К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Прибыль ниоткуда не посыплется»: как женщины управляют бизнесом и развивают регионы

FWD. Woman Summit (Фото Вартана Айрапетяна)
FWD. Woman Summit (Фото Вартана Айрапетяна)
Как управлять заводом, если окружающие видят в тебе не руководителя, а «девочку», почему развитие локальных территорий может принести бизнесу больше, чем покорение столиц, и зачем устраивать лекцию о феминизме в городе, где живет меньше 350 000 жителей? Об этом говорили участницы дискуссии-открытия FWD. Woman Summit

29 сентября в Москве состоялся третий саммит о гендерном равенстве FWD. Woman Summit. Главная тема этого года — жизнь женщин по всей стране за пределами столиц. На сессии открытия владелицы бизнесов из самых разных регионов (от Новосибирска до Липецка) и сфер (от авиа до агро) говорили о трудностях, локальных особенностях и о том, что придает силы. В дискуссии приняли участие:

Ирина Залевская, основатель Zalevsky Group;

Елена Латышева, председатель совета директоров группы компаний «Эксперт»;

 

Кристина Романовская, собственник и генеральный директор племенного хозяйства «Лазаревское»;

Марина Старчикова, предприниматель, совладелец и идейный вдохновитель коллекции отелей и ресторанов WeFamilyGroup;

 

Людмила Щербакова, президент фармацевтической компании Bright Way;

Татьяна Филева, акционер авиакомпании S7.

Модерировала сессию главный редактор Forbes Woman и Forbes Life Юлия Варшавская.

 

О жестких увольнениях и мягком управлении

Елена Латышева: Мы с сестрой-близнецом начали заниматься бизнесом в 23 года, у меня к тому времени было двое детей. Сначала занимались трейдингом сахара, нас все сельхозпроизводители называли «сахарные Барби». Следующий бизнес — агро.

Я помню день, когда я пришла на сахарный завод. Я знала 77 сахарных заводов, как на них покупать и продавать, но никогда не думала, что буду таким заводом управлять. Сахарное производство одно из самых сложных среди пищевых. Не помню, сколько мне было лет, но точно меньше, чем тем руководителям, которые там сидели. Я их спросила: «Коллеги, есть ли у нас бюджет на ремонт завода?» Главный инженер принес мне восемь коробок с листами А4. Это был вызов. Я сказала: «Либо вы садитесь со мной, и мы делаем с вами сборку бюджета в Excel, либо здесь и сейчас вы встаете и выходите, и мы будем жить без главного инженера». Мне было страшно, но этот вызов нужно было принять.

Елена Латышева (Фото Вартана Айрапетяна)

Он ушел. Я поехала на Никифоровский сахарный завод, в слезах прибежала к главному инженеру, который меня давно знал, сказала: «Александр Алексеевич, спасай. Мне нужна помощь. Мне нужен главный инженер. Беда, я не запущу завод. У нас четыре месяца. Я не знаю, что такое ремонт завода». Мы, женщины, можем сказать «я не знаю», попросить помощи. В итоге мы нашли четырех главных инженеров.

Кристина Романовская: Когда я только начала управлять семейным бизнесом, я, конечно, позиционировала себя как жесткий руководитель. Но это потому, что я всех на самом деле боялась. Боялась, что кто-нибудь поймет, что я ничего не знаю. Был такой случай: буквально через неделю ко мне пришел главный инженер и сказал: «Кристина Федоровна, надо купить рогатор». Вот вы знаете, что такое рогатор? И я не знала. А он, на минуточку, стоит 38 млн рублей. Но я же руководитель — я сделала вид, что сейчас подумаю, разберемся, все будет хорошо. Купила рогатор, теперь знаю, что это. 

Кристина Романовская (Фото Вартана Айрапетяна)

В обществе, которое формируется сейчас, авторитарные способы управления не работают. Главная задача современного руководителя — создать для сотрудников безопасное, развивающее пространство. Потому что именно в таком пространстве возникают новые идеи и реализуются уже существующие, именно в нем люди максимально вовлечены и хотят работать. Никто не хочет «делать, что должен». Слово «долг», особенно у молодого поколения, вызывает отторжение. Главный девиз сегодняшнего общества: делай из состояния «хочу». И мы, женщины, благодаря тому что не стремимся непременно с кем-то соревноваться и умеем дружить, как раз хорошо создаем именно такие пространства.

 

Людмила Щербакова: Я сейчас руковожу уже крупным фармацевтическим холдингом, у нас четыре предприятия, три из них я построила… Нет, «я» — неправильно: «мы». Мы с командой построили их с нуля. Конечно, я была рада, когда был построен наш завод в Кургане. Но по-настоящему я плакала от счастья, когда на него приехала фотографироваться после ЗАГСа пара, которая на нем же и познакомилась.

