«Моисей своего народа»: пять женщин, которые защищали жертв ксенофобии и расизма

Гарриет Табмен: спасала людей из рабства
Будущая правозащитница родилась в первой половине XIX века в штате Мэриленд и получила имя Араминта Росс. Ее семья находилась в рабстве, и уже в пять лет хозяева отдавали Росс соседям в качестве домашней прислуги. Свою борьбу против рабства она начала в юном возрасте — надсмотрщик хотел избить раба, который пытался сбежать, но Араминта вступилась за него и получила тяжелую травму головы. После этого на протяжении всей жизни она страдала от сильных головных болей и нарколепсии — расстройством сна.
В 1844 году Араминта вышла замуж за свободного темнокожего мужчину (притом, что рабы считались движимым имуществом своих хозяев, и браков для них не предусматривалось вовсе), взяла его фамилию и изменила имя — с тех пор ее звали Гарриет Табмен. Пять лет спустя она бежала на Север по подземной сети железных дорог вместе с двумя братьями. Но после неоднократно возвращалась на юг, чтобы помочь сбежать из рабства другим людям. Рабовладельцы даже объявили награду в $40 000 за ее поимку или убийство. К счастью, поймать ее так никому и не удалось. Кроме того, Табмен участвовала во многих других антирабовладельческих акциях.
Благодаря побегу Гарриет очень хорошо изучила транспортные сообщения, пути и города — поэтому во время Гражданской войны стала разведчицей Армии Союза. Она перевоплощалась в пожилую женщину и расспрашивала порабощенное население о расположениях войск и линиях снабжения. Этим людям она также помогала найти еду, кров и даже работу на Севере. Неслучайно Табмен называют «Моисеем своего народа». После войны Гарриет занималась сбором средств для освобожденных людей, добивалась избирательного права для женщин, работала над своей автобиографией и открыла Дом престарелых.
Люси Туманян: защищала права армян, пострадавших от геноцида
Люси родилась в 1890 году в Швейцарии под именем Россье де Висм. Она вышла замуж за профессора Гарабеда Туманяна, после чего супруги обосновались в Западной Армении, которая входила в состав Османской империи. Однако позже Гарабед был арестован и подвергнут пыткам, а затем он и Люси были изгнаны из Османской империи.
Супруги переехали в Англию и в 1906 году основали приют для армянских сирот в Чигуэлле графства Эссекс. Шесть лет спустя Люси инициировала международное движение «Женщины за мир». В своем манифесте, распространенном в 1914 году, Туманян заявила: «Война создана мужчиной, но должна быть прекращена женщиной». Она также обратилась с призывом разыскать депортированных армян. На женском конгрессе в Гааге в 1915 году Люси появилась в традиционной армянской одежде — через день после начала массовых убийств в Османской империи.
До самой смерти в 1940 году Люси Туманян продолжала кампанию по международной защите армян, пострадавших от преследований.
Элизабет Ператрович: боролась за права коренных народов Аляски
Элизабет родилась в 1911 году в городе Питерсберг на Аляске и принадлежала к коренному народу тлинкит. Она рано осиротела и попала в приемную семью, но смогла получить неплохое образование. В 1931 году Элизабет вышла замуж за Роя Ператровича из тлинкитско-сербской семьи. Они жили в городе Клавок, где Рой четыре раза избирался мэром.
В 1941 году семья перебралась в другой город Аляски, Джуно, где столкнулась с масштабной дискриминацией тлинкитов. Им было трудно найти жилье, по всему городу висели знаки, запрещающие коренным жителям вход в общественные учреждения.
Ператровичи обратились к правительству с просьбой принять антидискриминационный закон, который в 1943 году закон поддержала Палата представителей, а спустя два года — Сенат. В конце XX века Законодательное собрание Аляски провозгласило 16 февраля днем Элизабет Ператрович.
Катарина Тайкон: защищала права рома
Катарина родилась в 1932 году в многодетной семье в таборе — в небольшом шведском городе Эребру. Она рано потеряла мать, в пять лет попала в приемную семью, а затем в детский дом, откуда ее вскоре забрал отец. В 13 лет Катарина впервые пошла в школу, но проучилась там всего год, в течение которого над ней постоянно издевались другие ученики. В конце 1940-х годов Тайкон оставила табор, поселилась в миссионерском доме и активно снималась в кино.
Основная деятельность Тайкон была направлена на обеспечение гражданских прав рома в Швеции. Она постоянно искала возможности улучшить условия жизни своего народа, дать детям доступ к образованию. К слову, сама Катарина научилась читать и писать только в 26 лет. В 1963 году вышла первая книга Тайкон «Цыганка» (в оригинале — «Zigenerska»), которая описывает ее жизнь и дает представление о положении шведских рома в обществе. В то же время Катарина понимала, что стереотипы, распространенные среди большинства населения, вряд ли можно изменить, поэтому решила обратиться к подрастающему поколению — писать детские книги. Она верила, что создание лучшего, более справедливого мира начинается с воспитания детей. Так появилась крайне успешная серия книг о девочке-рома «Катици».
Катарину Тайкон часто называют «шведским Мартином Лютером Кингом»: она боролась против расизма и несправедливости, благодаря ей многие дети смогли пойти в школу и даже взрослые, которые не знали грамоты, получили возможность учиться.
Маргерит Баранкитс: спасала детей во время геноцида в Бурунди
Маргерит родилась в 1957 году в небольшом городе Руйиги на востоке Бурунди. В 1993 году на ее родине началась война между двумя этническими группами — тутси и хуту. Как и во время геноцида в соседней Руанде, в Бурунди хуту массово убивали тутси.
Сама Баранкитс принадлежит к тутси, но среди детей, которым она помогала, были и хуту. Она выкупала пленных, усыновляла сирот и открыла приют для детей, оставшихся без попечения родителей, какой бы ни была их этническая принадлежность.
Сегодня миссия Маргерит и ее организации расширилась — вместе с коллегами они заботятся о детях, потерявших родителей не из-за войны, а из-за эпидемии ВИЧ, причем не только в Бурунди, но и в Руанде, а также в Демократической Республике Конго. Приюту уже 28 лет, и за это время через него прошли более 20 000 детей. В 2016 году Маргерит стала лауреатом армянской гуманитарной премии «Аврора», а годом позже на марке, выпущенной в Армении, появилось ее изображение.
Баранкитс считает себя гражданкой мира и убеждена: «Любовь преодолевает все препятствия. Даже если у нас нет ничего, мы можем дарить другим радость и нежность».