К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

«Спрос на просвещение растет»: как работает последний проект Татьяны Никоновой

Кадр из сериала «Половое воспитание»
«Секспросвет 18+» — проект, который придумала секс-просветительница и блогер Татьяна Никонова, а реализовали ее друзья и соратники. Это сообщество экспертов, которые отвечают на вопросы пользователей о сексуальности. Forbes Woman поговорил с авторами проекта о том, как он работает, на чем основывает экспертизу, сталкивается ли с хейтом и какие темы больше всего волнуют россиян

В мае 2021 года умерла известная секс-просветительница Татьяна Никонова. Спустя несколько месяцев группа ее друзей и соратников запустила на платформе  «Яндекс.Кью» проект «Секспросвет 18+», который сама Никонова реализовать не успела. Его авторы отвечают на вопросы пользователей о сексуальности, гендере, отношениях, здоровье, при этом следуя принципам толерантности, экологичности и доказательности. Forbes.Woman пообщался с кураторами и активистами «Секспросвета 18+», чтобы узнать, как устроена работа сообщества, с какими сложностями сталкиваются его создатели и авторы и насколько на самом деле высок интерес у россиян к вопросам полового воспитания.

Екатерина Сигитова (Фото DR)

Екатерина Сигитова, сокуратор проекта «Секспросвет 18+», психотерапевт, доктор наук, писательница:

— Я много лет дружила с Татьяной Никоновой и была в курсе почти всех ее активностей по секспросвету. Мы это постоянно обсуждали в переписке, ведь психпросвет и секспросвет много где пересекаются. В числе последних Таниных планов перед госпитализацией, из которой она не вернулась, было и сообщество на «Кью», подобное моему по психологии. Она думала пригласить туда своих подписчиц, которые бы распространяли дальше идеи, унаследованные от нее, ну и свои собственные тоже. Поэтому, в общем, никакого нового проекта я на самом деле не придумала: просто совпали важные для меня на тот момент штуки — чтобы Таня продолжалась в моей жизни и в жизни других людей. 

 

С предложением создать сообщество о секспросвете я обратилась к Тоне Самсоновой (руководительница сервиса «Яндекс.Кью». — Forbes Woman) — она тоже знала и любила Таню и отреагировала на мою идею с энтузиазмом. На мой взгляд, «Кью» — пока что самая удобная платформа для экспертных сообществ, особенно в плане функционала. 

Мы взяли в эксперты всех, кого давно знали и в ком были уверены, таких людей оказалось немало, около сотни. Также пригласили тех, с кем ранее не были знакомы. Позвали и стажеров — тех, кто только хочет развиваться в сфере секспросвета. Получился такой большой эксперимент, поэтому мы не можем, конечно, с ходу быть уверены в адекватности потенциальной экспертки или эксперта. Тем не менее сообщество получилось изумительное по всем параметрам: мы не устаем радоваться и благодарить тех, кто решил к нам присоединиться. С толерантностью, коммуникабельностью, трудоспособностью и умением работать в команде у наших эксперток и экспертов все отлично.

Разумеется, разногласия неизбежны, но пока нам удавалось вести почти все дискуссии без склок, даже в очень «горячих» моментах. Мы пока рулим вдвоем с Татьяной Дерябиной, которая до этого два года работала помощницей Тани Никоновой. Точнее, львиную часть непосредственно проектной работы делает как раз Татьяна, а я занимаюсь более общими вопросами.

«Кью» дает возможность сообществам монетизироваться, поэтому мы обязательно будем сотрудничать с брендами — производителями товаров или сервисов для взрослых, так как наше сообщество может делать обзоры и многое другое. Еще нам доступны коллаборации внутри большого «Яндекса». Краудфандинг пока не рассматривали, необходимости зарабатывать проекту что-то ежемесячно у нас нет, так как нет постоянных расходов. Если они появятся, будем думать, но вряд ли в сторону крауда. Еще из планов — подумываем организовать конференцию по секспросвету, но не для заработка, а просто потому, что это давно нужно сделать, это повышает видимость нашей работы.

