«Гадкая сестра»: боди-хоррор о сестре Золушки, которая жертвует всем ради красоты

Мать Эльвиры (Леа Мюрен) и Альмы (Фло Фагерли), вдова по имени Ребекка (Ане Даль Торп) выходит замуж за одинокого и, как она думает, богатого землевладельца Отто, у которого от предыдущего брака осталась дочь Агнес (Теа Софи Лох Несс). Кажется, что сводные сестры могли бы подружиться, однако внезапная смерть Отто вносит в их отношения разлад. Выясняется, что на семье огромные долги, и чтобы обеспечить своим дочерям будущее, Ребекка собирается превратить старшую дочь в идеальную невесту для наследника королевского престола. Конкуренцию Эльвире составляет красавица Агнес.
Боди-хоррор «Гадкая сестра» (The Ugly Stepsister) — свежий взгляд на «Золушку» братьев Гримм (не путать с версией Шарля Перро). В его фокусе — мучительная бьюти-трансформация девушки, которая, согласно сказочному первоисточнику, отрубила себе часть ступни, чтобы только влезть в хрустальную туфельку и стать невестой принца. В своем полнометражном режиссерском дебюте норвежская постановщица Эмили Блихфельдт видит сводную сестру Золушки жертвой чужих амбиций и токсичных представлений об идеальной внешности.
Неуклюжая и застенчивая Эльвира не понимает, почему ее вечно критикуют и выставляют на посмешище. Подобно главной героине другого боди-хоррора, фильма Корали Фаржа «Субстанция», юная Эльвира не испытывает отвращения к собственной внешности до тех пор, пока окружающие не убеждают ее в том, что она не вписывается в общепринятые стандарты красоты. Зависимость от материнского одобрения и дисморфофобия, приобретенная в учебном заведении, где девушек готовят к встрече с принцем на балу, подталкивают героиню к самоистязаниям ради превращения из гадкого утенка в прекрасного лебедя.
Блихфельдт радикально переосмысляет характерный для романтических комедий 2000-х троп «из дурнушки в красотку». Только вместо безобидного преображения в салоне красоты и подвигов на беговой дорожке Эльвира идет на крайние меры. Героине корректируют форму носа (в условиях медицины XIX века), наживую пришивают пышные ресницы к векам, а сбросить «лишний» вес в короткие сроки помогает подселенный солитер. За метаморфозы Эльвиры, причиняющие ей боль и вызывающие тяжелые последствия, отвечает хирург по имени Эстетика, у кабинета которого висит плакат с лозунгом: «Красота — это боль».
Физические мучения главной героини показаны крупным планом и в мельчайших подробностях, заставляя вспомнить режиссерский почерк короля боди-хоррора Дэвида Кроненберга («Муха», «Выводок»), чьими работами, очевидно, вдохновлялась Эмили Блихфельдт. Впрочем, эстетика отвратительного в «Гадкой сестре» не шокирует, а, скорее, побуждает сопереживать истязающей себя Эльвире. Она лысеет, хиреет на глазах и истекает кровью, но продолжает улыбаться и ждать своего принца, который отнюдь не идеален. Эстетика хоррора складывается из романтики в духе картин Софии Копполы и атмосферы страшных сказок. Юные героини в платьях с кружевами и оборками то танцуют на балу и объедаются пирожными, то отрубают себе части тела. Ванильные сновидения Эльвиры о свиданиях с принцем перемежаются сценами самоистязания, снятыми в холодных, безжизненных тонах.
Блихфельдт прежде всего стремилась показать, насколько разрушительными могут быть попытки потакать мужскому чувству прекрасного. Страх героини быть отвергнутой принцем превращается в готовность калечить свое тело ради удачного брака. «Эльвира — жертва других людей, которые говорили ей: «Ты выглядишь неправильно», «Сделай это, сделай то» или сами делали это с ней», — объясняет постановщица замысел своего боди-хоррора. — Но когда она глотает яйцо ленточного червя, — это первое решение, принятое ей самостоятельно. Для меня это воплощение того, как она усваивает объективацию и интегрирует ее в собственную систему убеждений и идентичность».
Пока Эльвира терпит унижения и боль из-за «неидеальной» внешности, ангелоподобная блондинка Агнес купается в лучах всеобщего восхищения и обожания, но дома вынуждена играть роль прислуги и даже не может похоронить отца — мачеха не дает на это денег. Хотя ей в этой истории отведена второстепенная роль, режиссер делает эту героиню сложной и трагической. Замуж за принца Агнес собирается только для того, чтобы освободиться от домашнего рабства, и этот брак разлучит ее с тем, кого она на самом деле любит. Между Агнес и Эльвирой царит не только соперничество, но и скрытое взаимопонимание: обе они — заложницы мира, в котором ценность женщины определяется ее востребованностью на брачном рынке.
В отличие от большинства киноадаптаций «Золушки» (от диснеевского мультфильма 1949 года до его игрового ремейка 2015-го), «Гадкая сестра» покоряет своей актуальностью: пластические операции переживают новый виток популярности благодаря поколению 20-летних, для которых это еще и вирусный контент для соцсетей. Тех же, кого этот тренд не затронул, кино Эмили Блихфельдт удивит неожиданно провокационным прочтением сказки, сюжет которой все знают наизусть.