К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

День борьбы за равноправие и мир: история праздника 8 Марта

Женская манифестация на улицах Петрограда 23 февраля (8 марта) 1917 года (Фото Public domain)
Женская манифестация на улицах Петрограда 23 февраля (8 марта) 1917 года (Фото Public domain)
Международный женский день родился из массовых протестов за права женщин, но со временем превратился в «День весны» и просто еще один выходной. Однако феминистское движение постепенно возвращает этому празднику его первоначальное значение. Forbes Woman вспоминает историю 8 Марта

Фабричные работницы гуляют по Бродвею

Историю возникновения праздника 8 Марта можно проследить до 1908 года, когда по улицам Нью-Йорка прошли маршем женщины, выступающих за равные с мужчинами права и против невыносимых условий труда. Они требовали сокращения рабочего дня, повышения заработной платы, запрета детского труда и предоставления права голоса. 

Организатором была Мод Мэлоун — радикальная суфражистка, президент Гарлемской лиги равноправия и основательница Союза прогрессивных женщин. Многие из ее соратниц были против организации марша — им казалось, что массовая уличная акция с участием представительниц всех слоев населения нанесет ущерб имиджу суфражисток (в итоге Мэлоун вышла из Союза прогрессивных женщин в знак протеста против их снобизма и расизма). Полиция предупреждала, что акция незаконна, поскольку любые собрания (за исключением похоронных процессий) по воскресеньям были запрещены. Однако в остальные дни недели участницы марша работали, так что вопреки запретам 16 февраля они все же прошли (в некоторых газетах писали: прогулялись) по Бродвею. Среди них было и немало мужчин-союзников.

Акции Мод отличались от маршей британских суфражисток: если последние страстно говорили о страданиях угнетенных женщин и призывали к борьбе не на жизнь, а на смерть (некоторые из них действительно подвергались пыткам в тюрьмах или гибли), то американки свои требования облекали в более дружелюбную форму. Благодаря этому отношение к ним было скорее благожелательным. На марше 16 февраля никого не арестовали; в газетных заметках участниц называли амазонками, а их акцию — «великой нравственной победой».

 

Спустя год, в годовщину марша на Бродвее Социалистическая партия Америки провела массовые митинги и провозгласила Национальный женский день, выбрав в качестве дня празднования последнее воскресенье февраля.

Печальным подтверждением справедливости требований, с которыми выходили на акции протеста женщины, стал пожар, произошедший на нью-йоркской швейной фабрике Triangle Shirtwaist в марте 1911 года. Работницы недоедали и, чтобы заглушить чувство голода, постоянно курили. Вероятно, так и начался пожар, унесший жизни 23 мужчин и 123 женщин, преимущественно мигранток. Одни погибли в огне, другие разбились, пытаясь выбраться с девятого этажа — хлипкая пожарная лестница быстро обрушилась, а входные двери на время рабочей смены запирались. 

 

Всего за год до этого на фабрике прошла забастовка, участницы которой требовали повысить зарплаты и улучшить условия труда, — но тогда руководство не пошло на уступки. После пожара Лига женских профсоюзов задокументировала неподобающие условия на десятках производств, а председательница нью-йоркского отделения Лиги Роза Шнейдерман сформулировала требование (позже широко растиражированное) «хлеба и роз», подразумевая, что женщины имеют право не только на прожиточный минимум, но и на достойный уровень жизни. В 1912 году в своей речи она заявила: «Богатая женщина имеет право и на жизнь, и на солнце, и на музыку, и на искусство. Среди этого нет ничего, на что не имела бы права и самая скромная работница. У работницы должен быть хлеб, но у нее должны быть и розы. Помогите, вы, привилегированные женщины, дайте ей право голоса для борьбы!» 

Женский Первомай

Тем, кто придумал праздник 8 Марта в его современном виде, считается Клара Цеткин, которая с 1870-х годов участвовала с социалистическим движении в Германии и боролась за права женщин. С 1892-го по 1917 год она была главным редактором социалистической женской газеты Die Gleichheit («Равенство»), в которой печатались статьи об избирательном праве, неоплачиваемом труде и международном женском движении. Правда, от буржуазных феминисток Цеткин, как и другие социалистки, отмежевывалась, считая, что конец угнетению женщин положит не феминизм, а ликвидация классового общества.

