Принудительная стерилизация и рекордные аборты: как живут женщины в Гренландии

С 1721 года Гренландия была колонией Дании, в 1953 году статус острова был пересмотрен: он стал частью Датского королевства, а в 1979-м — автономной территорией в его составе. Датский был объявлен официальным языком. При этом 90% жителей острова сегодня — представители коренного народа инуитов.
Контроль над рождаемостью и домашнее насилие
В середине XX веке в Гренландии начала расти рождаемость. Пик был зафиксирован в 1966 году, когда на острове родился 1781 ребенок. Власти Дании посчитали, что это приведет к высоким к затратам на развитие детской инфраструктуры — садов, школ, медицинских учреждений. Треть матерей была младше 20 лет, зачастую они воспитывали детей в одиночку.
Поэтому в 1960-е годы стартовала программы принудительного контроля над рождаемостью, в ходе которой датские врачи устанавливали женщинам инуитов без их согласия внутриматочные спирали (ВМС). Кампания проводилась до середины 1970-х. За это время женщинам имплантировали не меньше 4500 спиралей.
По данным Danmarks Radio, некоторым гренландкам на момент процедуры было меньше 14 лет. Спирали устанавливали подросткам во время медицинских осмотров, а также взрослым женщинам после родов или прерывания беременности. Часть пациенток даже не знали о том, что подверглись этой процедуре.
В законе установка спирали упоминалась как врачебная рекомендация, а не обязательная процедура. Но доказать факт принуждения трудно — женщины могли давать согласие под давлением.
В марте 2024 года 143 гренландки подали в суд на правительство Дании и потребовали компенсацию в размере $6,3 млн. Ранее, в октябре 2023-го, группа женщин подавала аналогичный иск, требуя компенсации в размере 300 000 датских крон для каждой пострадавшей. Тогда датские власти не удовлетворили требование, сославшись на продолжающееся расследование. Ожидается, что специальная комиссия представит свои выводы по делу не раньше мая 2025 года.
«Мы не хотим ждать результатов расследования. Мы становимся старше. Самые взрослые из нас, которым в 1960-х годах были установлены ВМС, родились в 1940-х и приближаются к 80 годам. Мы хотим действовать сейчас», — заявила национальной теле- и радиокомпании Гренландии KNR психолог Наджа Либерт, которая инициировала коллективный иск. Она отметила, что принудительная установка ВМС вызвала у пострадавших серьезные проблемы со здоровьем, в том числе ментальные расстройства.
Борьба с подростковыми абортами
Сегодня в Гренландии обратная ситуация: в 2021 году родился 761 ребенок — это самый низкий показатель рождаемости со времен Второй мировой войны. В том же году было зафиксировано 842 аборта. В стране один самых высоких показателей прерывания беременности в мире: на 1000 женщин, по данным на 2019 год, приходится 79,7 аборта.
Экономические проблемы, суровые условия жизни на ледяном острове — главные факторы, которые влияют на решение женщин не заводить детей, но, несмотря на то, что контрацептивы на острове бесплатны и доступны для всех, местные жители часто ими пренебрегают.
«Когда я в последний раз делала аборт, я рассказала о нем моим друзьям и родственникам. Обычно мы стараемся предохраняться, но иногда забываем», — говорит в интервью Би-би-си 19-летняя Пия. За два года она сделала пять абортов. «Я узнала об «утренней таблетке» (экстренный контрацептив, который женщина может принять после незащищенного полового акта, чтобы избежать беременности. — Forbes Woman), но не уверена, что многие слышали, что есть такая опция, — рассказывает девушка. — У многих моих подруг был аборт хотя бы один раз в жизни. Моя мама, например, делала аборт три раза до того, как родились я и мой брат. Мы никогда с мамой не обсуждали мое сексуальное здоровье. Что-то я узнала в школе, но основную информацию получила от друзей».
В Гренландии не принято половое просвещение, родители избегают неловких разговоров о сексе с детьми. Молодые люди начинают половую жизнь рано — в 14 или 15 лет. Чтобы сократить число подростковых абортов и рассказать школьникам об обязанностях молодых родителей, правительство разработало специальный проект под названием «Кукла». Парни и девушки получали настоящую куклу, похожую на живого ребенка, чтобы проверить, смогут ли они поменять младенцу подгузник или успокоить его.
Нежелательные беременности на острове могут быть следствием употребления алкоголя, обращала внимание гинеколог Стайн Броен: «Почти половина женщин, с которыми я общалась, были в курсе существующих средств контрацепции, но 85% не использовали их или использовали неправильно. Мужчина и женщина просто забывают о предохранении после того, как выпили». По данным за 2018–2019 годы, 35% людей в возрасте 15–34 лет минимум один раз за последний (на момент исследования) месяц употребляли алкоголь в больших количествах. Правительство Гренландии признает проблему алкоголизма на государственном уровне и в 2024 году занялось разработкой национального проекта, который будет призван решить ее.
Кроме того, в Гренландии остро стоит проблема домашнего насилия. Это может быть причиной высокого уровня суицидов: 83 случая на 100 000 человек в 2018 году (среднемировое значение в том же году — менее 10 случаев на 100 000 человек).
В 2014 году при поддержке фонда кронпринцессы (сегодня королева-консорт) Мари Датской Mary Fonden в Нууке — столице острова — был создан специальный кризисный центр для пострадавших от насилия. В 2022 году Гренландия решила присоединиться к Стамбульской конвенции — международному соглашению Совета Европы против насилия в отношении женщин и насилия в семье.
При всем этом коэффициент рождаемости, то есть среднее количество детей на одну женщину, в Гренландии в 2022 году составил 1,8 (в Дании — 1,5).
Независимость и самобытность
Остров богат природными ресурсами, в том числе нефтью и газом, однако с 2021 года правительство Гренландии не выдает новые лицензии на добычу этих ископаемых, чтобы не вредить окружающей среде.
85% жителей Гренландии выступают против вступления в состав США, показал опрос местных жителей. Для многих гренландцев важно сохранение своей самобытности, культурных традиций и ремесел, которые были вытеснены и забыты под влиянием метрополии.
Чтобы выжить в погодных условиях арктического региона, инуиты носили теплую одежду, изготовленную из шкур животных. Традиционно пошивом такой одежды на острове занимались женщины. Сейчас они стремятся вернуть память об этом через ремесла. Изготовление верхней одежды из бусин, сшитой по традиционным технологиям, может занимать до 64-х часов, женщины считают важным заниматься этим и передавать знания молодому поколению.
Однако наиболее острым для жительниц острова остается не вопрос геополитики, хотя они и проводят здесь параллель с политической независимостью: требование компенсаций за принудительной стерилизации — пример отстаивания права на «деколонизацию своего тела», считают современные гренландские активистки. Однако победа на суде может стать прежде всего важным шагом в утверждении простой концепции: тело человека не принадлежит государству — и гренландки готовы доказывать это даже спустя полвека.