О развитии регионов

Татьяна Филева: Компания S7 когда-то называлась «Сибирь», она из Новосибирска. Образовалась она, когда при развале Советского Союза огромный «Аэрофлот» распался на множество авиаотрядов по всей стране. Один из авиаотрядов был в Новосибирске, там было полтора самолета, которые делали четыре рейса в неделю.

Если упрощать, то сейчас самолеты внутри России свободно могут летать из точки А в точку B, если есть свободные слоты летного времени. В то время было иначе — одной из ключевых задач было урвать себе эти слоты. Если ты их получаешь, то начинаешь развиваться. Показателем успеха для нас стал тот факт, что мы поглотили компанию «Внуковские авиалинии» (в 2001 году. — Forbes Woman) и смогли сделать свой основной хаб в Москве. 

Татьяна Филева (Фото Вартана Айрапетяна)

Потом, с 2016 года, когда я уже была операционным директором, а компания уже была не «Сибирью», а S7, настало другое время. Мы поняли, что, чтобы занять уникальную нишу, надо идти обратно в регионы. Надо возвращаться домой. И мы начали более активно развивать новосибирский хаб. Моя мама покоряла Москву, а моей задачей стало идти в регионы и искать там опору.

 

Мы связали огромное количество городов, которые ранее даже не были связаны авиасообщением, и стали компанией №1 по объемам перевозок среди тех, кто летает, минуя Москву. Этим летом выручка из новосибирского хаба у нас сопоставима с московской. Во время пандемии мы стали крупнее «Аэрофлота». В 2022 году, когда в марте-апреле практически ничего не летало, мы летали, потому что нас не затронуло сокращение международных рейсов. Эта ниша, которую мы заняли и крепко держали, стала нашей силой в самые тяжелые времена.

Марина Старчикова: Что такое гостиница в центре города? Какое-то вырезанное пространство, которое всегда закрыто: туда ходят только гости города, а горожане не ходят. А мы решили: давайте сделаем гостиницу главной точкой притяжения для горожан. У нас нет заборов. Мы везде делаем парки. Мы делаем большие гостиные, куда можно прийти с ноутбуком и  поработать. В результате у нас 70% посетителей — горожане, и только 30% — гости города. Мы абсолютно уверены, что в город гостей можно влюбить только через влюбленные глаза горожанина. 

Марина Старчикова (Фото Вартана Айрапетяна)

Мы развиваем территорию. Мы стали разрабатывать туры в своих городах, мы сделали квесты, мы записали аудиогиды. Последняя наша гордость — мы открыли лес для горожан и гостей города, сами проложили экотропы, сделали маршруты, промаркировали их, поставили качели, договорились с детьми из школы, чтобы они сделали скворечники. У нас на экотропах теперь музей скворечников под открытым небом, их уже более сотни. Мы открываемся там, где нет туристических потоков, — но почему не создать эти потоки самим? 

О смыслах

Юлия Варшавская: Расскажу личную историю, связанную с городом Владимиром. Весна 2022 года. Я абсолютно разрушена. Думаю, это чувство многим знакомо. Кажется, что на всем, чем я занимаюсь, можно поставить крест, никакое гендерное равенство никому не нужно. И вдруг мне приходит сообщение: «Юля, здравствуйте. Вы не могли бы приехать в город Владимир и прочитать нам лекцию про феминизм?» Я такая: «Что? Во Владимире читать лекцию про феминизм?» «Да, у нас ресторан есть классный, мы собираем женщин, они хотят послушать про феминизм». Я в ту же минуту сказала: «Да, естественно, я еду». Я не знала, ни куда я еду, ни к кому. Это оказался ресторан, которым владеет Ирина, и там действительно собрались женщины, которые не просто слушали про феминизм, а им реально было интересно. Я вернулась и подумала: если в городах России женщинам все еще интересно слушать лекции про гендерное равенство, значит, у нас у всех есть шанс.

 
Ирина Залевская (Фото Вартана Айрапетяна)

Ирина Залевская: Мы действительно можем делать невероятные вещи, потому что у женщины голова, как диспетчерская аэропорта: мы можем и управлять проектами, и управлять командами, и еще успевать при этом воспитывать детей, причем реально заниматься детьми. При этом подобное притягивает подобное. Мы показываем, что можно делать крутые проекты, и люди понимают: если у них получается, то и я смогу. И продвижения ценностей равенства это тоже касается.

Людмила Щербакова (Фото Вартана Айрапетяна)

Людмила Щербакова: Мне кажется, самое главное — понять, что бизнес это не про деньги. Если ты начинаешь дело с того, что думаешь, как много сможешь заработать, то лучше не начинать. Не получится. Марина сказала, как сделала бизнес-план и поняла, что уходит в минус, — а так и будет, когда только начинаешь. Ниоткуда прибыли никакие не посыплются. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости