На подмостки: 9 спектаклей женщин-режиссеров, которые можно посмотреть в Москве

Марина Брусникина, «Пролетный гусь»
Пожалуй, самый именитый мастер из всего списка. Большинство спектаклей Марины Брусникиной можно увидеть в театре «Практика», который она возглавила после смерти мужа Дмитрия Брусникина. Но также спектакли Брусикиной можно увидеть и в «Современнике», театре Et Cetera, Театре Наций — где, к примеру, идет одна из последних постановок режиссера, ностальгическая «Прыг-скок, обвалился потолок» по Геннадию Шпаликову.
В МХТ у Брусникиной тоже масса спектаклей. «Пролетный гусь» вот уже 20 лет идет с неизменными аншлагами. Это очень эмоциональная, щемящая постановка по произведениям Виктора Астафьева, которая никого не оставляет равнодушным.
Когда: 5 и 7 апреля
Где: МХТ им. Чехова
Женя Беркович, «Наше сокровище»
Вместе с основанным ей театром «Дочери СОСО» Женя Беркович ставит остроумные и пронзительные камерные спектакли. Это всегда непростой разговор, неожиданный и смелый. Одна из самых обсуждаемых ее постановок — «Финист Ясный Сокол», номинированная на «Золотую маску 2022» — о россиянках, решивших связать судьбу с сирийскими боевиками.
«Наше сокровище» — рождественская притча, в которой четыре актрисы, среди которых Мариэтта Цигаль-Полищук и Наталья Горбас, попеременно перевоплощаются в полицейского, ангела, осла и вола, овец-феминисток, волхвов-эмигрантов и загулявшего молодого отца, чтобы рассказать простую и важную историю о том, что каждая жизнь — это чудо.
Когда: 14 и 15 марта
Где: Пространство «Внутри»
Татьяна Тарасова, «Швейцария»
Названия спектаклей Тарасовой и театров, в которых она ставит, не на слуху: «Чем люди живы» в Ведогонь-театре, «Старосветские помещики» в Центре драматургии и режиссуры. Но все эти постановки — как шкатулки с диковинками, которые хочется разглядывать. Театр Тарасовой — это всегда затейливая сценография, потрясающее внимание к деталям, актерская игра с упоением. Ей очень удаются жизнелюбивые спектакли, но эстетская «Швейцария» — не такая. В центре сюжета встреча писательницы Патриции Хайсмит, автора детективов о талантливом мистере Рипли, с самим Томом Рипли, которая перерастает в гипнотическую психологическую дуэль.
Когда: 1 и 2 апреля
Где: Театр им. Пушкина
Александра Толстошева, «Сирано де Бержерак»
Спектакли Александры Толстошевой — свежие, живые и лиричные. Она ставит и в РАМТе, и в МТЮЗе, где идет номинированный на «Золотую маску — 2019» «День рождения Смирновой». Но родной дом режиссера — театр «Около», основанный ее учителем Юрием Погребничко. Там можно увидеть нежнейшую версию «Сирано де Бержерака». Из заигранной пьесы убрали героический пафос — получилась деликатная, даже исповедальная, но при этом задорная постановка. Толстошева очень любит оставлять для зрителя «пасхалки» — аллюзии к другим своим спектаклям или спектаклям Погребничко. Так что постановки цепляются одна за другую, и после одной хочется посмотреть все.
Когда: 24 и 25 марта
Где: театр «Около»
Елизавета Бондарь, «Пятая печать»
Красноярск, Новоуральск, Советск, Северск, Псков — молодая режиссер Елизавета Бондарь успела поработать по всей России и даже стать номинанткой прошлогодней «Золотой маски» со спектаклем «Танцующая в темноте», который она поставила в новосибирском театре «Старый дом» (в режиссерской категории женщин-номинантов по-прежнему очень немного). Теперь постановку Бондарь можно посмотреть и в Москве — премьера спектакля «Пятая печать» состоялась 23 февраля прошлого года и попала в нерв времени. Осень 1944-го, четверо друзей беседуют в маленьком кабачке в Будапеште на фоне разрывающихся снарядов и выстрелов. Им предстоит сделать тяжелый выбор, найти ответы на сложные вопросы и увидеть последствия своих решений.
Когда: 11 марта
Где: МТЮЗ
Марфа Горвиц, «Летели качели»
В 2014 году Горвиц потрясла зрителей театра «Практика» правдивой и жесткой «Золушкой», больше похожей на сеанс у психотерапевта, чем на сказку. За эту постановку режиссер была номинирована на «Золотую маску». Сейчас в «Практике» идет другой ее спектакль — «Летели качели», который также затрагивает тему кризисного взросления. Главному герою 35, и он всеми силами защищает свои идеалы и привязанности, которые стали ему опорой. Сама режиссер говорит, что это история о конкретном поколении, но так и не выросшие дети «перестройки», цепляющиеся за песни Егора Летова, могли бы жить в любую эпоху.
Кстати, еще один спектакль Горвиц — «Сверчок» — идет сейчас в Электротеатре «Станиславский». Это тоже сказка, и тоже о необходимости меняться в меняющемся мире.
Когда: 17 апреля
Где: театр «Практика»
Рузанна Мовсесян, «Манюня»
Родители подростков знают Рузанну Мовсесян как режиссера светлой и курьезной «Манюни», поставленной по бестселлеру Наринэ Абагрян. Мовсесян, в прошлом возглавлявшая собственный детский театр «Летучий корабль», как никто умеет говорить с юными театралами. В том же РАМТе идут еще два ее спектакля — «Кролик Эдвард» и «Леля и Минька», а в пространстве «Внутри» — «Сказки Пушкина». Она работает и с актерами, и с куклами, и с масками. А еще пробует совсем разные форматы — на недавних «Петрушевских чтениях» в пространстве «Внутри» у нее получились детские страшилки, где, несмотря на тьму и иррациональность, в конце все равно свет надежды.
Когда: 11 и 24 марта
Где: РАМТ
Галина Зальцман, «Полная иллюминация»
Только в Москве спектакли Галины Зальцман идут сразу в нескольких театрах — «Современнике», театре Российской армии, РАМТе. В последнем в постановке «Волна» она реконструирует на сцене знаменитый эксперимент американского учителя истории, решившего показать детям, откуда берется нацизм, как работает манипуляция общественным мнением и как скоро формируются мифы.
А в театре «Шалом» зрители вместе с молодым американским евреем Джонатаном едут на его историческую родину на поиски местечка, уничтоженного нацистами. Трагикомедию по мотивам романа «И все осветилось» Зальцман ставит изобретательно и бережно — получается одна из самых интересных постановок обновленного театра.
Когда: 12 и 25 марта
Где: театр «Шалом»
Лидия Русскова, «Она это мы»
Художница Лидия Русскова для своего дебюта в театре «зашла с козырей» и поставила российскую адаптацию одного из самых важных спектаклей современности «Монологи вагины». Причем не просто перенесла его на московскую сцену, а сделала совершенно новую версию, основанную на историях именно российских женщин. Четыре актрисы в доверительной, даже интимной атмосфере рассказывают о личном и сексуальном освобождении, принятии себя и своего тела, красоте, возрасте, желаниях и страхах. Это одновременно и манифест, и таинство.
Когда: 10 и 22 марта
Где: Театр.doc