Гламур с характером: как Донателла Версаче вывела семейный бренд на новый уровень

«Я была его куклой и одновременно лучшим другом, — вспоминала Донателла Версаче о своих отношениях с братом Джанни, основателем модной империи Versace. — Он одевал меня в крутую одежду, водил на дискотеки и в клубы с 11 лет. Мне это нравилось. Это было лучшее время в моей жизни».
У Донателлы было два старших брата и сестра, но именно с Джанни ее связывали особенно близкие отношения. Их мать была швеей — неудивительно, что свое первое платье тот спроектировал еще в 10 лет. Донателла после школы уехала во Флоренцию изучать литературу и иностранные языки, однако тяга к миру моды оказалась сильнее. Еще во время учебы она стала на выходных ездить в Милан, где вместе с братом Санто помогала Джанни работать над модным домом Versace.
Его Джанни Версаче запустил в 1978 году, тогда же открыл первый бутик на улице Via della Spiga в квартале, где сегодня расположены магазины главных модных домов мира. Донателла с первых дней активно участвовала в жизни компании: была ближайшим советником и музой, помогала в построении бренда, участвовала в разработке рекламных кампаний и подготовке модных показов.
Бренд прославился своим смелым, эффектным и сексуальным стилем, став символом роскоши и провокационной моды. Эмблема с головой мифической горгоны Медузы отлично отражала его философию: согласно легенде, каждый, кто видел это мифическое существо, каменел — ожидалось, что коллекции Versace будут производить столь же ошеломительный эффект. Бренд быстро завоевал популярность и признание самых знаменитых клиентов. Среди них были принцесса Диана, Мадонна, Элтон Джон, Тина Тернер, Элизабет Херли и многие другие.
В 1989 году была создана экспериментальная молодежная линия бренда, получившая название Versus. Ее дизайном и развитием на протяжении многих лет также занималась Донателла — в 1994 году она официально стала ее креативным директором. А в середине 1990-х, когда Джанни боролся с онкологическим заболеванием, она была вынуждена взять на себя управление бизнесом. В интервью New York Magazine она признавалась, что в этот период дела бренда уже во многом зависели от нее: «Последние два года жизни Джанни я приходила к нему в квартиру, показывала, что сделала, а он одобрял. Но фактически управляла компанией я, потому что он уже почти не участвовал в делах. Все было на мне».
Поворотный момент
В 1997 году мировую общественность потрясла новость о трагической смерти Джанни Версаче. Модельер был убит прямо у входа в собственный особняк в Майами. Это происшествие не только стало личной утратой для его сестры, но и породило шквал слухов и спекуляций в прессе.
Поскольку причины убийства так и не были установлены, некоторые таблоиды начали обвинять в произошедшем само семейство Версаче, намекая на возможное участие родственников в организации покушения. Такие заявления ухудшили и без того тяжелое эмоциональное состояние Донателлы. Позднее она говорила, что после гибели брата «провела годы в состоянии шока» и еще долго не была уверена, сможет ли продолжить его дело. По ее признанию, именно тогда она начала активно употреблять наркотики и впоследствии 18 лет боролась с зависимостью.
Джанни оставил после себя не только огромный бизнес стоимостью $807 млн и 130 бутиков по всему миру, но и большие ожидания. Многие сомневались в способности Донателлы сохранить и развить наследие знаменитого брата. «В тот момент на меня был устремлен взор всего мира, и 99% людей думали, что я не справлюсь. Возможно, я и сама думала так же», — признавалась она.
Санто Версаче стал генеральным директором компании, а Донателла — креативным директором. В этом качестве она выпустила свою дебютную коллекцию уже в октябре 1997 года — всего через три месяца после смерти Джанни. Ее пришли поддержать главные иконы модной индустрии, от Миуччи Прады и Анджелы Миссони до Карла Лагерфельда, Анны Винтур и Джорджио Армани. Позднее издание The New York Times отмечало: «Победа этой коллекции заключалась в том, что, находясь в состоянии траура, под таким большим давлением и с такой болью внутри, госпожа Версаче смогла вообще что-то создать. Она выжила в этих обстоятельствах. И бренд — тоже».
