К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Музыкальная волна феминизма: какие исполнительницы поют о правах женщин

Doja Cat (Фото Dominique Charriau / WireImage)
Doja Cat (Фото Dominique Charriau / WireImage)
Современные исполнительницы не только поют о разбитом сердце, но и заявляют о том, что они пережили буллинг и домашнее насилие, принимают свое тело и хотят, чтобы женщины чувствовали свою силу. Forbes Woman рассказывает об артистках, чьи треки стоит послушать, чтобы почувствовать женскую поддержку

В 1963 году, во время второй волны феминизма, Лесли Гор в песне You Don 'T Own Me заявила, обращаясь к любовнику: «Ты мной не владеешь, я не одна из твоих игрушек». В 1966 году Нина Симон в Four Women рассказала о несправедливом отношении к афроамериканкам: «Жизнь была ко мне слишком сурова, я ужасно озлоблена. Потому что мои родители были рабами». Спустя год, в 1967-м, вышла еще одна культовая песня о женской независимости — тогда Арета Франклин исполнила Respect: «Все, чего я прошу — просто немного уважения, когда ты приходишь домой. Совсем немного, мистер, совсем немного». Позже в 1970-х, 1980-х и 1990-х десятки других певиц в своих текстах говорили о том, что они имеют право на самовыражение, в том числе сексуальное, поднимали тему насилия, пели о равноправии. Начавшаяся в 2010-х четвертая волна феминизма привлекла внимание к проблемам сексизма, бодишейминга, домогательств и неуважительному отношению к женщинам в различных профессиональных сферах. Новые идеи нашли отражение в музыке. 

Быть сильной

«Если мы посмотрим на определение феминизма, то это движение за равные права. То есть мы говорим о том, что права женщин и мужчин абсолютно одинаковы, но ни в коем случае не принижаем мужчину. Соответственно, феминистская музыка — это любая музыка о том, что женщина является автономным членом общества, имеющим те же самые права: она может выбирать партнеров, работу, защищать свое здоровье и так далее», — считает автор песен и преподаватель сонграйтинга Гая Марина Гарбарук. 

В 2013 году Бейонсе выпустила трек ***Flawless, в котором использовала отрывок из речи нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи: «Мы учим девушек преуменьшать свою значимость. Ты можешь быть успешной, но не слишком, иначе ты затмишь мужчину». Бейонсе продолжает обращаться к женщинам и в своем последнем альбоме 2022 года Renaissance, напоминая, что важно не забывать о своих свободе и комфорте — и быть сильной. «Сам альбом в целом танцевальный, и даже если кому-то кажется недостаточным, что исполнительница не поднимает темы домашнего насилия, буллинга, сексизма, то это все равно феминистская музыка», — считает Гарбарук. 

 

Трек Woman американской певицы Doja Cat из последнего альбома Planet Her СМИ назвали гимном феминизма в 2022 году. «Вы никогда не узнали бы бога без богини, — поет она и добавляет: — Я могла бы быть кем угодно: лидером, главой государства, CEO». Также в своем творчестве Doja Cat критикует то, что общество считает главным в женщине ее возможность родить ребенка. «Doja Cat из тех артисток, которые декларируют, что они сами зарабатывают деньги, сами их тратят, сами выбирают, с кем быть и как жить», — отмечает Гарбарук. 

К списку исполнительниц, поющих о независимости, музыкальный журналист Николай Редькин предлагает добавить испанскую певицу Розалию, которая о своем последнем альбоме Motomami сказала: «Я буду рада, если эта запись станет противовесом мизогинии в музыке». Испанские певицы почти не давали в своих песнях отпор мужчинам, которые добились успеха за счет образа мачо и женоненавистнических текстов, поэтому Розалия решила это исправить. «Розалия — большая испанская звезда, которая начинала с фламенко, а потом стала экспериментировать с R&B, получила необычный звук, перекликающийся с реггетоном, и сейчас подмешивает в треки свои идеи о женственности и сексуальности», — рассказывает Редькин. 

«Во всем мире всегда были исполнительницы, которые говорили о том, что женщины могут быть такими же сильными или даже сильнее мужчин, — со времен Билли Холидей (еще в 1935 году спевшей You Let Me Down: «Ты поставил меня на пьедестал, а потом позволил лестнице упасть») и Нины Симон. В последнее время феминистское движение стало более популярным, и это заметно в музыке, потому что в ней отражается то, что происходит в мире», — считает журналист. 

