К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Итоги премии Forbes Woman Mercury Awards в 2021 году

Фото Иван Кайдаш. Стиль Ксения Доркина.
Устойчивый туризм в небольшом поселке Архангельской области, легкие и удобные инвалидные коляски, онлайн-академия для врачей и пациентов с редкими кожными заболеваниями, вакцина от коронавирусной инфекции — рассказываем о проектах победительниц премии Forbes Woman Mercury Awards

Летом 2020 года редакция Forbes Woman и ювелирная компания Mercury учредили премию для предпринимательниц владелиц малого бизнеса, которые лучше всего проявили себя в период пандемии. В 2021 году мы снова объявили сбор заявок — чтобы отметить женщин, успешно развивающих бизнес- и социальные проекты. А кроме того, в честь Года науки вручить специальный приз за прорыв в этой области.

Редакция вместе с жюри прочитала десятки заявок и выбрала четырех финалисток, каждая из которых получила приз — брошь из белого золота и бриллиантов, выполненная в форме сердца.

Все проекты финалисток премии Forbes Woman Mercury Awards так или иначе связаны со свободой передвижения. Так, Алена Куратова получила награду в номинации «Лучшая социально-благотворительная инициатива за проект Skill for Skin, упростивший доступ к медицинской информации для сотен пациентов, оказавшихся запертыми дома из-за COVID-19. Важный вклад в борьбу с пандемией внесла Инна Должикова, один из разработчиков вакцины «Спутник V», — за что получила специальный приз за вклад в науку и технологии. 

Реклама на Forbes

Пока из-за коронавирусных ограничений закрыты границы, многие открывают для себя внутренний туризм — в этой сфере с 2014 года работает проект «Культурно-ландшафтный парк «Голубино», руководитель которого Анна Клепиковская получила награду в номинации «Лучшее бизнес-решение». Впрочем, для людей с инвалидностью даже возможность выйти из дома нередко становится роскошью — эту проблему решает компания Kinesis, основательница которой Ольга Барабанова победила в номинации «Лучшая перестройка бизнеса».

Номинация «Лучшее бизнес-решение»

Анна Клепиковская, лидер проекта «Культурно-ландшафтный парк «Голубино»

«Мы сохраняем что-то бесконечно настоящее и ценное, то, что нельзя воссоздать искусственно, — атмосферу Русского Севера», — говорит о своем проекте Анна Клепиковская. С 2014 года она занимается продвижением «Культурно-ландшафтного парка «Голубино». Проект нацелен на развитие устойчивого туризма и сохранение жизни в отдаленном селе Архангельской области. В комплекс входят гостиница и визит-центр, для постояльцев есть экскурсии, которые проводят местные жители. В период пандемии экскурсии перешли в онлайн-формат, а чтобы обеспечить занятость сотрудников, была организована доставка еды в поселок Пинега, находящийся в 15 км от парка.

В 2006 году Анна впервые попала на малую родину мужа, в поселок Пинега Архангельской области, и была поражена местными обычаями, культурой и красотами: «Это был совершенно другой мир. На улицах лежали деревянные тротуары, а в домах топили печи». Безвозвратно влюбившись в Русский Север, она решила открыть его и другим. Через 12 лет вместе с мужем и супругами Шестаковыми (семья сестры мужа) Клепиковская начала развивать парк «Голубино», который в тот момент находился на грани банкротства: сотрудники не получали зарплату месяцами, сгорел главный корпус. Все здания были заложены в разных банках: комплекс удалось выкупить целиком за 10 млн рублей. 

Все больше людей покидают родные поселки и малые города в поисках перспектив и новой жизни «на Большой земле», рассказывает Анна. Вместе с тем внутренний туризм в последние годы становится все более востребованным, но инфраструктура по-прежнему оставляет желать лучшего. Парк «Голубино» сохраняет жизнь в удаленном селе через создание новых рабочих мест и развивает устойчивый туризм. За время работы парка увеличился туристический поток: если несколько лет назад «Голубино» посещало порядка 6000 человек в год, то сейчас ежегодное количество посетителей достигает 14 000. «Голубино» активно продвигает бережное отношение к природе и много лет сотрудничает с Пинежским заповедником. Идет работа над благоустройством троп в охранной зоне заповедника, совместно была организована выставка, посвященная парку, и школа экскурсовода.