В 1907 году она была соучредителем Интернационала социалистических женщин. На его первом конгрессе в Штутгарте присутствовали 58 делегаток, на втором в 1910 году в Копенгагене — уже больше 100 представительниц профсоюзов, социалистических партий и женских рабочих клубов. В многочисленных спорах о том, как все же донести до властей свои требования избирательного права и улучшения условий труда (выдвигалось даже предложение объединить усилия с буржуазными феминистками, которое, впрочем, было отвергнуто), возникла идея совместно проводить ежегодные массовые акции — по образцу первомайских демонстраций, которые к тому времени уже стали традицией. Так был учрежден Международный день трудящихся женщин.

 
Клара Цеткин (Фото Public domain)

На следующий год его отметили в Австрии, Дании и Швейцарии, где на митинги и демонстрации вышли суммарно более 1 млн женщин и мужчин. Праздник приурочили к 40-летию Парижской коммуны (социалистического правительства Франции, продержавшегося всего 72 дня), но сдвинули на день — на воскресенье, 19 марта. 

С началом Первой мировой войны к требованиям избирательного права и улучшения условий труда добавились пацифистские лозунги и протесты против войны. Но война разобщила представительниц женских движений: пока одни требовали прекращения огня, другие становились сестрами милосердия и оканчивали шоферские курсы, чтобы помогать фронту. Даже внутри социалистических партий шли постоянные споры со взаимными обвинениями. Между тем, для многих женщин политическая повестка отходила на второй план — насущной угрозой стал голод. 

Хлеба и мира

«Если будущие историки захотят узнать, кто начал русскую революцию, то им не следует создавать запутанной теории. Революцию начали голодные женщины и дети, требовавшие хлеба,  — писал в своих дневниках социолог Питирим Сорокин о событиях февраля 1917 года. — Они начали с крушения трамвайных вагонов и погрома мелких магазинчиков. И только позже, вместе с рабочими и политиками, они стали стремиться к тому, чтобы разрушить мощное здание русского самодержавия». «В Москве нет хлеба. То тут, то там происходят уличные вспышки. Сегодня на Калужской площади толпа разнесла разгромила две булочные. Полиция… действовала «холодным» оружием, то есть кулаками «по шее» и «по зубам»… Были случаи замерзания в очередях», — такую запись можно найти в дневнике писательницы Рашели Хиль-Гольдовскй от 18 февраля 1917 года. «Слыхал, что на Выборгской стороне забастовавшие рабочие с помощью баб перевернули трамвай, один трамвай зажгли и вообще останавливали трамваи» — свидетельствовал другой очевидец. «Женщины стояли в очереди за хлебом и были основными протестующими», — говорит историк Рошель Рутшильд из Гарвардского центра российских и евразийских исследований им. Дэвиса. Лев Троцкий в своей «Истории русской революции» отмечал, что когда начались протесты, женщины действовали гораздо решительнее мужчин. 

Вообще женский день в России был учрежден еще в 1913 году, когда 2 марта в Санкт-Петербурге в здании Калашниковской хлебной биржи прошло «научное утро по женским вопросам», на котором обсуждалось равноправие женщин и мужчин, охрана материнства и другие вопросы. Однако именно забастовка 23 февраля 1917 года — или 8 марта по Григорианскому календарю (по «новому стилю»), вылившаяся в падение монархии, стала тем событием, от которого произошел известный нам праздник 8 Марта, официально установленный в 1921 году.

В результате Февральской революции 1917 года российские женщины добились избирательного права — на год раньше, чем в Великобритании, и на три года раньше, чем в Соединенных Штатах — и стали образцом, на который равнялись британские и американские суфражистки. Однако вскоре международные связи между активистками были разорваны — решение «женского вопроса» в советской России монополизировало государство. 

 

8 Марта  стало частью советской символической политики, его празднование из протеста против неравенства превратилось в торжество, а лозунги теперь прославляли образ советской женщины. Этот образ — труженицы, матери и коммунистки — преподносился как предмет гордости советского строя и символ его прогрессивности. При этом независимого женского движения в стране не существовало, женщины выступали не как субъекты борьбы за равенство, а как исполнительницы государственного проекта женской эмансипации. Например, в 1927 году одна из газет, выходившая в Тверской губернии, писала: «День 8 Марта является днем смотра сил миллионов работниц и крестьянок», как бы призывая женщин в честь праздника ударно потрудиться.

