К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

 

Как пилот Амелия Эрхарт изменила авиацию, а потом загадочно исчезла во время полета

Амелия Эрхарт (Фото Getty Images)
Амелия Эрхарт (Фото Getty Images)
Пионер авиации, организатор профсоюза женщин-пилотов, дизайнер специальной линии одежды, колумнистка глянца. Forbes Woman рассказывает об Амелии Эрхарт, которая первой из женщин пересекла Атлантику на самолете и не боялась новых рекордов, даже если это было слишком рискованно

47 000 км — именно это расстояние пилот Амелия Эрхарт собиралась преодолеть на самолете в 1937 году, решившись на кругосветное путешествие. Двигаться она должна была с востока на запад с остановками на дозаправку и отдых. Вылетев из Калифорнии на двухмоторном легком самолете Lockheed Model 10 Electra, Амелия успешно приземлилась на Гавайях. Но при следующем взлете потеряла контроль над управлением: жесткое приземление, сломанное шасси, поврежденное крыло. Крушение не сбило Амелию с курса, и она решила двигаться дальше. 

Девочка-сорванец 

Амелия Мэри Эрхарт родилась в 1897 году в городе Атчисон (штат Канзас). В семье ее называли tomboy — «девочка-сорванец». «Баскетбол, езда на велосипеде, теннис, я пробовала все без исключения», — писала она в своей книге The Fun of It. 

До совершеннолетия ее жизнь проходила в вынужденных перемещениях из штата в штат. Ее отец, адвокат Эдвин Эрхарт, страдал от алкоголизма и не задерживался ни на одной работе. Однако Амелия тепло вспоминала об отце и говорила, что ее авантюрный характер связан именно с тем, что семья часто переезжала: «Я никогда не жила больше четырех лет в одном месте и училась как минимум в шести средних школах».

 

В 1916 году Амелия поступила в элитный колледж Ogontz School в Пенсильвании, где изучала естественные науки. В 1917-м она его бросила и отправилась в Канаду, чтобы стать помощницей медсестры и помогать раненым солдатам Первой мировой. «Во время рождественских каникул я поехала в Торонто. Там я столкнулась с ужасами войны. Увидела раненых, парализованных, ослепших. Встретила сразу четырех одноногих мужчин, которые шли по улице, как могли, держась друг за друга», — вспоминала Амелия. 

Во время работы в больнице Амелия впервые заинтересовалась самолетами, увидев их на военном аэродроме, находившемся неподалеку. «Помню, как снег бил мне лицо, когда я приходила посмотреть на взлеты», — писала Амелия. 

После того как закончилась война, Эрхарт поступила в Колумбийский колледж в Нью-Йорке, чтобы стать врачом, но уже через несколько месяцев поняла, что эта профессия не для нее, и вернулась к родителям, которые на тот момент жили в калифорнийском городе Лонг-Бич. Там она случайно попала на городское шоу, в котором участвовали самолеты, и решила, что ей во что бы то ни стало нужно научиться летать. В то время не существовало школ пилотирования, и обучение в основном вели мужчины, вернувшиеся с войны. Первые уроки Амелия брала именно у них. «С тех пор семья почти не видела меня, потому что всю неделю я работала, а все выходные проводила на аэродроме в нескольких милях от города», — писала в своей книге The Fun of It Амелия.

Женщины начали летать в 1910 году. Отрасль была в самом зачатке, но в ней уже доминировали мужчины. Однако женщина при желании могла добиться своего — запретов на обучение пилотированию не было. «Женщины тогда еще не нашли свое место в авиации, но мужчины не пытались контролировать их участие в авиашоу», — поясняет Эми Клеппнер, племянница Амелии Эрхарт.

 

Впрочем, отсутствие запретов для женщин в авиации не отменяло гендерного неравенства. Эрхарт понимала, что выбрала не женскую сферу, ведь в обществе все опасные и трудозатратные профессии определялись как мужские. «Когда я начала учиться летать, я тайно сама себя подстригла для удобства на занятиях, но без фанатизма, чтобы никто не посчитал меня эксцентричной», — вспоминала Амелия. Она рассудила, что учиться лучше у женщины-пилота. И Эрхарт повезло познакомиться с Нетой Снук, ученицей именитого пионера авиации Глена Кертиса и одной из немногих профессиональных летчиц. 

«Амелия и Нета понимали, что в профессии мало женщин. Но девушки твердо шли к своей цели, они стремились попасть в большую авиацию», — говорит Дороти Кокрейн из Национального музея авиации и космонавтики. Упорный труд сделал Эрхарт к 1923 году 16-й женщиной с лицензией пилота Международной авиационной федерации. Однако эта лицензия не позволяла зарабатывать авиацией на жизнь. Перебиваясь случайными заработками (от фотографа и клерка в телефонной компании до соцработника), Амелия Эрхарт не переставала практиковаться и уделяла почти все свободное время полетам. 

Покорение Атлантики

В 1927 году Чарльз Линдберг стал первым пилотом, который пересек Атлантический океан (от Нью-Йорка до Парижа) на самолете за 33 часа. 

В скором времени состоятельная американка Эми Гест захотела стать первой женщиной, которая повторит тот же рекорд, но родственники ее отговорили. Однако это не умалило желания Эми Гест сделать так, чтобы именно американка стала первой женщиной, пересекшей Атлантику, поэтому она стала одним из спонсоров будущего «женского» полета. 

