Первая леди авиации: как Олив Энн Бич обеспечила своими самолетами армию США и работала с NASA

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Олив Энн Бич начинала свою карьеру в 1920-х годах как бухгалтер, а в итоге встала у руля авиакомпании, которую привела к невероятному успеху, несмотря на Великую депрессию. Она поставляла самолеты армии США и производила космическое оборудование для NASA, а в конце 1980-х занялась благотворительностью

В 1932 году, в самый разгар Великой депрессии в США, 28-летняя американка Олив Энн Бич вместе с мужем Уолтером основывает в Канзасе собственную самолетостроительную компанию. Под ее руководством Beech Aircraft Corporation разработает один из самых успешных самолетов в истории, станет подрядчиком армии США и NASA, а сама основательница будет признана одной из главных персон в мировой авиации.

Как это стало возможным? Олив Энн всю жизнь руководствовалась простым принципом: «Если ты хочешь чего-то, значит, ты можешь это сделать».

От домашней бухгалтерии к авиации

Убедиться в этом она смогла еще детстве. Олив Энн, тогда еще Меллор, родилась в крошечном городке Вейверли в штате Канзас. Через несколько лет семья перебралась в близлежащий городок побольше, Паолу. Географически это был самый центр страны, фактически же — глухая провинция. Отец девочки был строительным подрядчиком, мать торговала молочными продуктами. Семейными финансами заведовала именно мать, и Олив Энн быстро начала брать с нее пример. Уже в 7 лет она обзавелась собственным счетом в банке и стала помогать матери в ведении семейной бухгалтерии и оплате счетов. В 11 она уже сама выписывала чеки.

Окончив среднюю школу, Олив Энн отучилась на курсах бухгалтеров и сразу после выпуска в 18 лет устроилась по специальности в местную электрическую компанию Staley. Еще через три года она начала работать секретарем и бухгалтером в авиастроительной компании Travel Air, которую только что основал в канзасском городе Уичито инженер Клайд Сессна и пилоты Уолтер Бич и Ллойд Стирмен. К тому времени штат компании состоял всего из 12 человек; Олив Энн стала 13-м сотрудником и первой женщиной.

Коллеги-пилоты устроили ей максимально близкое знакомство с небом, катая на самолетах Travel Air — гоночных и учебных бипланах с открытой кабиной. Конечно, они не удержались от того, чтобы показать девушке несколько экстремальных фигур пилотажа. Олив Энн выдержала испытание с честью. Работа ей нравилась, и она показала себя очень ценным сотрудником, не только ведя корреспонденцию и отчетность, но и занимаясь финансами компании — как она делала это ребенком дома.

В 1927 году Сессна ушел, чтобы основать собственную компанию Cessna Aircraft Co, которая существует и известна до сих пор. В Travel Air наступил кризис идей, и два года спустя компания слилась с нью-йоркской Curtiss-Wright Corporation. Говорят, Олив Энн сыграла в этом не последнюю роль, во всяком случае Уолтер Бич очень прислушивался к ее мнению. В 1930 году они поженились и некоторое время жили в Нью-Йорке, где теперь работал Уолтер. Однако уже через два года супруги вернулись в Уичито, чтобы основать собственную Beech Aircraft Corporation. Уолтер стал президентом компании, Олив Энн занималась финансами. Цель поставили простую — «строить лучшие самолеты в мире».

Женщина за штурвалом. Первое интервью Татьяны Филевой, совладелицы S7 Airlines

Набор высоты

Старт бизнеса был непростым: как уже говорилось, в стране бушевала Великая депрессия. Но уже первый самолет компании биплан Beechcraft Model 17 Staggerwing выиграл в 1936 году престижную американскую авиагонку Bendix Trophy Race. За штурвалом, между прочим, были женщины — пилотессы Луиза Тейден и Бланш Нойс. Идея Олив Энн отлично сработала: продажи Model 17 после победы выросли. Удачной оказалась и следующая модель самолета, Twin Beech, которую принял на вооружение Воздушный корпус армии США. Специализацией Beech Aircraft с самого начала стали небольшие, но оптимальным образом выполняющие свои задачи самолеты.

В 1940 году Уолтер Бич тяжело заболел энцефалитом, и Олив Энн встала у руля компании. Момент был непростой: в Европе шла война, и становилось ясно, что вступление в нее Соединенных Штатов — вопрос времени. По решению Олив Энн Beech Aircraft взяла заем на $83 млн для расширения производства и за время войны произвела 7400 самолетов, на которых тренировались военные летчики. За свою продукцию компания получила от армии США престижную награду E — от слова «excellence», то есть «совершенство».