Мы рассказываем про проект в личных блогах, рассылках и соцсетях и показываем примеры ответов, а также даем интервью в СМИ. Больше ничего для продвижения, пожалуй, мы не делаем, остальную часть работы делает — выше всяких похвал, надо сказать, — команда маркетинга «Кью» (не только для нас, а для всех сильных сообществ). Значительная часть подписчиков сообщества пришла к нам из соцсетей «Кью», из поиска «Яндекса», из рекламы. 

 

Поскольку «Яндекс.Кью» недоступен жителям Украины и Белоруссии, которых мы не согласны терять, мы хотим решить эту проблему через другие платформы. Крупные бренды пока нас не заметили, потому что мы толком еще не заявляли о себе (кстати, если это читает представитель подходящего крупного бренда — приходите, будем рады). А вот с активистками все хорошо, Таню знали и любили многие, поэтому, в общем, можно сказать, что изначально из них и состоял костяк сообщества.

Татьяна Дерябина (Фото DR)

Татьяна Дерябина, куратор проекта «Секспросвет 18+», журналистка:

— Идея такого проекта вынашивалась еще Татьяной Никоновой, когда я работала ее менеджеркой. Последний раз мы обсуждали это примерно за неделю до того, как ее не стало. После Таниного ухода со мной связалась ее близкая подруга — Катя Сигитова, с которой мы были знакомы и общались по некоторым рабочим моментам ранее. Катя предложила мне создать и курировать проект «Секспросвет 18+» на «Яндекс.Кью», чем мы и занялись. В нашей голове идея проекта заключалась в привлечении множества экспертов и эксперток с созвучной нам точкой зрения на сексуальное здоровье и отношения, которые могли бы закрыть брешь в секспросвете в отсутствие Татьяны. 

Кого-то я позвала в эксперты сразу же, выделив из своего списка рабочих контактов, кто-то заполнил анкету о наборе экспертов, которую мы разместили в соцсетях Тани с одобрения ее семьи. Мы получили более 600 откликов на анкету, среди которых были секс- и бодипозитивные блогеры, психологи, социальные работники и другие, имеющие к секспросвету непосредственное отношение, люди, которые и стали первыми эксперт(к)ами сообщества. Из оставшихся подходящих анкет мы сформировали группу стажеров — это в основном читатели и читательницы Тани, разделяющие наши ценности и желающие помогать в продолжении ее дела, но не имеющие достаточных прикладных навыков для этого (или достаточно застенчивые, чтобы об этих умениях написать). Часть из стажерок и стажеров уже стала экспертами, это мы определяем качеством и содержанием их ответов на вопросы участников сообщества. У нас нет дискриминации по части «эксперт-не эксперт»: если человек адекватен и ответы точны, «экологичны» и одобрены другими экспертами — добро пожаловать. Эксперт — это не привилегия, это показатель, что мнению автора можно доверять. 

Конечно же, я слежу, чтобы в сообществе сохранялся доброжелательный микроклимат: экологичное общение, противодействие любым видам дискриминации, нетолерантности и шейминга. Мы также выступаем против лженаучных данных, поддерживаем доказательную медицину. С каждым днем экспертов становится больше, а аудитория сообщества быстро растет — значит, мы делаем все правильно и у общества есть запрос на нашу работу. Я горжусь тем, что у нас получилось, и останавливаться на достигнутом мы не планируем.

Алексей Тимошенко·Алекса Тим (Фото DR)

Алексей Тимошенко / Алекса Тим, эксперт «Кью», научный журналист, специалист по гендерным исследованиям:

— По моему личному опыту, на «Яндекс.Кью» аудитория шире, чем в «Фейсбуке» или у меня на сайте. Бывают некорректные или откровенно провокационно-тролльские вопросы, но редко. Кстати, интересный факт: в сообществе «Секспросвет 18+» я реже сталкиваюсь с носителями каких-то, скажем так, своеобразных идей, чем в темах «Космонавтика» или «Физика». Вот там есть буквально отрицатели космических полетов, а в «Секспросвете» максимум — упрямые гомофобы. По моему личному впечатлению, хейтеры на «Кью» — скорее редкость. Но я в принципе довольно толстокожа, и за все время с начала моей «кью»-активности меня мало-мальски поколебали ровно один раз. Мне 38, я открытая небинарная особа, с 2008 года в журналистике — просто так из равновесия давно не вывожусь.

