Перерождение, сепарация и поиски себя: о чем рассказывали женщины-режиссеры в Венеции

«Знакомое прикосновение»
Familiar Touch
Режиссер: Сара Фридланд
Драма американки Сары Фридланд — одна из самых титулованных картин прошедшего Венецианского кинофестиваля. Смотр редко вручает несколько наград одному фильму, но «Знакомое прикосновение» уехало домой сразу с тремя призами — за лучший дебют, режиссуру и женскую роль в секции «Горизонты».
Однажды утром Рут (Кэтлин Чалфант) готовится к важному визиту — делает фирменный сэндвич, прибирает и наряжается. Рут уверена, что ее ждет свидание, однако на самом деле за ней приехал ее сын Стив (Х. Джон Бенжамин), чтобы забрать мать в дом престарелых. Рут страдает от деменции, но сама об этом не знает, поэтому она не намерена слепо подчиняться указаниям медсестер. Она вспоминает свои навыки повара и неожиданно начинает работать на кухне в местной столовой, а при каждом посещении врача без стеснения с ним флиртует.
Фридланд рисует очаровательную и печальную картину постепенного увядания и призывает нас видеть в человеке не его болезнь, а личность. Сила и обаяние главной героини в мастерском исполнении Чалфант, которая совершенно заслуженно получила награду за свою работу, помогают «Знакомому прикосновению» избежать привычных для историй о деменции тропов и хоть немного примирить зрителя с неизбежным концом.
«Плохая девочка»
Babygirl
Режиссер: Халина Рейн
Эротический триллер нидерландского режиссера Халины Рейн был одним из самых ожидаемых фильмов фестиваля, однако оказался хоть и вполне эротическим, но совсем не триллером, а скорее, новогодней комедией с сильным влиянием «С широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика. У великого режиссера Рейн позаимствовала не только рождественскую тематику, обилие откровенных сцен и историю про фантазии, которые почти довели брак героев до катастрофы, но и главную звезду — Николь Кидман.
Кидман играет главу компании по производству роботизированной техники Роми. У нее есть внимательный муж, театральный режиссер (Антонио Бандерас), двое дочерей, красивая квартира, загородный дом и успешная карьера. Однажды в офис приходит группа молодых интернов, и с одним из них — Сэмюэлом (Харрис Дикинсон) — у Роми начинается тайный роман.
Халина Рейн отказывается делать из разговора о сексуальности трагедию и вместо этого предлагает более современное и здоровое решение — наконец-то открыться друг другу и перестать стыдиться своих желаний. Далеко не всему можно поверить в хэппи-энде «Плохой девочки», но подобный подход придает фильму свежести. Венецианское жюри во главе с Изабель Юппер оценило актерский подвиг Кидман, которой пришлось оголиться и физически, и душевно, и присудило австралийке награду за лучшую женскую роль.
«Горная невеста»
Vermiglio
Режиссер: Маура Дельперо
В тихой драме итальянского режиссера Мауры Дельперо исследуется зыбкая граница между войной и видимостью мирной жизни. Картина получила вторую по значимости награду Венеции — Гран-при жюри.
Люди в городах часто забывают о том, каково это, когда жизнь подчинена смене времен года, а вот в деревне природа бывает и щедрой матерью, и жестокой убийцей. В горной итальянской деревне не слышен страшный шум Второй мировой, ее обитатели заключены в маленьком мирке между горными пиками. Семья молодой Лучии целыми днями борется за выживание, но привычное течение жизни нарушает гость извне — сицилийский солдат, покалеченный войной. Его загадочная молчаливость привлекает Лучию, и вскоре он предлагает ей стать его женой. Когда жених уезжает на Сицилию к матери, героиня остается наедине со своими мыслями и еще нерожденным ребенком.
Задумчивая камера Михаила Кричмана, любимого оператора Андрея Звянцева, музыка Вивальди и душераздирающие пейзажи итальянских Альп — вдохновившись собственной биографией, Дельперо создает ностальгическое полотно о времени, когда жить было проще и одновременно сложнее, с бесконечной чередой рождений и смертей, встреч и расставаний.
«Мой единственный»
Mon Inséparable
Режиссер: Анна-Софи Байи
Французская дебютантка Анна-Софи Байи сняла один из самых ярких фильмов о сепарации.
Потрясающая Лор Калами, которая несколько лет назад получила венецианскую награду за роль в драме «Полный рабочий день», играет мать-одиночку Мону. Ее сыну Жоэлю с особенностями развития больше 30 лет, но, по мнению Моны, он по-прежнему нуждается в няне и постоянной опеке. Однако сам Жоэль стремится начать самостоятельную жизнь и начинает роман со своей коллегой Осеан, с которой они вместе работают на предприятии для людей с особенностями. Когда выясняется, что Осеан беременна, молодые радуются, а Мона пребывает в полном ужасе и не понимает, как сын сможет обойтись без нее.
Со сдержанностью, присущей традиции французского соцреализма, Байи изучает своих героев и особенно героиню, которая разрывается между материнской любовью и горькой обидой на своего ребенка, полностью лишившего ее личной жизни и свободы. Персонажам предстоит по-новому узнать друг друга, однако Байи отказывается делать из этой сложной истории типичную социальную драму. Режиссер показывает, что иногда дети оказываются гораздо мудрее родителей, и все, что остается последним, — это наконец-то отпустить поводья и задышать полной грудью.
«Апокалипсис в тропиках»
Apocalipse nos tropicos
Режиссер: Петра Коста
Документалист Петра Коста продолжает изучать тонкую грань между демократией и автократией на примере современной политической истории Бразилии. Ее дебютный фильм «На краю демократии» рассказывал о кризисе в бразильской политике, когда первой женщине-президенту Дилме Русеф был объявлен импичмент, а ее предшественника Лулу да Силва посадили в тюрьму. Картина получила номинацию на премию «Оскар».
Второй фильм Коста следует по пятам ее режиссерского дебюта. На этот раз она изучает связь между государством и церковью, детально показывает, как сотрудничество с ней помогло правому политику Жаиру Болсонару прийти к власти, и намекает на то, что бывший президент Бразилии был всего лишь марионеткой в руках известного телеевангелиста.
Режиссер отправляется в захватывающее и одновременно пугающее путешествие, в котором символы христианской веры становятся инструментами политической пропаганды, — от ренессансных полотен до пандемии, которую политики объявляли «божьим бичом», прикрывая собственную некомпетентность. Коста наглядно показывает, что когда церковь перестает существовать отдельно от государства, такой союз обычно ведет к тирании.