Новые высоты
Донателла смогла не только сохранить наследие брата, но и вывести бренд на новый уровень. «Она не просто продолжила дело брата — она привнесла в Versace свою уникальную энергию и видение, сделав бренд еще более современным и влиятельным», — говорила главный редактор американского Vogue Анна Винтур.
Еще в 1990-х Джанни и Донателла Версаче одними из первых осознали ценность сотрудничества со знаменитостями. Звезды первой величины не только посещали показы, но и выходили на подиум, снимались рекламных кампаниях. В эпоху Донателлы лицами бренда были Кортни Лав, Деми Мур, Мадонна, Леди Гага, Бейонсе. Некоторые образы знаменитостей вошли в историю — например, знаменитое платье с тропическим принтом, в котором Дженнифер Лопес посетила 42-ю церемонию «Грэмми» в 2000 году. За считанные дни откровенный наряд стал настолько популярным запросом в Google, что это вдохновило корпорацию на создание Google Images — функции поиска изображений.
Со временем дизайнер начала все более активно интересоваться социальными темами, в том числе положением женщин. Например, в 2005 году бренд выпустил знаменитую кампанию с Мадонной в роли успешной бизнес-леди — редкий для того времени образ в модной рекламе. «Как любая женщина, я сталкиваюсь с предположениями других людей о том, кем я могу быть. К сожалению, женщинам все еще нужно проявлять себя больше, чем мужчинам, и мы все еще должны бороться за то, чтобы наши голоса были услышаны. Но для женщин наступает более благоприятное время. Мы можем быть теми, кем хотим. Я — креативный директор, предпринимательница, мать, сторонница перемен и подруга», — говорила Версаче.
Важной частью ее работы стала поддержка молодых дизайнеров. В 2008 году Донателла перезапустила линию Versus, работа над которой была приостановлена в 2005-м. Теперь для работы над коллекциями модельер старалась привлекать новых звезд индустрии — Кристофера Кейна (основатель собственного бренда), Джонатана Андерсона (сегодня креативный директор Dior Homme) и Энтони Ваккарелло (сегодня креативный директор Saint Laurent).
Донателла не только сохранила модный дом, но и расширила его, добавив сегменты аксессуаров и предметов домашнего обихода. Отдельным направлением развития бизнеса стали отели Palazzo Versace: первый открыл свои двери в городе Голд-Кост в Австралии в 2000-м, второй — в Дубае в 2016-м. В апреле 2024 года Palazzo Versace появился и в Азии — в Макао. Донателла лично работала над дизайном интерьеров каждого из них.
Донателла Версаче также активно занимается благотворительностью. На протяжении многих лет она поддерживает Фонд исследований СПИДа (amfAR) и Фонд борьбы со СПИДом Элтона Джона (признан в России нежелательной организацией) с момента его основания в 1992 году.
В марте 2025 года в истории модного дома наступила новая эра: Донателла Версаче объявила об уходе с поста креативного директора Versace. Преемником Донателлы стал итальянский дизайнер Дарио Витале, бывший директор по дизайну и имиджу Miu Miu. Спустя месяц стало известно, что Prada Group заключила сделку по покупке Versace у группы Capri Holdings за $1,375 млрд. В 1997 году, когда бренд был еще под крылом Джанни, его оценивали в $807 млн.
Донателла Версаче осталась амбассадором бренда — и ее наследие наверняка станет прочным фундаментом для будущих коллекций. Его значение трудно переоценить — недаром в 2024 году модельер была удостоена ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» за вклад в развитие моды и культуры. При этом, уже будучи модной иконой, она признавалась, что по-прежнему ужасно волнуется перед каждым показом и каждым публичным выступлением. И стремилась помочь женщинам, которые, как и она, испытывают неуверенность в себе: «Думаю, [все мои коллекции] об этом: сделать женщину более уверенной. Дать ей больше силы для самовыражения. С помощью одежды это можно сделать».