Россия не ограничивается Москвой, я это точно знаю

Весной 2020 года парк перестал принимать туристов. Помимо доставки и онлайн-активностей, во время вынужденного простоя был сделан ремонт в помещениях. Также был запущен конкурс рассказов о парке среди гостей «Голубино». Несмотря на то что общее количество туристов в Архангельской области в прошлом году сократилось, загрузка комплекса даже в низкий осенний сезон выросла на 30%, а выручка — на 15%. Загрузка в летний сезон этого года составила 95%. В планы Анны входит дальнейшее развитие локального туризма, который становится инструментом сохранения местной культуры, и привлечение в Архангельскую область больше людей. «Россия не ограничивается Москвой, я это точно знаю», — говорит Клепиковская.

Номинация «Лучшая перестройка бизнеса»

Ольга Барабанова, основательница компании Kinesis, попечительница фонда «Продвижение»

Компания Kinesis — единственный в России производитель облегченных инвалидных колясок. До Kinesis Ольга Барабанова успешно занималась производством детских велосипедов «Лисапед». Но в какой-то момент она поняла, что облегченные инвалидные коляски изготавливают из углепластика — этот же материал ее компания использовала в вилках для велосипедов. Так в 2018 году появился ее новый и главный проект.

Менее чем за два года Кinesis разработал три линейки продуктов: премиум-коляски из карбона, облегченные кресла-коляски из алюминия для детей от 5 лет и для взрослых. За счет своей легкости, маневренности и удобства в эксплуатации облегченные коляски позволяют людям с ограниченными возможностями вести активный образ жизни, с раннего возраста быть мобильными и самостоятельными. Коляски производят из карбона — высокотехнологичного композитного материала, используемого в военной и космической промышленности, — и авиационного алюминия. 

За два года благодаря краудфандингу и частным пожертвованиям компания изготовила более 100 колясок: в 2020 году 50 детей и примерно столько же взрослых получили возможность комфортно передвигаться и вести активный образ жизни. Во время пандемии производство колясок остановилось из-за локдауна на заводах, где компания закупает комплектующие. Несмотря на это, объемы производства удалось восстановить и даже увеличить. «2020 год, мягко говоря, стал для нас непростым. Шесть месяцев мы находились в простое, — рассказывает Ольга. — Несколько раз были на грани закрытия, существенно сократилось количество заказов, замедлились благотворительные сборы. Мы не получили никакой государственной поддержки».

Мне повезло, у меня лучшая на свете группа поддержки: мои друзья и команда, с которыми мы еще горы свернем

Несмотря на тяжелый пандемийный год, компания вновь наладила производство. Это удалось сделать в том числе благодаря сотрудничеству с фондом «Плюс Помощь детям», по заказу которого было изготовлено 50 колясок, а также поддержке импакт-венчурного фонда Zerno Ventures, который выделил на развитие фонда 10 млн рублей. Барабанова надеется, что в ближайшие пять лет компания продолжит развитие, расширит сотрудничество с государством и НКО и значительно увеличит выпуск колясок, обеспечив ими в общей сложности около 3000 человек. 

Возможность купить высокотехнологичную коляску (стоит от 130 000 до 250 000 рублей в зависимости от используемого материала) есть далеко не у всех. Чтобы собирать деньги на производство для нуждающихся на регулярной основе, в 2021 году Барабанова стала попечителем фонда «Продвижение», его работа направлена на создание в городах доступной среды. Фонд помогает найти деньги родителям, чьим детям нужна облегченная коляска. Это единственный способ для ребенка передвигаться самостоятельно. Фонд начал работу летом 2021 года и уже получил 1200 обращений за помощью. С момента запуска собрано 2,5 млн рублей, этих денег хватит на производство 11 колясок, но всего к сентябрю фонд планирует обеспечить колясками 30 человек. «Иногда хочется опустить руки, поплакать в машине на руле, но потом выдыхаешь, собираешься. Мне повезло, у меня лучшая на свете группа поддержки: мои друзья и команда, с которыми мы еще горы свернем», — говорит Ольга.

Номинация «Лучшая социально-благотворительная инициатива»

Алена Куратова, основательница фонда «Дети-бабочки» и онлайн-академии проблем кожи Skill for Skin

«В2011 году я думала только о том, как обеспечить всех детей с редким генетическим заболеванием специальными бинтами», — вспоминает руководитель фонда «Дети-бабочки» Алена Куратова. Спустя 10 лет под ее руководством фонд выстроил систему оказания медицинской помощи больным по всей России, сейчас он поддерживает более 2500 пациентов. В 2020 году Куратова в рамках фонда запустила образовательный проект — онлайн-академию Skill for Skin, посвященную проблемам кожи. Благодаря ей медицинские работники, а также пациенты с дерматозами, в том числе редкими, получают актуальные знания и общаются c другими участниками сообщества.