К середине XX века, когда, как пишет историк Наталья Козлова, была сформирована «армия тружениц и рожениц», акценты сместились. В 1965 году 8 Марта стало выходным днем (незадолго до этого в Москве прошел Всемирный конгресс женщин), а среди сопровождающих его лозунгов появились призывы к борьбе за мир во всем мире (это было актуально в условиях холодной войны), он стал мыслиться как день международной солидарности женщин. На Западе примерно в то же время появился миф о том, что празднование Женского дня восходит даже не к 1908-му, а к 1857 году, когда в Нью-Йорке была жестоко подавлена одна из первых акций протеста работниц текстильных фабрик. Но и это не сделало 8 Марта популярным — праздник прочно ассоциировался с Советским Союзом.

Как 8 Марта стало международным праздником

Официальное празднование 8 Марта в качестве Международного женского дня было учреждено ООН только в 1975 году, в преддверии Декады женщин ООН — так назвали десятилетие с 1976-го по 1985 год, в течение которого прошли две международные конференции, посвященные гендерным проблемам, и была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Работа над ней началась еще в 1960-е не в последнюю очередь благодаря второй волне феминизма. 

Страны подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию, обязуются направлять регулярные отчеты в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (или КЛДЖ) ООН — не реже, чем раз в четыре года. В России последний — девятый — доклад был опубликован в 2019 году. Комиссия рассматривает отчет и направляет стране-участнику замечания и рекомендации. 

 

Кроме того, в Декаду женщин появилась новая структура в составе ООН — ЮНИФЕМ, или Женский Фонд Организации Объединённых Наций. Это подразделение Организации объединенных наций оказывало финансовую поддержку программам, которые продвигали права женщин и гендерное равенство. В 2010 году ЮНИФЕМ упразднили, открыв другую структуру — ООН-Женщины. 

Ее работу можно условно разделить на несколько блоков: это исследовательская деятельность (сбор данных и публикация отчетов), помощь государствам-партнерам в проведении справедливой политики, сотрудничество с международными неправительственными организациями, которые работают в зонах кризисов, просвещение. Используя эти форматы, структура работает со следующими проблемами и темами:

  • насилие в отношении женщин;
  • проблемы женщин в условиях гуманитарных катастроф;
  • дискриминация, права женщин с инвалидностью и ВИЧ;
  • доступ женщин к образованию;
  • их участие в политике, экономике, науке, культурной деятельности.

Цветы, конфеты, феминизм

В постсоветской России о происхождении 8 Марта, кажется, вовсе забыли, и из дня борьбы за права женщин эта дата превратилась в «Праздник весны», лишенный феминистского пафоса. По данным исследования, проведенного Mail.ru (есть в распоряжении редакции), только 7% россиян считают 8 Марта днем, посвященным борьбе за права женщин, 5% — днем в поддержку женщин. 30% воспринимают его как день весны. Большинство — 57% — повторяют формулу «Международный женский день», при этом 58% опрошенных заявляют, что в России достигнуто гендерное равноправие, и лишь 25% (по большей части — женщины) свидетельствуют о неравенстве. Для самих женщин праздник является прежде всего поводом отдохнуть (об этом сказали 53% респонденток), 33% надеются получить подарки. 22% опрошенных женщин считают обязательными символами 8 Марта конфеты и духи.

Все это происходит на фоне растущего во всем мире интереса к женской повестке и все более интенсивной борьбы с гендерным неравенством. Например, официальные мероприятия структуры «ООН-Женщины», посвященные 8 Марта, каждый год посвящены какой-либо актуальной проблеме — от доступа к образованию до борьбы с насилием. Тема 2022 года — «Гендерное равенство сегодня для устойчивого завтра». 

 

При этом 8 Марта — не единственная дата, связанная с гендерной проблематикой. Есть дни, посвященные поддержке женщин в разных сферах и из разных социальных и профессиональных групп: например, 11 февраля отмечается Международный день женщин и девочек в науке, 15 октября — Международный день сельских женщин. В разных странах в разные даты отмечаются День матери, День девочек.

Есть и дни, напоминающие о тех проблемах, с которыми до сих пор сталкиваются женщины: 6 февраля отмечается Международный день нетерпимого отношения к калечащим операциям на женских половых органах, 19 июня — Международный день борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта , 23 июня — Международный день вдов. А 25 ноября, в Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, начинается ежегодная кампания «16 дней против насилия в отношении женщин». 

Каждый такой день дает дополнительный повод поговорить о неравенстве — впрочем, борьбу с ним феминистки ведут без оглядок на календарь.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+