%) в возрасте до 15 лет.

Пик предпринимательской активности приходится на возраст 30-39 лет: в эту группу входят 68% опрошенных женщин. Еще 19 респонденток ― в возрасте от 40 лет, 13% ― 18-29 лет.  

70% опрошенных занимаются исключительно предпринимательством, 30 совмещают бизнес с работой по найму. Собственное дело, кстати, у большинства (83%) довольно молодое ― не более пяти лет. Интересно, что процент совмещающих два вида занятости меняется (в частности, сокращается) от возраста бизнеса. Так, среди тех, чей бизнес существует менее года, совмещают предпринимательство и работу по найму 34% опрошенных, от 5 до 10 лет — 25%, более 10 лет — 18%.

Большинство женщин в совокупности регистрируется в качестве индивидуальных предпринимателей (41%) либо самозанятых (22%). При этом около трети (28%) не оформляются вообще, в основном, из-за малого и нерегулярного дохода (69%).

62% выбирают в качестве поля для деятельности сферу услуг, 21% ― производство, 15% ― торговлю и 2% ― гостинично-ресторанный бизнес.

В начале своего пути личные накопления использовали 74% матерей. Оформляли кредиты ― 16%. Брали взаймы у друзей и родственников ― 12%. Обошлись вообще без вложений 11%, получили субсидии от государства ― 9%. Любопытная деталь: предпринимательницы из Дальневосточного ФО чаще других получали какие-либо субсидии или гранты от государства (21% против 9% среди всех опрошенных), в Центральном ФО, напротив, очень малая доля стартапов начиналась с государственной поддержки (4%). 

В 55% семей предпринимательниц основным доходом является доход мужа. Еще 30% сказали о том, что их с партнером доходы соизмеримы, а 10% делают больший вклад в семейный бюджет, чем их партнеры.

Почему идут в бизнес?

Ровно половина респонденток в качестве причины указала необходимость иметь больше свободного времени.  Однако немногие мамы-предпринимательницы (15%) могут похвастаться тем, что с открытием собственного бизнеса у них появилось больше свободного времени, а 27% и вовсе  пожаловались на то, что свободного времени, напротив, стало даже меньше. Вместе с тем 44% опрошенных заявили о том, что не смотря на то, что времени больше не стало, появилась возможность распределять его так, как удобно им. 

У трети однажды возникла интересная идея и была возможность ее реализовать. 31% женщин от общего числа опрошенных стремится к независимости и 31% же хочет получить больший доход, чем при работе по найму. Еще предпринимательницы в 21% случаев указали в ответах желание проявить себя.

Примечательно, что варианты разнились в зависимости от возраста респонденток. Так, для самых молодых участниц опроса (18-29 лет) достаточно значимым стимулом начать бизнес стало желание повысить свой социальный статус. Чаще они говорили и о своем стремлении к независимости (36%) и особом складе характера (25%). Для более взрослых женщин (40 лет и старше) ценность свободного времени несколько снижается (41%), но возрастает значимость финансовой выгоды (35%). При этом чем больше в семье детей, тем важнее для матери иметь больше свободного времени (рост с 46% до 56%), а стремление к независимости и перспектива получения большего дохода уходят на второй план.

Связь с семьей

Более половины женщин ощущали поддержку близких, когда решали открыть свое дело. Не разделяли энтузиазм, но и не мешали в семье у 21% женщин. Еще 21% предпринимательниц сталкивались как с поддержкой, так и с негативом. Отрицательную реакцию домочадцев получили 2%. 

Любопытно, что тех, кто считают свой бизнес успешным, больше среди женщин, которых поддержала их семья (58% из тех, кого полностью поддерживали).

«Любой предприниматель, и женщина, и мужчина, нуждается в поддержке семьи. Женщина-предпринимательница — это не про «гордую и независимую», это про настоящие семейные ценности, где муж и жена — равноправные партнеры, всегда готовы поддержать друг друга и подставить плечо. «Место женщины у плиты» —устаревшая модель, к счастью, мир постепенно движется именно к тому, что женщина в бизнесе — это норма. Именно так и должно быть», — комментирует президент благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее» Анна Сошинская.

