К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Научный подход к красоте: как Надя Пайо создала всемирно известный бренд косметики

Надя Пайо (Фото DR)
Надя Пайо (Фото DR)
Надя Пайо была дипломированным врачом и убежденной сторонницей осознанного вмешательства во внешность. Она создала косметический бренд, придумала гимнастику для лица, экспериментировала с аппаратными процедурами, а позже начала продавать бьюти-курсы — ее продукты и подходы к ведению бизнеса не устарели и спустя 100 лет. Forbes Woman рассказывает историю предпринимательницы, которая построила косметическую империю

Женщина-врач

Надя-Грегория Раша родилась в 1887 году в Одессе в семье обеспеченного торговца Григория Раши, где была четвертой из 11 детей. Мать Нади — утонченная женщина, проводившая много времени за игрой на фортепиано, — мечтала дать дочерям лучшее образование. А отец девочки не жалел средств, чтобы знакомить детей с наукой и искусством.

Надя занималась с гувернанткой музыкой, изучала этикет, французский и немецкий (к концу жизни она знала пять языков, включая английский и испанский), училась вести домашнее хозяйство. Ее готовили к замужеству и материнству, но девочке это было не интересно. В биографии Нади, которую позже издала основанная ею компания, рассказывается, как однажды она заявила родителям: «Как же мне нравится лечить всех. Я обязательно буду доктором. Если есть бог, то он поможет, — главное идти своей дорогой и не сворачивать с пути». 

1912 год. Надя и Эдмон Пайо перед кораблем на Буэнос-Айрес (Фото DR)

В 1907 году она переехала в Швейцарию и поступила на медицинский факультет Лозаннского университета, где изучала анатомию, химию и фармакологию. Однокурсники-мужчины выступали против того, чтобы с ними училась женщина: отправляли в ректорат гневные письма, писали доносы и выступали на студенческих советах против Нади. Несмотря на это, спустя шесть лет она получила диплом и стала одной из первых женщин-врачей своего поколения.  

 

В Швейцарии Надя познакомилась с молодым инженером Эдмоном Пайо, за которого вышла замуж. Вместе они отправились в Буэнос-Айрес, где мадам Пайо работала волонтером в местных больницах и приютах, помогала женщинам и детям, которые не могли оплатить услуги врача. Несмотря на сложные условия жизни, суровый климат и эпидемии малярии, спустя годы Надя-Грегория с теплотой вспоминала период, когда «ездила консультировать больных в пампасы верхом на лошади».

Главное — здоровье

В 1917 году чета Пайо переехала в Нью-Йорк, где на Пятой авеню уже открылись первые институты красоты — так называли специализированные салоны, которые предлагали различные косметические процедуры. В американском подходе ко внешности женщины доктор Пайо разглядела парадокс: состоятельным клиенткам обещали омоложение, но густой слой косметики лишь маскировал морщины. В Нью-Йорке Надя познакомилась с легендарной балериной Анной Павловой, которая в то время блистала на сцене, исполняя партию умирающего лебедя в хореографической постановке Михаила Фокина. Пайо поразило, что у артистки было молодое и подтянутое тело, но лицо выглядело болезненно, хотя балерине было всего 36 лет. Доктор в очередной раз убедилась, что декоративная косметика не может победить усталость, а лицо, как и тело, нуждается в физической нагрузке. Медицинское образование подсказывало Наде радикальное решение: косметология должна стать полноценной научной дисциплиной. 

 

После встречи с Павловой Надя Пайо разработала систему ухода за кожей. В ее основе лежал «моделяж» — техника лимфодренажного массажа, которая учитывала анатомию мимических мышц. После процедуры на лицо наносили лечебную косметику. Это стало отправной точкой для разработки целого комплекса упражнений и гимнастики для лица — аналога современного фейс-фитнеса.

Надя Пайо участвовала в учебных демонстрациях (Фото DR)

Задолго до появления термина «кортизол» и научных исследований о влиянии стресса на организм, Пайо уже связывала тусклый цвет лица с нервным истощением, преждевременное старение — с хронической усталостью, а пищевые расстройства — с постоянной спешкой. В 1933 году Надя опубликовала книги «Быть красивой» и «Книга красоты», где объясняла, как важно осознанно принимать пищу и ежедневно заниматься гимнастикой, и делилась знаниями об уходе за кожей. 

