«Хранительницы очага» и бунтарки: шесть фильмов про разную жизнь домохозяек

«Степфордские жены» (1975)
The Stepford Wives
Режиссер: Брайан Форбс
Фантастическому триллеру по роману американского писателя Айры Левина в этом году исполнилось 50 лет. Во время выхода картина вызвала жаркие споры и получила неоднозначную оценку критиков, но сегодня «Степфордские жены» стали классикой и оказали большое влияние на мировой кинематограф.
Джоанна Эберхарт (Кэтрин Росс) вместе с мужем (Питер Мастерсон) и детьми переезжает из шумного Манхэттена в тихий пригород Степфорд. Жизнь здесь течет по установленному порядку: женщины заботятся о доме и детях, а мужчины работают и посещают собрания «Общества мужчин». Постепенно Джоанна начинает замечать, что все местные жены выглядят слишком идеальными: они всегда ухожены, безупречно готовят и служат своим мужьям с рабской преданностью. Женщина начинает подозревать, что в Степфорде что-то не так, и правда оказывается пугающей. За фасадом идеального патриархального общества скрывается страшный заговор, из-за которого женщин превращают в безвольных роботов.
В 2004 году вышел ремейк Фрэнка Оза с Николь Кидман в главной роли, который сменил жанровый вектор на черную комедию, но сохранил критический взгляд на сексистские стандарты, предъявляемые женщинам. Кроме того, в 2022 году вышла драма «Не беспокойся, дорогая» Оливии Уайлд с Флоренс Пью, сюжет которой во многом перекликается со «Степфордскими женами».
«Большие глаза» (2014)
Big Eyes
Режиссер: Тим Бёртон
В основе фильма Тима Бёртона лежит реальная история американской художницы Маргарет Кин, чьи картины с изображениями детей с огромными глазами стали невероятно популярны в конце 1950-х годов. Актриса Эми Адамс получила «Золотой глобус» за роль Маргарет в этом фильме.
Долгое время картины Маргаретпродавал под своим именем ее муж Уолтер Кин (Кристоф Вальц). Работы с трогательными изображениями большеглазых детей оказались очень популярны, Уолтер стал участвовать в крупных выставках и хорошо зарабатывать на картинах, а Маргарет, находясь под его давлением, молчала. Лишь спустя много лет она решилась раскрыть правду и подала в суд, чтобы доказать свое авторство. Героиня осмеливается выйти из тени и пойти против мужа, который сумел подчинить себе всю ее жизнь.
«Тельма и Луиза» (1991)
Thelma & Louise
Режиссер: Ридли Скотт
Культовый роуд-муви Ридли Скотта рассказывает историю двух подруг — домохозяйки Тельмы (Джина Дэвис) и официантки Луизы (Сьюзан Сарандон), которые решают сбежать от рутины и отправиться в небольшое путешествие. Однако их безобидный отдых превращается в кошмар, когда Луиза убивает мужчину, пытавшегося изнасиловать Тельму. Вместо того, чтобы обратиться в полицию, подруги решают бежать, понимая, что правоохранители не будут на их стороне. Их поездка становится путешествием к свободе, во время которого они разбираются в собственных желаниях и бросают вызов обществу.
«Тельма и Луиза» остается одним из главных феминистских фильмов, который ломает стереотипы о женской дружбе, мечтах и чаяниях обычных женщин. Это не просто драйвовая история о бунте, но и фильм, критикующий общество, которое считает интересы женщин чем-то второстепенным. Картина получила шесть номинаций на «Оскар», но взяла статуэтку только за лучший сценарий, над которым работала драматург Кэлли Кхури.
«Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080» (1975)
Jeanne Dielman, 23 quai du Commerce, 1080 Bruxelles
Режиссер: Шанталь Акерман
Артхаусный фильм бельгийской постановщицы Шанталь Акерман рассказывает о трех днях из жизни Жанны Дильман (Дельфин Сейриг) — вдовы и матери, ведущей размеренный образ жизни в Брюсселе. Она готовит, убирает, ходит по магазинам, ухаживает за сыном, а пока ребенок в школе, принимает клиентов в своей квартире как секс-работница. Кажется, что ее жизнь абсолютно упорядочена, но постепенно в ней появляются сбои, приводящие к неожиданному финалу.
В фильме показаны три дня из жизни героини, где каждое действие повторяется — эта монотонность создает гипнотический эффект, а малейшие отклонения от рутины приобретают огромный драматический вес. В 2022 году киножурнал Sight & Sound признал «Жанну Дильман» величайшим фильмом всех времен. Картина Шанталь Акерман потеснила даже «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса.
«Глотай» (2019)
Swallow
Режиссер: Карло Мирабелла-Дэйвис
Психологический триллер рассказывает историю Хантер (Хейли Беннетт) — молодой домохозяйки, живущей в красивом доме с успешным мужем. Окружающим ее жизнь кажется идеальной, но Хантер чувствует себя запертой в золотой клетке, где все решения принимаются за нее. Внезапно у Хантер развивается странное расстройство — пикацизм, из-за которого она начинает глотать несъедобные предметы: шарики, гвозди, батарейки. Это становится ее тайным способом вернуть себе контроль над собственной жизнью.
Режиссер Карло Мирабель-Дэвис уделяет много внимания психологическому состоянию главной героини, которой постоянно приходится подавлять эмоции и скрывать травматичное прошлое. На контрасте с идеальной картинкой внутренний разлад и глубокий личностный кризис становятся еще очевиднее и страшнее. «Глотай» — метафора давления патриархальной среды, в которой женщина вынуждена сдерживать проявления своей индивидуальности для соответствия принятым стандартам.
«Отчаянная домохозяйка» (2010)
Potiche
Режиссер: Франсуа Озон
Французская комедия Франсуа Озона переносит зрителя в 1970-е и рассказывает историю Сюзанны Пужоль (Катрин Денёв) — домохозяйки, всю жизнь посвятившей семье. Ее муж, властный и деспотичный владелец фабрики (Фабрис Лукини), внезапно оказывается в больнице после забастовки рабочих. Сюзанна, которую все считали просто наивной недалекой женщиной, неожиданно берет руководство бизнесом в свои руки и добивается успеха. Так домохозяйка бросает вызов системе и устаревшим представлениям о роли женщин в обществе.
Фильм снят по пьесе Пьера Барийе. Франсуа Озон, известный своим ироничным подходом к остросоциальным темам, превращает историю о женской эмансипации в блестящую сатиру. Картина получила номинацию на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и собрала восторженные отзывы за остроумный сценарий и игру Катрин Денёв.