 

Ответственным за рекламную кампанию перелета стал нью-йоркский издатель Джордж Путнэм. Именно он пригласил к участию Амелию Эрхарт. Путнэм и Эрхарт сначала стали бизнес-партнерами, а в 1931 году поженились. Эрхарт приняла предложение выйти замуж только с условием, что «она продолжит развиваться как пилот». 

Амелия Эрхарт по прибытии на аэродром Хэнворт после пересечения Атлантики (Фото Getty Images)

Перелет через Атлантический океан состоялся в 1928 году. Полет из Бостона (США) в Лондон (Великобритания) занял у Амелии Эрхарт 20 часов 40 минут.

Для широкой общественности именно тогда она стала первой женщиной, покорившей Атлантику, но на самом деле она летела вместе с двумя пилотами-мужчинами, а не в одиночку.

«Было достаточно уже того, что мне повезло стать частью экспедиции», — писала Амелия в своей книге The Fun of It. «Больше всего людей интересовало то, что я женщина», — вспоминала летчица позже и добавляла, что «когда-нибудь женщинам дадут самостоятельно управлять самолетом».

 

После перелета, который сделал ее звездой, Эрхарт получила письмо от ирландской летчицы Мэри Хит, в котором говорилось: «Женщины-пилоты всего мира очень гордятся вашим достижением». У самой же Амелии перелет гордости не вызвал и подстегнул ее к новым свершениям: с 1929 по 1935 год она установила еще несколько рекордов. Например, Амелия стала первой женщиной — пилотом гидроплана, на нем же она достигла рекордной высоты 5612 метров.

Амелия Эрхарт и ее муж, издатель Джордж Палмер Патнэм (Фото Hulton Archive·Getty Images)

Женский профсоюз 

Через год после знаменитого перелета группа женщин под предводительством Эрхарт организовала собственный профсоюз женщин-авиаторов. Сначала в нем было 26 участниц, но к лету 1930 года их количество достигло 99. Так появилось название организации, которая существует и сегодня, — The Ninety-Nines: International Organization of Women Pilots, или The 99s. Цель профсоюза — помогать женщинам реализовываться в авиации, сохранить рекорды и достижения женщин в истории. 

В 1932 году Амелия пришла в абсолютно новую для себя сферу: журнал Cosmopolitan попросил летчицу рассказывать читательницам об авиации и о проблемах женщин в отрасли. Эрхарт согласилась. Ее колонки привлекли к журналу внимание не только женщин, но и мужчин.

В 1934 году Амелию объявили одной из десяти самых стильных американок — у нее вышла линия одежды Amelia Fashions. В начале своего авиационного пути Эрхарт приходилось носить костюмы, которые изначально разрабатывались для мужчин и плохо подходили женщинам, поэтому свою марку Амелия создавала с учетом женской физиологии.

 
Амелия Эрхарт и ее ученица Джун Трэви (Фото Getty Images)

В то же время Амелия занималась защитой прав женщин. Например, на конференции «Женщины и меняющийся мир», организованной New York Herald Tribune в 1934 году, Амелия выступила перед трехтысячной аудиторией, произнеся речь об отсутствии равных возможностей для женщин-пилотов. Президент Университета Пердью в Индиане, который выступал перед Эрхарт, впечатлился речью летчицы. Он попросил ее приехать в Пердью, чтобы поговорить со студентками о том, как им следует строить свою карьеру. Амелия согласилась. Тогда же она начала сотрудничать с университетом в качестве консультанта — в сфере аэронавтики и в изучении карьерных перспектив для женщины в США.

Эрхарт использовала свою известность, чтобы поддерживать других женщин в авиации, столкнувшихся с гендерной дискриминацией. К примеру, Хелен Ричи, первая женщина — пилот коммерческой авиакомпании, в 1935 году уволилась из-за того, что начальство считало ее недостаточно сильной для полетов в плохую погоду. Узнав об этом, Эрхарт организовала акцию протеста. 

Последний полет 

К 1937 году, понимая, что среди женщин-авиаторов конкуренция растет, а былые заслуги не будут помнить вечно, Амелия решила поставить новый рекорд. Она захотела совершить кругосветное путешествие на самолете, пролетев как можно ближе к экватору и преодолев с остановками около 47 000 км. 

Для этого пришлось приобрести большой самолет, увеличить объем топливных баков, а для этого отказаться от части оборудования, и пригласить двух штурманов — правда, в итоге полетел лишь один. Первая попытка обернулась неудачей . 1 июня 1937 года — вторая попытка: Эрхарт (и ее помощник) все-таки вылетели в кругосветное путешествие, но обратно они так и не вернулись.

 
Амелия Эрхарт (Фото Topical Press Agency·Getty Images)

Амелия Эрхарт бесследно исчезла. Ни одна поисковая экспедиция не помогла установить точные дату и причину смерти и крушения.

Эксперты до сих пор пытаются решить загадку рокового полета, потому что большая его часть прошла без значительных проблем. Перед ним 39-летняя Амелия оставила своему мужу Путнэму письмо, в котором написала: «Пожалуйста, пойми, я осознаю все опасности. Я хочу это сделать, потому что я хочу это сделать. Женщины должны пробовать, как пробовали мужчины. Если не получится, то пускай неудача станет вызовом, испытанием для других женщин».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+