К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Неуверенность, семья, враждебность: почему женщины отказываются от топовых вакансий

Фото: Getty Images
Исследование, проведенное сервисом Facancy, показало, что женщины реже, чем мужчины, рассматривают и откликаются на топовые вакансии и чаще воспринимают управленческую должность как конечную точку, хотя могли бы расти и дальше. Разбираемся, какие факторы тормозят женские карьеры

Женщины реже, чем мужчины, рассматривают и откликаются на топовые вакансии. Основные причины: неуверенность в собственной компетентности, опасение, что это негативно скажется на семье, страх, что женщину на такой позиции не примут. Об этом говорят результаты исследования, проведенного сервисом персонализированных рассылок вакансий Facancy (имеются в распоряжении Forbes Woman) среди людей, работающих на управленческих позициях с доходом выше 200 000 рублей.

Фактор семьи

Людей, откликающихся на управленческие вакансии, спросили о том, что им важно в самой вакансии. Соцпакет для семьи важен для 63% женщин и только 11% мужчин. Возможность работать удаленно частично или полностью важна для 54% женщин и 17% мужчин.

При этом 29% женщин отказываются даже рассматривать топовые вакансии, считая, что переход на такую позицию скажется на семье и личной жизни. Мужчины почти не упоминали такую причину отказа от вакансии как важную.

Реклама на Forbes

Женщины в шесть раз реже откликаются на вакансии со сменой места жительства, а если и рассматривают переезд, то предпочитают ближайшие крупные города либо города, где у них есть друзья или родственники. Кроме того, важными факторами являются возможность хорошего образования для детей и качество медицинского обслуживания. Все это негативно  влияет на скорость карьерного роста у женщин, поскольку большинство управленческих карьер строится за счет мобильности — переезда в разные регионы и страны. При этом мужчины согласны, что переезд ставит вопросы об образовании для детей и уходе за пожилыми родственниками, но не считают проблему критической.

Наконец, некоторые женщины не рассматривают топовые вакансии потому, что если их зарплата будет много выше, чем зарплата партнера, то это приведет к ухудшению семейной жизни (либо придется скрывать свой уровень дохода от близких). Среди мужчин такую причину отказа от вакансии не указал никто.

Фактор самооценки

Женщины втрое реже читают и откликаются на вакансии с предельным уровнем ответственности (операционный директор, исполнительный директор, генеральный директор). Основная причина — неуверенность в себе («я не уверена, что мой уровень знаний и опыта достаточен для этой позиции»): ее назвали 37% респонденток. Мужчины равной квалификации выбирали этот ответ в четыре раза реже.  

Эта же причина одна из основных, по которым женщины в четыре раза реже, чем мужчины, откликаются на позиции с глубокой технологической, RnD или инновационной составляющей. 

В рамках исследования был проведен эксперимент: когда люди откликались на управленческие вакансии, где уровень зарплаты был известен, но не указан публично, их просили оценить уровень своих зарплатных ожиданий. В среднем женщины назвали зарплату на 20–30% ниже, чем мужчины. Такую зарплату они будут называть на собеседовании и такие оферы будут получать.

Фактор среды

Одна из причин, по которой женщины не рассматривают вакансии с технической составляющей, — убежденность в том, что «общество и бизнес не принимают женщину как технического и инновационного лидера». Это сильный сдерживающий фактор в карьере, поскольку сейчас управленческие карьеры строятся на стыке текущих компетенций управленца и новых технологий. Тем не менее пять лет назад, считают респондентки, гендерной дискриминации было значительно больше.

82% женщин называют важным преимуществом вакансии наличие дружного коллектива. Мужчины согласны с ними в 51% случаев. Они склонны приводить команды с собой, поэтому слаженность коллектива им не очень важна. Они готовы к корпоративным войнам, более того, нормально их воспринимают, считая, что управленческая позиция их предполагает. 

Пределы карьерного роста

И женщинам, и мужчинам одинаково интересны высокоуровневые управленческие вакансии с зарплатой выше 350 000 рублей. Однако дальнейший карьерный рост (даже с высокой стартовой позиции) важен для 19% женщин и 72% мужчин. То есть, перейдя на высокую управленческую позицию, женщина чаще рассматривает ее как конечную точку, а мужчина — как промежуточную.

Индекс тревожности

Исследование позволило рассчитать индекс тревожности, связанный с активным желанием смотреть вакансии в других индустриях или на позициях с другим функционалом.

За бенчмарк (100%) была принята средняя тревожность по рынку (по всем индустриям или функциям и по всем участникам исследования, включая и женщин, и мужчин). Так, в нефтегазовой отрасли индекс тревожности сотрудников на уровнях top и upper-middle в полтора раза выше, чем в среднем по рынку, при этом у женщин он выше почти в два раза. У людей, работающих на позиции CEO, индекс тревожности более чем в полтора раза выше среднего по рынку, но у женщин почти на 9% ниже.

Исследование было проведено в сентябре 2021 года. Всего в исследовании приняло участие 8734  женщины. Анализировались их реакции на управленческие вакансии: какие вакансии им интересны, какие вакансии они внимательно читают, но не откликаются, на какие откликаются. Среди тех женщин, которые посылали свой отклик на вакансии, проводилось выборочное анкетирование.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+