Пару раз сервис блокировал мой ответ за картинки. Тогда приходилось писать в поддержку, и ответ всегда возвращали. Такое случается, потому что сложно аргументированно отвечать на вопрос «Интересовал ли секс людей вне размножения в Древнем мире?» и не привести в пример какую-нибудь греческую керамику. Или говорить о клиторе и не показать картинку в анатомическом атласе XIX века: многие до сих пор не знают, что этот орган на 90% скрыт внутри тела и что там внутри огромная чувствительная часть.

Если судить по числу просмотров, самой большой популярностью пользуются вопросы явно молодых пользователей вроде «Как быть девственнику с девушкой».

Спрос на секспросвет в России высок. Это видно по вопросам, по числу участников сообщества и динамике его численности. По половому составу я и раньше замечала, что о сексе у нас публично и открыто говорят либо женщины, либо мужчины-геи, либо трансгендерные и небинарные люди. Я вот сама небинарная. К слову: небинарность — это тоже феномен, про который пока в публичном поле очень мало информации. Государство об этом, к примеру, вообще ничего не знает, и, судя по всему, это к лучшему.

 

Школьный секспросвет во многих случаях откровенно убог, программы по биологии и ОБЖ чудовищны, а ответственные за эту сферу люди ничего толком сами не знают. Иначе я не могу объяснить отсутствие элементарной, но жизненно важной информации. Знать о том, как формально называются «поражающие факторы оползня», в общем-то, толку мало, а вот про постконтактную профилактику ВИЧ в стране, где среди моих сверстников-мужчин заражен примерно каждый тридцатый, знать обязаны все. У нас даже нет в учебниках нормальных рисунков и внятного текста про половые органы — мне вот в мои собственные школьные годы кучу нервных клеток убило незнание того, что такое перламутровые папулы. Про мастурбацию ничего, про нормальную вариативность половых органов ничего, а потом на «Кью» идут юноши с вопросами вроде «У меня крошечный пенис в 16 см, это из-за онанизма?». И хорошо, если за каким-нибудь вопросом стоит только наивность, а не реальный ВИЧ-положительный статус у девушки, которая искренне считала анальный секс безопасным и заменяла им вагинальное сношение ради «сохранения девственности». Реальная, кстати, практика, особенно в ряде регионов на юге страны.

Те, кто боится школьного секспросвета, вероятно, считают, что это нечто в духе «тридцать секретов анального секса для трансгендерных геев» для младшей школы, но на самом деле это про такие вещи, что взрослые не должны лезть к вам в трусы, что для половых органов тоже существуют правила гигиены, что мастурбация безвредна, но неуместна на публике. Да, многим это расскажут родители, однако по такой логике из программы можно выкинуть половину содержимого по всем предметам до пятого класса.

Роман Романов (Фото DR)

Роман Романов, эксперт «Кью», студент медицинского университета (Курск), исследователь сексуальной ориентации, гендерной идентичности и этики в науке:

— Аудитория нашего проекта — это большое количество русскоговорящих персон, которые находятся в конфликте со своей сексуальностью из-за норм, которые их окружают. Сюда входят и те, кто спрашивает, то есть кого беспокоит собственное здоровье, и те, кто отвечает, какими бы ни были их ответы. В отличие от других площадок наша аудитория специфична — ее интересуют определенные проблемы.

Мужчин — подростков и взрослых — чаще интересуют вопросы личного характера. Например, про размер пениса, проблемы в отношениях, поведение с девушками (чаще всего), сексуальные практики в целом. Более важны вопросы про разграничение нормального и ненормального, например про фетишизм (сексуальное влечение к неодушевленным объектам), гомосексуальность или БДСМ-сессии. Один вопрос вообще касался продукта гегемонной маскулинности — конкуренции и соревновательности как неотделимых качеств «настоящего мужчины». Для девушек, женщин, напротив, более типичны вопросы общего характера, связанные с их социализацией, «Какие причины гендерного неравенства?» либо «Почему мужчины совершают изнасилования?».