После войны Beech Aircraft не сбавляла оборотов, производя как военные, так и гражданские летательные аппараты. Самым успешным из последних стал представленный в 1947 году легкий одномоторный самолет общего назначения Beechcraft Bonanza. Комфортный, надежный и несложный в управлении, этот шестиместный малыш мог быть и военным разведчиком, и бизнес-транспортом. Он не сходил с конвейера до 1995 года, став самым долгоиграющим самолетом в истории. Всего в разных модификациях было произведено свыше 17 000 «Бонанз». 

После смерти Уолтера от сердечного приcтупа в 1950 году Олив Энн Бич стала первой в истории женщиной-президентов и главой совета директоров крупной авиастроительной компании. Beech Aircraft в те годы заняла лидирующие позиции в отрасли в США. Начавшаяся в 1955 году Вьетнамская война принесла новые военные заказы. Параллельно компания начала производить и другую продукцию: сверхзвуковые ракеты-мишени (для испытаний и учений) и даже хлопкоуборочные машины и комбайны для уборки зерновых. Такая диверсификация помогала не зависеть от военных заказов, загружать производственные мощности и не сокращать штат в мирное время.

Космические перспективы

В 1960-х компания продолжала представлять новые модели самолетов, в том числе с говорящими названиями Queen Air и King Air. Рынок рос, продажи били рекорды, но конкуренты тоже не сидели сложа руки. В 1964 году недавно основанная компания Learjet, производившая самолеты с турбореактивными двигателями, представила первый бизнес-джет, который сразу стал хитом. Несмотря на это, Олив Энн решила сделать аналогичную по характеристикам модель Queen Air турбовинтовой. На вопрос корреспондента Forbes о том, когда и в линейке Beech Aircraft появится реактивный самолет, она ответила: «Когда это будет совмещаться с другими нашими решениями». Такая осторожность впоследствии дорого обойдется компании: на рынок реактивных самолетов она придет с опозданием.

Но это будет потом, а тогда на дворе были 60-е и расцвет космонавтики. Beech Aircraft приняла в нем самое непосредственное участие. Компания разработала и производила для NASA криогенные топливные баки, которые использовались в космических кораблях Apollo и шаттлах, а также на первой американской орбитальной станции Skylab. В пилотируемых космических кораблях серии Gemini использовалась созданная Beech Aircraft система наддува кабины. Для таких разработок Бич организовала в компании специальный R&D-отдел.

Кстати, два десятка лет спустя, в конце 80-х, Beech Aircraft выпустит — опять же для бизнес-аудитории — легкий двухмоторный самолет, который так и будет называться: Beechcraft Starship, то есть «космический корабль». Но к этому времени Олив Энн уже отойдет от руководства компанией.

Momager. Как Крис Дженнер из бортпроводницы превратилась в одну из главных звезд телевидения

Почетный председатель

В 1968 году миссис Бич уступила пост президента своему племяннику, оставшись исполнительным директором. Она продолжала держать руку на пульсе компании до 1980 года, когда Beech Aircraft была поглощена корпорацией Raytheon. Олив Энн сохранила за собой руководство, став при этом крупнейшим частным держателем акций Raytheon. Но спустя два года новые хозяева провели реорганизацию и фактически отправили Олив Энн Бич на пенсию, сделав ее почетным председателем совета директоров Beech. Она прокомментировала это философски: «Мы продали ферму. Если новые хозяева не хотят, чтобы мы на ней жили, это их право».

К тому времени она стала живой легендой. В 1980 году Национальная авиационная ассоциация США наградила Олив Энн Бич за вклад в развитие индустрии Мемориальной премией братьев Райт — высшей отраслевой наградой в США. Спустя год ее включили в Национальный авиационный зал славы, спустя три — в Национальный зал славы американского бизнеса. В 2013 году авторитетнейший авиационный журнал Flying Magazine включил Олив Энн в список 51 героя авиации всех времен, поставив ее на 31-ю строчку.

Впрочем, о последнем она уже не узнала. Олив Энн Бич умерла в Уичито в 1993 году в возрасте 89 лет. Последние годы жизни она провела, управляя своими инвестициями и жертвуя деньги на социальные и благотворительные проекты, в том числе «Сороптимистам» — международной женской организации, которая борется за соблюдение прав человека.