Жизнь Алены Куратовой перевернулась в 2011 году, когда она, будучи в декрете, наткнулась в Facebook на фотографию мальчика, покрытого ранами. Куратова стала волонтером и долгое время возила медикаменты в больницу, пока ребенка не усыновили. «Я не могла оставаться в стороне от этой проблемы, и появился благотворительный фонд «Дети-бабочки», который помогает детям с редкими генными дерматозами», — рассказывает Куратова. За 10 лет фонд привлек более 1,2 млрд рублей для оказания целевой помощи подопечным фонда и провел обучение более 10 000 медицинских специалистов в России и СНГ.

Реклама на Forbes
Те врачи, кто доходит курсы до конца, действительно горят тем, чем занимаются. Они могут попасть к нам в команду

Эпидемия COVID-19 и мировой тренд перехода медицинских услуг в онлайн в совокупности послужили стимулом к созданию академии Skill for Skin. Новый образовательный онлайн-проект решает важную проблему врачей и пациентов — недостаток знаний в области диагностики и лечения редких кожных заболеваний. «К сожалению, врачи до сих пор не всегда обладают актуальными знаниями о дерматозах (особенно редких), много вопросов о лечении и уходе за болезненной кожей и у пациентов. Академия во многом решает этот вопрос. Ведь важно вовремя оказать помощь. Восстанавливать кожу тяжелее, чем ее сохранять», — рассуждает Куратова. 

В онлайн-академии шесть факультетов по разным направлениям кожных заболеваний: буллезный эпидермолиз, ихтиоз, псориаз, атопический дерматит, уход за пациентами, косметология. В основу программ легли накопленные за 10 лет знания экспертов фонда «Дети-бабочки» и ведущих специалистов. Обучаться могут не только врачи, но и родители детей с редкими заболеваниями кожи — для них все курсы бесплатные. Уже 243 человека полностью прошли хотя бы один из 20 представленных курсов. Всего обучалось 930 человек. «Это своего рода способ отбора. Те врачи, кто доходит до конца, действительно горят тем, чем занимаются. Они могут попасть к нам в команду», — говорит основательница проекта. В планы Куратовой входит дальнейшее развитие онлайн-академии, также она хотела бы перевести все курсы на несколько языков, чтобы как можно больше людей узнали, как работать с редкими заболеваниями кожи.

Специальный приз за прорыв в области науки и технологий

Инна Должикова, один из разработчиков вакцины «Спутник V»

«У команды не было никаких сомнений, что мы сможем разработать качественную вакцину от ковида. Быстро сформировалось четкое понимание, как и что нужно делать. Мне было важно защитить свою семью и близких. Когда все получилось, я наконец расслабилась и успокоилась», — рассказывает заведующая лабораторией Государственной коллекции вирусов ФГБУ «НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи» Инна Должикова. Она стала одним из ключевых разработчиков российской вакцины от коронавируса «Спутник V» и отвечала за доклинические исследования протективности (способности защитить от заболевания) вакцины.

В премии Forbes Woman Mercury Awards Инна представляет всю свою команду ученых: восемь из 18 разработчиков вакцины — женщины. 

Реклама на Forbes

В лабораторию к своему будущему наставнику доктору биологических наук Денису Логунову она пришла через полтора года после окончания университета. «У него дикая энергетика, которая заряжает, и после собеседования с ним я поняла, что хочу так же воодушевленно рассказывать про то, чем занимаюсь», — рассказывает Должикова. С тех пор она уже более девяти лет работает в Центре Гамалеи. 

До пандемии она работала над прививкой от сходного с SARS-CoV-2 вируса MERS — еще одного коронавируса, который вызывает ближневосточный респираторный синдром. С ней в команде разработкой этой вакцины занимались и другие женщины, впоследствии создавшие «Спутник V»: Ольга Зубкова, Алина Джаруллаева, Ольга Попова, Татьяна Ожаровская, Дарья Гроусова, Алина Ерохова. 

