Мой район, моя улица: пять урбанисток, которые сделали города удобнее

Согласно подсчетам урбанистки и антрополога Катрины Джонстон-Циммерман, на крупнейших конференциях по урбанистике женщины составляют всего 40% докладчиков. В ведущих архитектурных компаниях и бюро городского планирования женщины занимают всего 10% топ-менеджерских позиций, подсчитал Всемирный банк. Среди градостроителей и городских управленцев мужские имена известнее, хотя женщины тоже внесли значительный вклад в развитие мировой урбанистики, привнеся в нее новые подходы.
Джейн Джекобс
Канадско-американская активистка, которую называют крестной матерью урбанистики, хотя она не была ни профессиональным архитектором, ни градостроителем. Джейн была журналисткой, освещающей среди прочего вопросы городской модернизации. Она хотела ею и остаться, но обстоятельства в сочетании с характером сделали из нее величайшую городскую активистку.
В 1935 году 19-летняя Джейн переехала в Нью-Йорк и поселилась в районе Гринвич-Виллидж. В те годы — с 1930-го до конца 1960-х — за городской облик города отвечал архитектор Роберт Мозес, которого называли строительным диктатором, а сам он про себя говорил, что прокладывает трассы через города «топором мясника». Джейн, напротив, ставила во главу угла людей и их сложившиеся социальные связи. Она остановила реновацию и прокладку автомагистрали через парк и несколько жилых кварталов в Гринвич-Виллидж. И сформулировала основные принципы «нового урбанизма» — градостроительной концепции, в которой базовой городской единицей является компактный район, где все необходимое для повседневной жизни находится в пешей доступности.
В 1961 году Джейн Джекобс написала книгу «Смерть и жизнь больших американских городов», которая практически сразу стала классикой. Для Джекобс повседневное удобство города было важнее решений, которые эффектно выглядели на чертежах, а экология — важнее удобства использования личного автомобиля.
Маргарет Фейлман
Архитектор, градостроитель и член-основатель Института градостроительства Западной Австралии. Получив стипендию Британского Совета, Маргарет два года изучала городское и сельское планирование в Англии, будучи единственной девушкой среди студентов. После того как Маргарет вернулась в Австралию в 1950 году, ее начали приглашать читать лекции по планированию, положив начало ее активной просветительской деятельности. Примерно в это же время Фейлман открыла собственную практику. Как архитектор и первый квалифицированный консультант по градостроительству в Западной Австралии она оказалась в авангарде своей профессии.
В 31 год Маргарет взялась за разработку проекта нового города Квинана для 25 000 рабочих нефтедобывающего завода. При его планировании она учла движение ветра с производства, местные рельеф и флору, а также определила социальные потребности в жилье и общественных объектах. Фейлман, применившая в проекте модель «нового города», получила за него широкое признание, а ее имя в Австралии стало синонимом городского развития.
Дженнифер Кизмаат
Канадская специалистка по городскому планированию, главный градостроитель Торонто с 2012 по 2017 год. При ней журнал The Economist признал Торонто самым комфортным для проживания мегаполисом мира, а саму Дженнифер не раз называли одной из наиболее влиятельных фигур Канады. Когда Кизмаат баллотировалась на роль мэра Торонто в 2018-м, ее программа включала перепланировку городских улиц для их комфортного использования наиболее уязвимыми пользователями — детьми, пожилыми людьми, пешеходами и велосипедистами.
Кизмаат получила признание за свой опыт в области транспортного планирования, сохранения наследия, стратегического и устойчивого девелопмента, коммуникаций и создания городских сообществ, которым она уделяет особое внимание. Некоторые из ее проектов оказались столь успешными, что их модели получили мировое признание и стали применяться за пределами Канады.
Сейчас Дженнифер управляет компанией Keesmaat Group, которая консультирует политических лидеров и управляющих корпорациями по вопросам урбанистики. Помимо этого, она читает лекции в Университете Торонто, публикуется в СМИ и ведет подкаст Invisible City, посвященный городам будущего.
Ада Колау
Мэр Барселоны с 2015 года, про которую говорят, что она, «вероятно, самый радикальный мэр мира». По словам Ады, она начинала как «активистка, мятежница и каталонка». На должности мэра она взялась за укрощение туристической индустрии Барселоны, которая стала огромной проблемой для местных жителей: цены на недвижимость стремительно росли, как и людские потоки на улицах, город тонул в шуме и мусоре. Задачей Ады стал поиск баланса между лучшей версией глобализации и сохранением идентичности города. Вскоре после своего избрания среди прочего Колау объявила временный мораторий на строительство новых отелей и туристических апартаментов и основала совет по туризму, в который вошли как представители отрасли, так и простые жители Барселоны.
Но наиболее радикальный проект, который поддержала Колау и который назвали урбанистической революцией, — создание суперкварталов, призванных сделать из Барселоны самый пешеходный город Европы. Их идея заключается в том, что несколько близлежащих кварталов делаются пешеходными, а автомобильное движение сохраняется по периметру. Внутри же вместо парковок и автодорог — спортивные и игровые площадки и другие общественные пространства. Изначально этот проект вызвал множество споров и недовольства, но пилотная версия суперкварталов считается удачной, а Ада планирует баллотироваться на третий срок.
Джулия Джентер
Джулия Джентер занялась транспортным планированием еще в 2006 году, когда переехала в Новую Зеландию. С 2017 по 2020 год она была министром по делам женщин, заместителем министра транспорта и здравоохранения. Много лет Джентер отвечала за развитие транспортной системы страны, фокусируясь на проблемах, которые вызывает использование личного транспорта. Она — признанный эксперт по парковочной политике и ее экономическим и транспортным последствиям. Джентер настолько последовательна в своих взглядах, что приезжала в роддом на велосипеде, чтобы родить двоих детей.
Кроме того, Джулия продвигает тактический урбанизм — теорию малых дел в сфере городского развития, которые за счет простых и дешевых решений помогают быстро протестировать гипотезы или решить задачи. Во время пандемии COVID-19 Джентер, будучи министром транспорта, предложила городам подавать заявки на субсидирование расширения тротуаров и создание временных велосипедных дорожек, чтобы увеличить дистанцию между людьми. Таким образом, Новая Зеландия стала первой страной, которая начала финансировать тактический урбанизм и включила его в официальную политическую повестку.
В мае 2022 Джулию избрали на должность заместителя председателя парламента по вопросам транспорта и инфраструктуры от Партии Зеленых.