К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Честность и безопасное пространство: как работают женские профессиональные сообщества

Фото Unsplash
Фото Unsplash
Forbes Woman поговорил с четырьмя основательницами женских профессиональных сообществ о том, как работают такие объединения, какие возможности они дают своим участницам и какой вклад вносят в достижение гендерного равенства

Вначале были чаты

«Ближе к 25 годам мы начали осознавать, что мало общаемся с девушками из-за попыток вписаться в мужскую IT-тусовку и из-за мизогинии и сексизма, которые сидят в головах» — так соосновательница женского IT-сообщества XX Community Дарья Кубликова объясняет, как появилась идея его создания. «Это и желание вести себя агрессивно, проявлять маскулинность и жесткость, чтобы добиваться больших успехов в карьере. И привычка окружать себя друзьями-мужчинами и давать им больший приоритет в общении, потому что общаться с парнями как бы круче», — рассказывает Кубликова. Создание женского профессионального сообщества позволило и основательницам, и другим участницам избавиться от предрассудков и создать «пространство, где можно поддерживать и радоваться друг за друга». 

Похожим образом возникло сообщество FemCRM. «Изначально нашей целью было создание закрытого Telegram-чата для знакомых девушек из нашей сферы, где они могли бы безопасно общаться на чувствительные профессиональные и личные темы, а также помогать и поддерживать друг друга в рабочих и не только ситуациях, обсуждать гендерную повестку, сложные темы и ситуации в этой сфере», — вспоминает его соосновательница Анна Амброзевич. 

Комьюнити Collabroom, основанное в 2022 году силами трех предпринимательниц — Екатерины Мовсумовой, Юлии Волощук и Ольги Касьян, — началось с обсуждения гендерного дисбаланса в бизнесе. По оценкам Мовсумовой, лишь 15% основателей стартапов — женщины, и только 1% из них удается получить зарубежные инвестиции. Это «печальные цифры», говорит она, добавляя, что заниматься предпринимательством женщинам мешает не только «двойная нагрузка», но и убеждение, что бизнес — занятие в принципе высокорисковое. «Мы встретились летом 2022 года и затронули в разговоре тему, которая сейчас кажется очевидной: отсутствие практико-ориентированного проекта, который бы помогал женщинам самим открывать с нуля собственный бизнес, — вспоминает Мовсумова. — Есть много либо теоретических программ, либо информационного бизнеса, либо каких-то смешанных проектов для мужчин и женщин, но этого мало». 

 

А сообщество Women in Mining возникло как реакция на запрос женщин, работающих в добывающей отрасли, на нетворкинг и менторскую поддержку. Его удалось выявить с помощью фокус-группы, которую руководитель программы по работе с ключевыми клиентами и рынками в консалтинговой компании «Деловые решения и технологии» (ранее «Делойт») Камилла Жалилова организовала совместно с компанией «Полиметалл».

Одни сообщества начинаются с небольших чатов в мессенджерах и растут благодаря сарафанному радио — так было с FemCRM, куда за год пришли 140 участниц. Другие создаются при поддержке крупных партнеров. Например, Камилла Жалилова обратилась с предложением о сотрудничестве к «Норильскому никелю», который начал активный поиск партнеров из числа крупных компаний в добывающей отрасли. Так или иначе, профессиональные женские сообщества возникают как площадки для общения и постепенно обрастают все новыми опциями и активностями.

 

Общение, образование, полезный контент

Менторство и помощь — основной запрос, с которым женщины приходят в профессиональные комьюнити. «Наши участницы могут попросить друг у друга совета, даже оценки своего продукта или подсказок в карьерном пути», — рассказывает Анна Амброзевич из FemCRM. Схожие возможности дает и сообщество Women in Mining: «У WIM очень много активностей, среди которых организация встреч и профессиональных консультаций с коучами и менторами и организация круглых столов на отраслевых форумах», — рассказывает Камилла Жалилова. 

Collabroom и вовсе преподносится создательницами как акселератор, одна из ключевых активностей там — двухмесячная образовательная программа. «За это время участница с нуля создает собственный продукт, а мы через менторство и консультирование помогаем ей с развитием, работой с клиентами, упаковкой личного бренда», — объясняет Екатерина Мовсумова. Образовательные активности есть и в FemCRM: летом 2022 года вместе с профессиональными сообществами Women in Tech и Women in Big Data там провели серию вебинаров об актуальных профессиях. 