«Во время доклинических исследований мы смотрели, защищает ли вакцина животных от инфекции: заражали вакцинированных и невакцинированных животных вирусом SARS-CoV-2 и изучали, что происходит. Также во время доклиники, а потом уже и клиники мы смотрели уровень вируснейтрализующих антител: брали сыворотки животных или людейдобровольцев и изучали антитела, которые связывают живой вирус, не давая ему проникать в клетки. Это один из важных тестов, который может показать, будем ли мы защищены от вируса», — объясняет ученая. От начала работы над вакциной от SARS-CoV-2 до ее регистрации прошло всего полгода. 

Также Должикова занимается исследованием свойств плазмы крови привившихся и переболевших ковидом людей. Эти данные помогают врачам отбирать плазму для переливания пациентам с COVID-19. «Если в плазме недостаточно антител, то такую плазму нельзя использовать», — рассказывает она. В настоящее время заканчиваются клинические исследования вакцины от ближневосточного респираторного синдрома, ведутся исследования по разработке вакцины для профилактики лихорадки Ласса и комбинированной вакцины для профилактики филовирусных инфекций (болезнь, вызванная вирусом Эбола, и геморрагическая лихорадка Марбург).

Жюри о премии

В этом году членами независимого жюри Forbes Woman Mercury Awards стали не просто успешные предпринимательницы, но люди, которые своим примером доказывают, что женщины запускают в России такие проекты, которые меняют к лучшему жизнь сразу многих людей: Ольга Слуцкер изменила культуру спорта и фитнеса для целых поколений россиян; Наталья Синдеева руководит главным независимым телеканалом страны — «Дождь» (признан в России иностранным агентом); Елена Бунина с помощью сервисов «Яндекса» уже не первое десятилетие двигает вперед систему образования. Мы попросили их поделиться впечатлениями о номинантах на премию и рассказать, почему они сделали именно такой выбор.

Реклама на Forbes

Ольга Слуцкер, президент сети фитнес-клубов World Class

Мне понравились некоторые проекты тем, что они в основе своей имеют очень сильную социальную составляющую. Радует, что каждая из женщин, принявших участие в премии, по-своему влияет на жизнь страны и меняет ее к лучшему. Конечно, поддержка молодых предпринимательниц очень важна, так как способствует развитию деловой инициативы среди женщин в России в целом. В частности же, мы видим в Forbes Woman Mercury Awards — и именно это мне показалось особенно интересным, что в бизнес-поисках женщин часто присутствует какой-нибудь важный социальный аспект.

Наталья Синдеева, генеральный директор телеканала «Дождь»

Мне кажется, что самое главное признание для любого человека, который чем-то занимается, — это признание его клиентами, его зрителями, его слушателями, его читателями, теми, для кого он это делает. Ничего круче этого нет. Если то, что ты делаешь, находит отклик в сердцах людей, это круто. При этом очень здорово, когда тебя еще признает, оценивает и мотивирует сообщество предпринимателей и бизнесменов. Поэтому, мне кажется, что такие начинания очень клевые. Мне непросто было сделать выбор, потому что все кандидатки достойные. Наверное, я в первую очередь обращала внимание на проекты, которые я знаю, понимаю, о чем это. Второе — насколько то, что делает человек, меняет чью-то жизнь. Это всегда очень громкие и пафосные слова, но это очень важно.  

Елена Бунина, генеральный директор «Яндекса»

Реклама на Forbes

Мне близки проекты, которые приносят пользу людям. Я рада, что бизнес и наука становятся более социально ориентированными, что теперь здоровье и счастье людей — приоритет для многих компаний. Чтобы поддерживать такие проекты, нужно рассказывать о них широкой аудитории, расширять круг единомышленников, давать гранты на исследования и запуски. Чем доброжелательнее среда, тем больше женщин будет стоять за громкими и важными для общества проектами.

Елена Иванова, вице-президент компании Mercury и руководитель ювелирно-часового направления

Forbes Woman Mercury Awards — это премия, которую мы совместно с Forbes Woman проводим уже второй год. Наша цель — отметить выдающиеся результаты талантливых, смелых, предприимчивых женщин, бизнес-проекты и решения которых становятся вдохновляющим примером для многих. Наша инициатива родилась в 2020 году, когда бизнес-сообщество столкнулось с серьезными сложностями, и тогда нам хотелось показать и отметить выдающиеся успехи женщин-предпринимательниц в турбулентный период для экономики. Увидев общественный резонанс и осознав важность нашей инициативы, мы решили сделать нашу премию ежегодной.