Всего успешным назвали свой бизнес 65% женщин. Почти половина (48%) предпринимательниц берут на себя основную часть работы по дому. Чуть более трети (36%) делят домашние дела в зависимости от ситуации: работу на себя берет тот из партнеров, кто меньше загружен в данный момент. Только в 13% семей обязанности распределены между партнерами равномерно, и всего 1% опрошенных предпринимательниц указывает на то, что основную часть обязанностей обычно выполняет супруг/партнер. Так же 1% семей все домашние дела делегируют специальным службам. 

Самое сложное в развитии собственного дела

В первую очередь 45% предпринимательниц сталкиваются с проблемой выхода на стабильную прибыль. Второй непростой задачей является реклама и продвижение (41%). На третьем месте стоит проблема баланса между работой, личной жизнью и заботой о ребенке (29%). Мамы, имеющие свое дело в сфере производства, сталкиваются с этой проблемой в 35 % случаев.

Женщинам старше 40 лет тяжелее дается следование трендам рынка и адаптация под меняющиеся реалии (15% против 6% предпринимательниц до 30 лет). Самые же молодые в выборке сталкиваются с проблемой регистрация бизнеса (9% против 2% в возрасте 40+) и поиском поставщиков (13% против 4%). 

В наиболее молодом бизнесе (менее 1 года) труднее дается поиск идеи для бизнеса (10% против 3% среди владелиц бизнеса более 10 лет) и разработка бизнес-плана (20% против 5%). Далее, в бизнесе, существующем 5-10 лет, наиболее остра проблема подбора персонала (35%).

«Важный момент в образовании — узкая специализация. У молодежи одни проекты, а у мам — совсем другие. Особенности образа жизни и режима тоже накладывают свой отпечаток. Все это важно понимать и создавать отдельные обучающие программы для каждой категории. Тогда и эффективность от обучения будет выше.

Другой важный момент, который может обеспечить государство, — консалтинг. Молодым предпринимателям просто необходимы центры поддержки, куда можно прийти или позвонить и задать свои вопросы по регистрации, сертификации и другим аспектам. Чтобы подсказали, куда нужно обратиться, в какие сроки и так далее. Такие центры уже есть, но о них мало кто знает», — комментирует Анна Сошинская.

В чем заключается успех?

Финансовый результат бизнеса — далеко не главное мерило успеха для предпринимательниц. В первую очередь для большинства женщин важна реализация своего любимого дела через бизнес (66%). Впрочем, с возрастом это меняется (56% из группы 40+). Далее идет критерий пользы обществу (57%), независимость и возможность самостоятельно планировать свою жизнь (56%).

И все же предпринимательницы, уверенные в том, что они добились успеха, чаще имеют доход либо превышающий доход партнера, либо соизмеримый с ним, в то время как их менее успешные коллеги в большей степени полагаются на доходы супругов. 

Более успешными в сфере бизнеса себя считают мамы-предпринимательницы, которые сумели сделать бизнес своей основной сферой занятости: доля таких в этой группе — 70%, в то время как среди женщин, которые совмещают свое дело с работой по найму, успешным свой бизнес могли бы назвать только 52%. 

Предпринимательницы, считающие себя успешными в бизнесе, реже воспитывают детей единолично (55% против 70% среди бизнесвумен, которые назвать свое дело успешным не могут). В их семьях более распространен подход, при котором оба супруга (партнера) уделяют детям одинаковое количество времени (18% против 10%).

Бизнес и коронавирус

Треть предпринимательниц смогла избежать негативных последствий пандемии коронавируса на бизнес (26% продолжили свою деятельность без потери эффективности, 7% удалось расширить свое дело). Почти половина (47%) мам, ведущих бизнес, заявили о потере эффективности в той или иной степени, и каждая пятая владелица собственного дела пожаловалась на то, что в период пандемии продолжить свою деятельность не удалось. Молодые предпринимательницы легче справились с последствиями коронавирусного кризиса, чем их старшие коллеги.

С падением выручки до нуля столкнулись 24% опрошенных, с падением выручки в полтора-два раза ― 20%, неспособностью платить аренду ― 19%, резким удорожанием сырья и компонентов из-за роста курса валют ― 19%.

33% респонденток воспользовались поддержкой государства в период пандемии коронавируса — чаще всего это были субсидии (16%) и отсрочка по аренде (10%).  Предпринимательницы, имеющие свое дело в сфере производства, реже всех обращались за какими-либо видами государственной поддержки.