Сила природы, комедия про травму и триллер про семью: женщины на «Сандэнсе» — 2025

«Народные сказки»
Folktales
Режиссеры: Хайди Эвинг, Рэйчел Грэйди
Документалисты Хайди Эвинг и Рэйчел Грэйди, не раз бывавшие на «Сандэнсе», отправились в необычную норвежскую школу, куда старшеклассники приезжают, чтобы научиться жить на природе и, может быть, узнать что-то новое про себя и окружающих. Премьера картины стала одним из самых ярких событий фестиваля — режиссеры показали на большом экране историю, в которой было вдоволь драматургических поворотов на фоне строгой, но красивой природы Арктики.
Фильм следует за тремя героями, которые приезжают в народную школу — в Норвегии так называются учебные заведения, которые не выдают ученикам дипломов и аттестатов, но знакомят молодых людей с разными сферами жизни и помогают определиться с выбором профессии. В народной школе из фильма Эвинг и Грэйди детей среди прочего учат выживать в суровых условиях Арктики, ездить на собачьих упряжках и ухаживать за собаками. Связь с животным помогает подросткам понять свои недостатки и сильные стороны, а также пережить непростой период перехода от детства к взрослой жизни.
«Прости, детка»
Sorry, baby
Режиссер: Ева Виктор
В этом году на «Сандэнсе» было особенно заметно, что главной темой, интересующей режиссеров, стала травма в разных ее воплощениях — от личных трагедий до сложного прошлого целых народов.
Профессор литературы Агнес живет в небольшом университетском городке. Однажды к ней из Нью-Йорка приезжает подруга (Наоми Аки), и из дружеских разговоров и встреч с бывшими одногруппниками становится понятно, что жизнь Агнес не так легка и спокойна, как кажется на первый взгляд. Во время учебы в университете, где она теперь преподает, с девушкой произошло что-то очень плохое, и за своим остроумием и беззаботностью Агнес прячет последствия глубокой травмы.
Дебютантка Ева Виктор рассказывает историю абьюза, но к его изображению она подошла оригинально, чем влюбила в себя фестивальную публику. Вместо традиционной драмы, с помощью которой режиссеры обычно говорят о последствиях страшных событий, она выбирает тонкую комедию, полную деталей и нюансов. Виктор не только написала сценарий и выступила режиссером фильма, но и сыграла главную роль. По окончании фестиваля фильм купила одна из главных независимых американских компаний A24.
«Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула»
If I had Legs I’d Kick You
Режиссер: Мэри Бронштейн
Обычно режиссеры находят спасение от хаоса внешнего мира в семейных ценностях (этот ход можно встретить как в фильмах Disney, так и в экспериментальном кино). Однако в последнее время на больших экранах появляется все больше картин женщин-режиссеров, которые подвергают эти семейные ценности критике. Главный вопрос в этих фильмах — какой ценой достигается семейная идиллия? В своем полнометражном дебюте Мэри Бронштейн идет до конца и отвечает на этот вопрос с максимальной жесткостью.
Роуз Бирн играет психотерапевта Линду, которая единолично пытается решить все семейные проблемы. Она в одиночку ухаживает за тяжело больной дочерью, пока ее муж находится в вечной командировке и звонит жене только чтобы дать какое-нибудь задание или прочитать лекцию о том, что она все делает неправильно. Вдобавок ко всем бедам одна из пациенток Линды исчезает, в квартире обваливается потолок, а ее собственный психотерапевт (Конан О’Брайан) ведет себя как самый последний подлец. Жизнь Линды превращается в триллер с элементами фантастики и хоррора, и, кажется, что спасения ждать не от кого.
«Две женщины»
Two Women
Режиссер: Хлоя Ребоше
Опытный канадский режиссер Хлоя Ребоше, не раз приезжавшая со своими работами в Канны и Торонто, представила на «Сандэнсе» свою версию классической комедии Клода Фурнье 1970 года «Две женщины в золоте».
Виолетт и Флоранс живут по-соседству. Муж Виолетт постоянно пропадает в командировках, а муж Флоранс слишком устал от отношений, чтобы вести активную сексуальную жизнь. Виолетт начинает приглашать к себе домой мастеров: то кабельное телевидение настроить, то стены перекрасить — и восполняет свою сексуальную неудовлетворенность с ними. Флоранс следует ее примеру. Постепенно новые эмоции двух женщин начинают влиять на их отношения с мужьями, и не каждый в этой переделке выйдет сухим из воды.
В фильме 1970 года присутствовал криминальный сюжет, но Ребоше выбрала социальную сатиру, которая рассказывает о том, как две домохозяйки раскрывают собственную сексуальность.
«Тоже мне сосуществование!»
Coexistence, my ass!
Режиссер: Амбер Фарис
Израильский комик Ноам Шустер родилась в особенной деревне в Израиле, которая была основана идеалистами, считающими, что арабы и евреи могут мирно жить друг с другом. Окончив Гарвард, Ноам попыталась построить политическую карьеру, показывая на примере своей деревни, что мир между народами необходим как воздух, выступая в ООН и на демонстрациях в Израиле. Однако женщина разочаровалась в политике и решила рассказывать о собственном опыте и взглядах с позиции комика.
Документальный фильм Амбер Фарис не экспериментирует со стилем, придерживаясь тропов традиционной «портретной» документалки. Однако это простое изложение помогает не отвлекать внимание от главного — переплетения человеческих судеб и невероятно сложных отношений Палестины и Израиля, демонстрирующих, что мир невозможно разделить на черное и белое.