Нынешний, 2021 год официально объявлен в России Годом науки и технологий, поэтому мы приняли решение дополнить основные три номинации специальным призом в этой области. Мы уверены, что необходимо привлекать внимание к научным достижениям и прорывам и популяризировать их, поскольку именно они лежат в основе экономического, социального и технологического прогресса. Мы рады, что совместную инициативу Forbes Woman и Mercury поддерживают выдающиеся женщины нашей страны, становясь членами жюри и поощряя своим личным примером талантливых женщин по всей стране. Мы верим, что выдающиеся бизнес-проекты и истории успеха вдохновляют еще больше женщин на смелые решения!

Юлия Варшавская, главный редактор Forbes Woman

Реклама на Forbes

Если бы меня спросили о базовых ценностях Forbes Woman в 2021 году, я бы обязательно рассказала им истории победительниц Forbes Woman Mercury Awards. Наша героиня сегодня — это женщина, которая не просто нашла любимое дело и строит бизнес, но и думает, какое влияние ее проект оказывает на людей вокруг. Героини нашей обложки помогли тысячам людей, а еще они смелые, свободные, добрые и очень сильные. Это тот пример, который хочется показать нашим читательницам и сказать: «Девочки, все возможно». 

В шорт-лист также вошли:

Номинация «Лучшее бизнес-решение»

Наталья Хазова, генеральный директор «Саликорния Нутришн», которая решает проблему избыточного потребления соли, предлагая заменитель — специю растительного происхождения.

Анна Крымская и Александра Темлякова, соосновательницы онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk, который помогает найти проверенного психолога. 

Ирина Леонтьева, основательница школы бизнеса для детей KidsDev, которая помогает детям и подросткам от 7 до 17 лет развивать soft skills и предпринимательское мышление. 

Реклама на Forbes

София Кофманн, основательница лайфстайл-проекта HiPO, который работает по модели Content-Community-Commerce — это лайфстайл-медиа, вокруг которого собирается комьюнити, готовое совершать покупки в мультибрендовом онлайн-магазине. 

Номинация «Лучшая перестройка бизнеса»

Анастасия Логинова, соосновательница сети студий раннего плавания «Аквакласс», которая смогла расширить свой бизнес в пандемию, открыв новые точки.

Вера Жукова, создательница благотворительной кофейни «Местные для местных» на базе сети кофеен Pitcher.

Мария Свир, основательница онлайн-клуба для девочек-подростков «Зачем сложно», которая успешно использовала в создании этого проекта свой опыт руководителя антибуллинговой программы «Травли Net».

Реклама на Forbes

Наталья Краснобаева, основательница проекта «Онлайн-приемная для абитуриентов», благодаря которой будущие студенты смогли проходить вступительные собеседования, не нарушая режима самоизоляции.

Номинация «Лучшая социально-благотворительная инициатива»

Инна Инюшкина, создательница онлайн-проекта «Уверенный баланс для детей со Spina Bifida», который помогает пациентам с этим редким заболеванием проходить реабилитацию на дому.

Эльвира Лесничая, основательница платформы для общения и тренировок «Футбольные мамы», которая рушит стереотипные представления о материнстве и прививает любовь к спорту через конкурсы и различные активности.

Ольга Павлова, основательница проекта «Химия была, но мы расстались», направленного на поддержку женщин, переживших или переживающих борьбу с онкологическим заболеванием. 

Реклама на Forbes

Екатерина Зинченко, основательница парфюмерного бренда Pure Sense, где ароматы создают незрячие люди.

Специальный приз за прорыв в области науки и технологий

Елена Константинова, основательница научно-исследовательского центра цифровой агродиагностики Aerospace-Agro, который занимается спутниковым исследованием почв, их анализом и выработкой рекомендаций по агротехнике. 

Мария Лапук, соосновательница стартапа по производству защитных масок Blanc — с одной стороны, они отвечают требованиям пандемийного времени и защищает от пыли и микробов, а с другой, обеспечивают конфиденциальность даже в условиях развития технологий слежки. 

Лиля Сабирова, куратор категории «Наука и просвещение» на Planeta.ru, которая в 2020 году стала полноценным акселератором, помогающим ученым и просветителям находить деньги для своих проектов. 

Реклама на Forbes

Виктория Шиманская, соосновательница цифрового университета SkillFolio, который помогает развивать soft skills с опорой на нейрофизиологию.

О каждом из 20 проектов в шорт-листе премии будет подробно рассказано на сайте Forbes Woman до конца 2021 года.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021