К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Слезы для развлечения: как менялось отношение к насилию над женщинами в кино

Кадр из фильма «Девичий источник»
Кадр из фильма «Девичий источник»
С момента зарождения кинематографа насилие над девушками было одним из сюжетных приемов. В ХХ веке жестокие сцены в кино использовались для развлечения зрителя, сегодня — для освещения проблемы. Рассказываем, откуда появился троп «месть за изнасилование», при чем здесь Средние века и как в современном кино женщины поддерживают пострадавших от агрессии

Средневековые нравы

Кино всегда отображало социальные проблемы, поэтому уже первые фильмы в ХХ веке стали рассказывать о насилии над женщинами. Режиссер Дэвид Уорк Гриффит, один из основоположников киноиндустрии в раннем Голливуде, в 1915 году выпустил фильм «Рождение нации». В нем Уорк использовал принуждение к сексу как пример распущенности и агрессии темнокожего населения. По сюжету темнокожий мужчина (на самом деле белый актер в блэкфейсе — черном гриме) пытается изнасиловать героиню Лилиан Гиш, в то время как «благородный» ку-клукс-клан спешит ей на помощь. Создателей фильма позже осуждали за неприкрытый расизм и героизацию ку-клукс-клана, хотя лента и вошла в историю как один из самых ранних примеров использования параллельного монтажа — поочередного показа двух и более действий на экране. Вместе с тем она стала одной из первых картин, использовавших троп, который стал известен как rape revenge, или «месть за изнасилование».

Эта стилистическая фигура известна как минимум со Средних веков. Формула проста: женщина «опорочена», и ее муж, брат или отец должен отомстить за оскорбление, нанесенное не только девушке, но и ему самому как ее законному защитнику. По такому принципу построен сюжет фильма Ингмара Бергмана «Девичий источник» (1960), основанный как раз на средневековой легенде. Отец, узнав, что гости изнасиловали и убили его красавицу-дочь, мстит, убивая путников. Налицо конфликт между христианской добродетелью, исповедуемой родителями девушки, и принципом «око за око».

В современном кинематографе примеров агрессии по отношению к женщинам как сюжетообразующего события тоже немало. Например, «Игру престолов» долгое время критиковали за многочисленные сцены сексуализированного насилия. Киноэксперты и зрители замечали, что оно становится элементом истории практически каждой женщины в сериале. Особенно это заметно в историях Сансы Старк и Дейнерис Таргариен. В развитии этих персонажей пережитое насилие играет решающую роль, грубо говоря, «закаляет характер». 

 

Тем не менее «Игра престолов» переворачивает традиционную формулу, в которой защитник женщины мстит за насилие над ней. Несмотря на условно-средневековый сеттинг, героини сериала не нуждаются в мужчинах и с помощью своей же силы и ума способны отомстить и защитить себя, что выделяет их на фоне типичных «дам в беде» из куртуазных романов.

Глядя на женские слезы

В 1980-х годах с развитием развлекательного кинематографа и борьбы за кассовые сборы сюжет о принуждении к сексу начали эксплуатировать ради привлечения зрительского внимания. Использование тропа rape revenge в фильмах-хоррорах часто связывают с sexplotation cinema, или кино о сексуальной эксплуатации (так называли низкобюджетные ленты эротического содержания, которые стали популярны в 1960-х). Сцены сексуализированного насилия в этих фильмах нарочито растянуты, чтобы не столько передать травмирующие для героини события, сколько создать эротическую фантазию. Эти долгие, подробные кадры превращают изображение ужасов жизни в «порно страданий». За это, например, критиковали фильм «Блондинка» Эндрю Доминика (2023): байопик о Мэрилин Монро концентрируется на насилии и травмах, пережитых актрисой, и совсем не говорит о ее политическом активизме и творчестве. 

 
Кадр из фильма «Тело Дженнифер»

Тогда же, в 1980-е, исследование, проведенное психологом Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Нилом Маламутом, выявило, что треть мужчин испытывают возбуждение и интерес при виде насилия над женщинами (даже если оно не носит сексуализированный характер). Более того, как оказалось, повторные просмотры таких фильмов, как «Пятница, 13-е» (1980) или «Техасская резня бензопилой» (1974), прививают аудитории установки, схожие с теми, которые встречаются у насильников. Зрители, включая самих женщин, становятся менее чувствительными к издевательствам над героинями в фильмах и чаще верят, что изнасилованная женщина на самом деле хотела секса, утверждал Маламут.

К 2000-м количество фильмов с сексуализированным и не только насилием, его прямым обсуждением увеличилось в несколько раз. «Фильмы пытаются бороться за внимание аудитории, и исследования показывают, что насилие — это один из элементов, который наиболее эффективно цепляет зрителя», — говорит Бабак Фотоухи, один из авторов исследования 2024 года. 

В ХХ веке женские страдания стали излюбленной темой мужчин-режиссеров. Фетишизация насилия приносила фильмам все больше внимания, поддерживая патриархатный статус-кво. А излишняя виктимизация девушек на экране лишила их способности самостоятельно бороться против насильника. Однако со временем женщины в кино все чаще стали высказываться против харассмента, показывать трагедию со своей стороны и передавать последствия травмы такими, как они выглядят на самом деле. 