Внешность и тело

Творчество Билли Айлиш критики относят к мягкому феминизму. Айлиш опубликовала в 2021 году трехминутное видео, в котором она раздевается в темноте под собственный закадровый голос: «Тело, с которым я родилась, вас не устраивает? Если я ношу удобную одежду, я не женщина». В этом случае музыка становится средством распространения определенных ценностей, так как артист транслирует свои идеи. «Кстати, у Билли Айлиш в последнем альбоме есть песня Your Power — она про груминг, про мужчин, которые злоупотребляют доверием юных девушек», — добавляет Гарбарук. «Возможно, ты не захочешь потерять свою власть, но странно, что она вообще есть», — поет Билли.

К артистам, которые поют о новой женственности, можно отнести Princess Nokia. Один из самых известных ее треков Tomboy — о девушках, которых воспитывали фразой: «Ну ты же девочка». В нем певица заявляет, что, несмотря на несовершенное тело и неженственное поведение, она может очаровать любого: «У меня маленькая грудь, но я чертовски красива!» 

 

Okay Kaya поет о том, что немногие обсудили бы даже с самыми близкими людьми. «Я знаю, секс со мной посредственный, но тебе может быть со мной хорошо и без него», — откровенно рассказывает Okay Kaya в треке Asexual Wellbeing, а в песне на норвежском языке (у артистки американо-норвежское происхождение) Helsevesen делится переживаниями о том, с какими трудностями сталкиваются женщины из-за менструации. 

Дева больше не в беде 

У женской музыкальной сцены в России есть особенность, считает Гарбарук: «Патриархат подразумевает, что женщина неполноценна без мужчины и должна хотеть выйти замуж, поэтому из-за его влияния у исполнительниц в нашей стране много песен о несчастной любви. Однако все больше россиянок транслируют идеи феминизма в своих треках».

«Пусть принцессы умирают в замке от тоски, я — не Шаганэ, я — хулиган есенинский», — отвечает Монеточка в своем треке «Шаганэ» тем, кто от нее требует быть покорной, ждать «принца» и быть «нежно-сладкой». Певица называет себя феминисткой и не раз отмечала, что для нее важно говорить о важности борьбы за права женщин. 

Песню-манифест Russian Woman в 2021 году записала Манижа. А в октябре 2022-го она представила клип на песню Now or never, в котором реальная команда хоккеисток из села в Киргизии отправляется на матч с командой мальчиков (других женских команд в стране просто нет). Девочки проигрывают, возвращаются домой и, вырастая, перестают играть в хоккей, потому что им надо учиться и зарабатывать деньги, чтобы обеспечивать семью.

Фемидеи проявились в российском панк-роке, который по определению является музыкой протеста. Трек «Молчи», посвященный домашнему насилию, выпустила в 2019 году группа «Кис-Кис» из Петербурга. «Молчи, когда бухой сосед на свою телку кричит, когда в подъезде снова кто-то мрачно торчит», — рисуют «Кис-Кис» пугающую картину. Песня появилась на волне большого общественного возмущения из-за отсутствия в России закона о профилактике домашнего насилия. В альбоме группы, выпущенном в 2022 году, под названием «Как перестать беспокоиться и начать жить» собраны истории о взрослении без отца, депрессии, абьюзе. Еще одна петербургская группа, «Лоно», посвятила трек «Милая моя» гендерной дискриминации. Он написан от лица музыканта, который указывает женщине, что ей не достичь его уровня. У «Лоно» есть песни, посвященные женской дружбе: «И не грустно быть обиженной, и не страшно быть простуженной: подружки соберут из жижи, поставят на ноги, запишут на ногти». 

Музыка позволяет женщине поделиться своими переживаниями и взглядами, проявить себя и рассказать о том, что для нее важно. «Чем больше песен, в которых говорится о самодостаточности женщины, тем больше женщин, услышав их, задумаются о том, что они тоже хотят зарабатывать свои деньги, выбирать, выходить ли замуж, заводить детей или нет, и о том, что никто не имеет права им ничего навязывать», — считает Гарбарук. 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+