К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Хранительницы очага» и бунтарки: шесть фильмов про разную жизнь домохозяек

Кадр из фильма «Отчаянная домохозяйка»
Кадр из фильма «Отчаянная домохозяйка»
Кино давно разоблачило миф о домохозяйках как о счастливых хранительницах семейного очага. Безупречная чистота, накрытый стол, отглаженные рубашки и прочие атрибуты идеального быта — часто лишь ширма, за которой скрываются драма, бунт или даже преступление. Вспоминаем шесть фильмов, которые показывают, что жизнь домохозяек может быть очень разной
«Степфордские жены» (1975)

«Степфордские жены» (1975)

The Stepford Wives

Режиссер: Брайан Форбс

Фантастическому триллеру по роману американского писателя Айры Левина в этом году исполнилось 50 лет. Во время выхода картина вызвала жаркие споры и получила неоднозначную оценку критиков, но сегодня «Степфордские жены» стали классикой и оказали большое влияние на мировой кинематограф.

Джоанна Эберхарт (Кэтрин Росс) вместе с мужем (Питер Мастерсон) и детьми переезжает из шумного Манхэттена в тихий пригород Степфорд. Жизнь здесь течет по установленному порядку: женщины заботятся о доме и детях, а мужчины работают и посещают собрания «Общества мужчин». Постепенно Джоанна начинает замечать, что все местные жены выглядят слишком идеальными: они всегда ухожены, безупречно готовят и служат своим мужьям с рабской преданностью. Женщина начинает подозревать, что в Степфорде что-то не так, и правда оказывается пугающей. За фасадом идеального патриархального общества скрывается страшный заговор, из-за которого женщин превращают в безвольных роботов.

В 2004 году вышел ремейк Фрэнка Оза с Николь Кидман в главной роли, который сменил жанровый вектор на черную комедию, но сохранил критический взгляд на сексистские стандарты, предъявляемые женщинам. Кроме того, в 2022 году вышла драма «Не беспокойся, дорогая» Оливии Уайлд с Флоренс Пью, сюжет которой во многом перекликается со «Степфордскими женами».

«Большие глаза» (2014)

«Большие глаза» (2014)

Big Eyes

Режиссер: Тим Бёртон

В основе фильма Тима Бёртона лежит реальная история американской художницы Маргарет Кин, чьи картины с изображениями детей с огромными глазами стали невероятно популярны в конце 1950-х годов. Актриса Эми Адамс получила «Золотой глобус» за роль Маргарет в этом фильме. 

Долгое время картины Маргаретпродавал под своим именем ее муж Уолтер Кин (Кристоф Вальц). Работы с трогательными изображениями большеглазых детей оказались очень популярны, Уолтер стал участвовать в крупных выставках и хорошо зарабатывать на картинах, а Маргарет, находясь под его давлением, молчала. Лишь спустя много лет она решилась раскрыть правду и подала в суд, чтобы доказать свое авторство. Героиня осмеливается выйти из тени и пойти против мужа, который сумел подчинить себе всю ее жизнь.

«Тельма и Луиза» (1991)

«Тельма и Луиза» (1991)

Thelma & Louise

Режиссер: Ридли Скотт

Культовый роуд-муви Ридли Скотта рассказывает историю двух подруг — домохозяйки Тельмы (Джина Дэвис) и официантки Луизы (Сьюзан Сарандон), которые решают сбежать от рутины и отправиться в небольшое путешествие. Однако их безобидный отдых превращается в кошмар, когда Луиза убивает мужчину, пытавшегося изнасиловать Тельму. Вместо того, чтобы обратиться в полицию, подруги решают бежать, понимая, что правоохранители не будут на их стороне. Их поездка становится путешествием к свободе, во время которого они разбираются в собственных желаниях и бросают вызов обществу.

«Тельма и Луиза» остается одним из главных феминистских фильмов, который ломает стереотипы о женской дружбе, мечтах и чаяниях обычных женщин. Это не просто драйвовая история о бунте, но и фильм, критикующий общество,  которое считает интересы женщин чем-то второстепенным. Картина получила шесть номинаций на «Оскар», но взяла статуэтку только за лучший сценарий, над которым работала драматург Кэлли Кхури.

«Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080» (1975)

«Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080» (1975)

Jeanne Dielman, 23 quai du Commerce, 1080 Bruxelles

Режиссер: Шанталь Акерман

Артхаусный фильм бельгийской постановщицы Шанталь Акерман рассказывает о трех днях из жизни Жанны Дильман (Дельфин Сейриг) — вдовы и матери, ведущей размеренный образ жизни в Брюсселе. Она готовит, убирает, ходит по магазинам, ухаживает за сыном, а пока ребенок в школе, принимает клиентов в своей квартире как секс-работница. Кажется, что ее жизнь абсолютно упорядочена, но постепенно в ней появляются сбои, приводящие к неожиданному финалу.

В фильме показаны три дня из жизни героини, где каждое действие повторяется — эта монотонность создает гипнотический эффект, а малейшие отклонения от рутины приобретают огромный драматический вес. В 2022 году киножурнал Sight & Sound признал «Жанну Дильман» величайшим фильмом всех времен. Картина Шанталь Акерман потеснила даже «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса.

«Глотай» (2019)

«Глотай» (2019)

Swallow

Режиссер: Карло Мирабелла-Дэйвис

Психологический триллер рассказывает историю Хантер (Хейли Беннетт) — молодой домохозяйки, живущей в красивом доме с успешным мужем. Окружающим ее жизнь кажется идеальной, но Хантер чувствует себя запертой в золотой клетке, где все решения принимаются за нее. Внезапно у Хантер развивается странное расстройство — пикацизм, из-за которого она начинает глотать несъедобные предметы: шарики, гвозди, батарейки. Это становится ее тайным способом вернуть себе контроль над собственной жизнью.

Режиссер Карло Мирабель-Дэвис уделяет много внимания психологическому состоянию главной героини, которой постоянно приходится подавлять эмоции и скрывать травматичное прошлое. На контрасте с идеальной картинкой внутренний разлад и глубокий личностный кризис становятся еще очевиднее и страшнее. «Глотай» — метафора давления патриархальной среды, в которой женщина вынуждена сдерживать проявления своей индивидуальности для соответствия принятым стандартам.

«Отчаянная домохозяйка» (2010)

«Отчаянная домохозяйка» (2010)

Potiche

Режиссер: Франсуа Озон

Французская комедия Франсуа Озона переносит зрителя в 1970-е и рассказывает историю Сюзанны Пужоль (Катрин Денёв) — домохозяйки, всю жизнь посвятившей семье. Ее муж, властный и деспотичный владелец фабрики (Фабрис Лукини), внезапно оказывается в больнице после забастовки рабочих. Сюзанна, которую все считали просто наивной недалекой женщиной, неожиданно берет руководство бизнесом в свои руки и добивается успеха. Так домохозяйка бросает вызов системе и устаревшим представлениям о роли женщин в обществе.

Фильм снят по пьесе Пьера Барийе. Франсуа Озон, известный своим ироничным подходом к остросоциальным темам, превращает историю о женской эмансипации в блестящую сатиру. Картина получила номинацию на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и собрала восторженные отзывы за остроумный сценарий и игру Катрин Денёв.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+