 

В целом хейт от аудитории встречается нечасто. Источником некоторой агрессии являются вопросы вида «Как вы относитесь к ... ?». Задающий (как правило, мужчина) вступает в активную дискуссию с отвечающими, считая, что их точки зрения не являются «правильными». Некоторые комментаторы в каждом ответе используют такой подход: будучи сторонником одной теории, активно распространяют ее. Мы стараемся поправлять их и лишь в крайних случаях скрываем ответы, если видим, что они содержат 0% истины.

Запрос на сексуальное просвещение у россиян на самом деле весьма высок. Достаточно взглянуть на результаты опросов, которые проводят в том числе государственные социологические службы — ВЦИОМ. 60–80% родителей и будущих родителей испытывают потребность в обеспечении безопасности своего ребенка, который имеет риски незапланированной беременности, заражения вирусами или микробами, передающимися половым путем, и так далее. Не менее важны вопросы личной гигиены.

Вероника Чайная (Горская) (Фото DR)

Вероника Чайная (Горская), эксперт «Кью», ведущая Telegram-канала про секспросвет «Слюна не смазка»: 

— В Телеграме все просто: делаешь взаимный пиар или покупаешь рекламу у релевантных блогеров — и готово. Аудитория всегда будет уже немного твоя. Но вот с «Яндекс.Кью» такая история невозможна — туда идут все. Заинтересованные, незаинтересованные, «мимокрокодилы», люди, которым надо что-то доказать, и далее по списку. Это чем-то похоже на холодные звонки в продажах: мы пишем, отвечаем на вопросы, стараемся делать это экологично и профессионально, но не всем это нравится, потому и работать с этой аудиторией труднее. Понятное дело, что и в Telegram, и в Instagram иногда забегают люди, которые не понимают, что они делают на той или иной странице, но в «Кью» такой процент намного выше.

Каким бы образом я ни отвечала на вопросы (а моя сфера — это по большей части «техническая» сторона секса), мне никогда ничего за это не «прилетало». Я не пытаюсь использовать эвфемизмы, заменить какую-то букву в слове «секс», «влагалище» или «член». «Яндекс.Кью», как по мне, в этом плане более лоялен, чем тот же Instagram, где сейчас «живут» практически все секс-блогеры.

 

Мужчины часто спрашивают не о себе, а о женщинах. Где что находится, как сделать приятнее и прочее. Довольно много видно мужчин с гомофобными настроениями, к сожалению. Очень много вопросов про ЛГБТК+. Я это воспринимаю так: если человек решился задать вопрос в сообщество, пусть и весьма гомофобный, то интерес разобраться в этой теме уже есть, что весьма неплохо. Причем в анонимных вопросах, наоборот, часто бывает «как понять, что ты гей» и тому подобное. Женщины же часто спрашивают о незапланированной беременности, о том, как устроено тело. 

Старшее поколение более гомофобное, молодое — более толерантное. Так что, думаю, мы с другими экспертами не зря столько лет трудимся. Плоды свои это определенно приносит. Может, так однажды и дойдем до полового воспитания в школах. 

Я видела много хейта в темах, связанных с ЛГБТК+. Но это не мой профиль, так что со своей стороны я просто могу лишь поставить антиверификацию ответа. А так — у нас есть общий чат, где мы занимаемся как обсуждениями своих ответов, так и поддержкой друг друга, чтобы не выгорать.

На секспросвет и половое воспитание в школах запрос растет с каждым годом. Сначала нас читают взрослые, меняют свои мнения, а потом, соответственно, хотят, чтобы их дети тоже знали и о способах контрацепции, и о том, как работает тело, и о личных границах. Еще во времена СССР была разработана программа сексуального воспитания в школах, но тогда ее заморозили, так как не хватало средств и специалистов. Надеюсь, что относительно скоро правительство вернется к этой теме. Школы избегают этой темы просто потому, что не могут заниматься секспросветом самостоятельно, нужен приглашенный лектор, а для этого необходимо получить согласие родителей. У нас, к сожалению, пока еще не все родители готовы принять данную информацию сами и уж тем более не готовы принять то, что это будет знать их ребенок.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+