«Мы допустили бы серьезную ошибку, если бы предлагали советы по поддержанию красоты, не учитывая общего состояния здоровья. В точности как если бы мы думали том, как декорировать фасад дома — какие выбрать цветы, флажки и гирлянды для украшения балкона, — и не задумались бы о прочности стен», — писала Пайо в книге «Быть красивой». Дорогие сыворотки и эликсиры она называла «удобрениями для истощенной почвы», а массажи и спа-процедуры — «поливом засохших растений». 

 

Империя красоты в Париже

В 1920 году Надя Пайо переехала в Париж, где открыла собственную косметологическую практику. Тогда же появились первые средства ее косметического бренда, которые до сих пор можно купить в магазинах. Для первых составов мадам Пайо собственноручно выбирала ингредиенты, а смешивала их на обычной кухне в доме на улице Сан-Фердинан, недалеко от района Терн.

В 1925 году она открыла Salon Payot на улице Ришпанс (сейчас Шевалье де Сен-Жоржа). Там доктор Пайо проводила сеансы массажа и других процедур. К тому времени в ее арсенале были популярные и сегодня ионофорез (сочетание действия слабого электрического тока и лечебных мазей), микротоки (воздействие слабым током на микроциркуляцию), обертывания. 

Институт красоты Institut Payot на улице Кастильон (Фото DR)

Такого успеха улица Ришпанс еще не видела: салон Нади Пайо превратился в место паломничества женщин со всей Европы. Очереди из «пациенток», как называла их сама доктор, растягивались на квартал — аристократки в норковых манто терпеливо ждали приема рядом с кинозвездами и женами промышленных магнатов. Клиентками Пайо были американо-испанская танцовщица Рита Хейуорт, известные шведские актрисы Ингрид Бергман и Грета Гарбо. Новые салоны Payot открывались по всей Европе — в Монте-Карло и Биаррице. 

К 1937 году салон на Ришпанс физически не мог вместить всех желающих. Тогда Пайо открыла свой Institut Payot в бывших апартаментах графини де Кастильон, любовницы Наполеона III, — трехэтажном особняке с позолоченной лепниной и мраморными каминами. Бизнес процветал: Надя украшала залы живыми орхидеями и заказывала оформление рекламных плакатов у художника Рене Грюйо, который работал с Christian Dior, Balenciaga и Yves Saint Laurent.

Новый виток 

Когда началась Вторая мировая война, Надя переживала личную трагедию: ее муж Эдмон Пайо ушел к другой женщине. Семейная драма стала катализатором дальнейшего развития бренда Payot. Чтобы пережить развод, Надя-Грегория начала изучать антропософию — философское учение Рудольфа Штайнера о гармонии духа и природы. А затем превратила его в очередной продукт: отныне ее бренд продавал не только крема и услуги массажа, но и идею баланса тела и духа. «Я долго занималась своим телом, пока не настал день, когда я поняла, что должна заняться своей душой, — говорила доктор Пайо. — Все взаимосвязано в физической жизни — разрушение одной части организма неизбежно влечет за собой разрушение остальных».

 

После войны она запустила еще одно направление бизнеса — школу косметологов. Курс длился год, также были пятимесячные «ускоренные курсы» для специалисток с медицинским образованием. Сама Надя преподавала анатомию, физиологию и эстетическую дерматологию.

Надя Пайо (Фото DR)

В конце 1950-х годов Надя Пайо продала свою компанию американцу Джозефу Александеру, управляющему маркой Revlon во Франции. Несколько лет она продолжала участвовать в жизни компании: проводила выпускные экзамены для будущих косметологов и выступала в качестве модели для демонстрации своих процедур. 

25 декабря 1966 года Надя-Грегория Пайо умерла в возрасте 80 лет в больнице города Монж, расположенного недалеко от ее швейцарского дома. После ее смерти бренд Payot несколько раз менял владельцев, однако название его осталось неизменным. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+