 

Сестринство против общественного осуждения

Чем больше женщины завоевывают место в кино, тем больше появляется сюжетов, в которых героиня мстит за собственное изнасилование или изнасилование близкой ей женщины. Этот прием стал традиционным не только для хорроров и триллеров, таких как «Тело Дженнифер» (2009), «Зубы» (2007) и «Я плюю на ваши могилы» (1978), но и для социальных драм — например, для номинированного на «Оскар» фильма Мартина Макдоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017). 

Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

По сюжету Милдред Хейс (Фрэнсис Макдорманд), чья дочь была изнасилована и убита группой парней, пытается рассказать обществу о трагедии ее семьи. Чтобы привлечь внимание к застопорившемуся расследованию, она арендует три билборда, которые шеф полиции видит по дороге на работу каждый день. Для матери самым важным становится даже не отомстить, а показать людям свою боль и скорбь. Она требует правды, какой бы она ни была, и это становится ее протестом против всеобщего молчания. До конца фильма убийцу не удастся найти или даже вычислить, но справедливость проявится в самом акте сопротивления. Действия Милдред — бунт не только против насилия и жестокости повседневной жизни, но и против равнодушия общества.

Зов к окружающим слышится и в фильме «Девушка, подающая надежды» (2020). Главная героиня Кэсси (Кэри Маллиган) также мстит за изнасилование и смерть лучшей подруги Нины. Она притворяется пьяной девушкой в шумных клубах и барах. И когда «хорошие парни» ведут ее к себе домой, чтобы воспользоваться уязвимым состоянием Кэсси, героиня перестает притворяться и заводит с мужчинами разговор об их хищнической натуре. Что примечательно: они сразу пугаются вида трезвой и адекватной женщины. В отличие от большинства фильмов, использующих троп женской мести, расплата Кэсси — не ответное насилие, а справедливость и эмпатия. Девушка в первую очередь просит общество не оставаться равнодушными и встать на сторону пострадавшей. Завершающим актом становится разоблачение насильника Нины прямо на его свадьбе.

Не только в Голливуде говорят о принуждении и агрессивном сексуальном поведении с женщинами: в отечественном кинематографе тема насилия более чем актуальна. Фильм «Ничья» Лены Ланских рассказывает о 14-летней девочке, родившей ребенка после того, как ее изнасиловал сводный брат. «Один маленький ночной секрет» Натальи Мещаниновой — о пережитом опыте насилия со стороны отчима. Если «Ничья» показывает только последствия травмирующего события (общественное осуждение пострадавшей, старания девочки-подростка, которая воспитывает маленькую дочь), то самый важный кадр «Одного маленького ночного секрета» — сцена, в которой главная героиня Мира проваливается внутрь дивана — метафорическое обозначение самого момента насилия.

Кадр из сериала «Обоюдное согласие»

В сериале Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие» изнасилованная героиня Анна Федорова борется с теми же проблемами, что и женщины, столкнувшиеся с сексуализированным насилием в реальной жизни, — недоверием, просьбами забрать заявление, нежеланием правоохранительных органов заниматься расследованием. И все же с ростом женского присутствия в киноиндустрии героини фильмов постепенно перестают казаться пассивными жертвами. Теперь они сами управляют своей жизнью. А сцены насилия перестают быть частью развлечения зрителя.

 

Из кино в реальность

Сюжеты фильмов печально повторяют действительность. Сексуальные скандалы преследовали Голливуд с начала его основания и не затихают до сих пор. Например, в 1920-е годы изнасилование и убийство Вирджинии Рапп актером Роско Арбаклом стало одной из причин, почему киностудии задумались о создании свода нравственных правил для голливудских фильмов, известного как «Кодекс Хейса». Один из недавних скандалов — арест рэпера Diddy по обвинениям в сексуализированном насилии над несовершеннолетними и торговлей людьми. В России домашнее насилие все еще остается декриминализированным, поэтому фильмы, посвященные проблеме агрессии по отношению к женщинам, не утрачивают своей актуальности.

Но постепенно общество перестает игнорировать проблему. С 2017 года движение #MeToo борется против культуры замалчивания, а организация Time's Up до 2023 года поддерживала жертв сексуализированного насилия в Голливуде (сегодня продолжает работать Фонд правовой защиты Time's Up, оказывающий юридическую и финансовую помощь пострадавшим). В России, по данным на 2024 год, до 90% граждан выступают за принятие закона о домашнем насилии.

Все громче звучит критика эксплуатации насилия над женщинами и сексуализации их страданий в кино. С каждым годом зритель и киноиндустрия все чаще встают перед выбором: продолжать поддерживать sexploitation cinema или изменять курс в сторону освещения проблемы. И последние события — семь «Оскаров» у фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» или дискуссия об изображении страданий в «Блондинке» — дают надежду, что общество выбирает второй путь.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+