Кроме того, в профессиональных чатах появляются вакансии, и зачастую раньше, чем на специализированных ресурсах. А XX Community, помимо мероприятий, направленных на нетворкинг, планирует публиковать полезный контент в своих соцсетях.

 

Развитие и монетизация 

Профессиональные сообщества, как правило, существуют на некоммерческой основе — как FemCRM, которое работает силами основательниц и волонтеров из числа участниц. Но у него могут быть партнеры. «Все финансовые поступления — это либо учредительские взносы, либо финансирование в виде спонсорской поддержки и пожертвования. Нас поддерживают крупные компании: «Уралкалий», «Северсталь», Fersol, «Русал», а также учредители «Полиметалл», «Норильский никель», Petropavlovsk и не только», — рассказывает Камилла Жалилова из WIM. 

Искать спонсоров планируют и XX Community, причем под конкретный продукт — подкаст, рассказывает соосновательница Индра Раднаева. Сообщество вообще может стать точкой роста для нового бизнеса, у которого как минимум уже есть аудитория, а иногда и опыт в проведении ивентов. Те же XX Community организовали лекторий в Ереване (с прицелом на релоцировавшихся из России) и планируют продолжать этот проект в разных странах мира.

А вот акселератор Collabroom доступен только на платной основе, как и некоторые программы наставничества. Тем не менее само участие в сообществе и некоторые другие продукты и информационные материалы доступны бесплатно.

Зачем это участницам

Создательницы женских комьюнити по-разному объясняют, зачем женщинам нужны такие сообщества. В случае с Collabroom на первый план выходит профессиональная помощь, особенно в условиях роста безработицы и закрытия российских представительств крупных международных компаний. «Потеря работы может коснуться каждого, в том числе и женщин, работающих, к примеру, в топ-менеджменте. Нам хочется в таких ситуациях поддержать тех, кто решает начать собственное дело, потому что у этих женщин есть интересные проекты, хобби, давние идеи, которые они не начинают, — объясняет Екатерина Мовсумова. — А некоторые достигли стеклянного потолка в компании и не знают, как и с чего начать, или не имеют источника финансирования». Она подчеркивает: подавляющее количество технологических проектов сейчас создается мужчинами — и сообщества, похожие на Collabroom, помогут выровнять этот гендерный дисбаланс.

«Мы видим ценность в женском empowerment через честность и безопасное пространство, где можно делиться насущным», — говорит Татьяна Савельева, соосновательница XX Community, отмечая, что особенно важными такие пространства становятся для эмигрантов. Они позволяют участницам не только адаптироваться в новых условиях, особенно в ситуации релокации, но и нормализовать собственный опыт, как личный, так и профессиональный, через общение с другими. «Мы и сами получаем поддержку через «чувство локтя» — от людей, которые могут нас понять и безоценочно выслушать. У нас в сообществе были разговоры про трудности переезда, про бытовой сексизм, про депрессию, про разводы, про принятие себя в разном возрасте, про карьерные выборы, про отношение к детям», — рассказывает Савельева.

 

Анна Амброзевич из FemCRM указывает на важность профессионального признания: «Иногда мы просто можем порадоваться друг за друга, потому что в нашей стране девушки очень стесняются на всю аудиторию показать свои достижения. А мы говорим ей, что она молодец. Я вижу, что выступать в роли спикеров, писать экспертные статьи девушки в сфере CRM стали больше и чаще. И самое важное: в нашей профессиональной сфере появляются новые звезды».

А Камилла Жалилова напоминает о нехватке ролевых моделей. Один из проектов сообщества Women in Mining — «Лица WIM», серия интервью с представительницами добывающей отрасли. «Мы публикуем их истории на своем сайте и в СМИ, продвигаем в социальных сетях. Такие истории сильно мотивируют, о них должны знать внутри и за пределами компаний, в которых эти женщины работают, — говорит Жалилова. — Если благодаря WIM женщины будут видеть друг в друге лидеров, успешных руководительниц, создателей интересных, успешных и признаваемых проектов и инициатив, все они обретут наконец уверенность в своих силах в промышленных масштабах. Ради этой цели все и задумывалось». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+