К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От агента Скалли до сотрудниц NASA: восемь фильмов и сериалов про женщин в STEM

Кадр из фильма «Секретные материалы»
Кадр из фильма «Секретные материалы»
Женщины составляют всего треть STEM-специалистов в мире. Они десятилетиями преодолевают социальные барьеры в естественных науках, технологиях, инженерии и математике, добиваясь признания. Кино и сериалы не только фиксируют эти истории, но и формируют новые ролевые модели. Forbes Woman выбрал 10 вдохновляющих проектов, героини которых показывают, что женщина может быть успешной ученой
«Секретные материалы» (1993–2018)

«Секретные материалы» (1993–2018)

The X Files

Культовый научно-фантастический сериал останется в истории не только как качественный кинопродукт, но и как проект, повлекший за собой реальные изменения в обществе. Благодаря героине Джиллиан Андерсон и огромной популярности шоу появилось такое явление, как «эффект Скалли». Согласно исследованию Geena Davis Institute за 2018 год, 63% женщин, работающих в сфере STEM, заявили, что главная героиня «Секретных материалов» была для них примером для подражания и помогла поверить, что они смогут добиться успеха в сфере, которую принято считать мужской.

Дана Скалли — агент ФБР и доктор медицины, расследующая вместе с коллегой Фоксом Малдером (Дэвид Духовны) загадочные и необъяснимые дела, связанные с паранормальными явлениями, пришельцами и правительственными заговорами. Персонаж Андерсон занимает особое место в сериале и в последних сезонах становится центральной фигурой. Аналитический склад ума, медицинские знания, здравый скептицизм и талант находить рациональные объяснения самым странным вещам сделали образ ученой и агента Скалли любимым для тысяч зрителей.

«Скрытые фигуры» (2016)

«Скрытые фигуры» (2016)

Hidden Figures

Режиссер: Тед Мелфи

Один из самых громких фильмов современного кино, в котором открыто обсуждаются вопросы дискриминации, долгое время мешавшие многим людям работать в сфере науки и технологий. Номинированная на «Оскар» драма рассказывает о трех афроамериканских женщинах-математиках, работавших в NASA в 1960-х годах. Кэтрин Джонсон, Дороти Вон и Мэри Джексон преодолевают расовые и гендерные барьеры, чтобы внести ключевой вклад в американскую космическую программу.

Кэтрин Джонсон (Тараджи П. Хенсон) становится первой чернокожей женщиной в элитной команде, работающей над отправкой американских астронавтов в космос. Мэри Джексон (Жанель Моне) работает в инженерном отделе, где сразу замечает конструктивные недостатки теплозащиты космической капсулы, но ее не воспринимают всерьез из-за отсутствия инженерного образования. Тогда, чтобы официально занять должность, женщина начинает бороться за право учиться на инженера и через суд добивается зачисления на курсы в сегрегированной школе. Тем временем Дороти Вон (Октавия Спенсер) осваивает программирование и становится руководителем отдела в NASA, став первой афроамериканкой на должности такого уровня. Пока страна увлечена космической гонкой, рядовым сотрудницам подчас приходится добиваться уважения и прав в самых элементарных вещах. Но сила знаний, настойчивость и вера в себя помогают им идти через тернии к (даже не метафорически) звездам.

«Гравитация» (2013)

«Гравитация» (2013)

Gravity

Режиссер: Альфонсо Куарон

Амбициозная научно-фантастическая картина Альфонсо Куарона выполнена в лучших традициях жанра: точная даже в мелочах и при этом крайне трогательная и увлекательная. Это история о докторе Райан Стоун (Сандра Буллок) — талантливом инженере, отправившейся в космос для установки собственного изобретения на телескоп Хаббл.

После катастрофы и гибели напарника Стоун остается одна в открытом космосе, где ей предстоит преодолеть не только физические испытания, но и собственные страхи и травмы. Сюжет строится вокруг борьбы за выживание, принятия утраты и поиска смысла жизни даже в самом безнадежном положении. Картина получила семь премий «Оскар», в том числе за лучшую режиссуру, а Сандра Буллок была номинирована за лучшую женскую роль.

«Игра в имитацию» (2014)

«Игра в имитацию» (2014)

The Imitation Game

Режиссер: Мортен Тильдум

О поиске ключа к немецкой шифровальной машине «Энигма» снято немало проектов, но вышедшая в 2014 году «Игра в имитацию» про ученого Алана Тьюринга и команду дешифровщиков, сумевших взломать секретный код, стала наиболее популярной. Единственной женщиной в команде Алана Тьюринга (Бенедикт Камбербэтч) становится криптограф Джоан Кларк (Кира Найтли), которая сталкивается с дискриминацией и даже вынуждена притворяться секретаршей.

О работе в Блетчли Парке — главном британском шифровальном подразделении времен Второй мировой — также подробно рассказывает фильм «Энигма» 2001 года. В картине особое внимание уделено роли женщин в работе над дешифровкой сообщений: каждая героиня не просто помощница ученого-мужчины, а самостоятельная исследовательница, способная достигать результатов упорным трудом.

«Контакт» (1997)

«Контакт» (1997)

Contact

Режиссер: Роберт Земекис

В центре сюжета фильма Роберта Земекиса — доктор Элли Эрроуэй в исполнении Джоди Фостер. Она работает в проекте по поиску внеземных цивилизаций SETI и постоянно сталкивается с недоверием и скептицизмом со стороны коллег. Стать ученой ее вдохновил отец, которого давно не стало: вместе они слушали радио, пытаясь выявить посторонние сигналы. В итоге мечта услышать сигналы из космоса превратилась для девушки в профессию.

Когда Элли действительно удается получить сообщение от инопланетян, ей нужно отстоять свое открытие перед мировым научным сообществом и вовлеченными в исследования чиновниками. Элли — сильная, независимая и страстная первооткрывательница, готовая идти до конца ради поиска истины, но положительные качества еще не гарантируют легкий путь в сфере, представители которой скептически настроены и к объекту исследования, и к самой ученой. Картина основана на романе американского астронома и астрофизика Карла Сагана и может впечатлить не только драматичным сюжетом, но и глубоким философским подтекстом.

«Заражение» (2011)

«Заражение» (2011)

Contagion

Режиссер: Стивен Содерберг

Реалистичный триллер о глобальной пандемии, в котором одну из ключевых ролей играет доктор Эрин Мирс (Кейт Уинслет) — эпидемиолог из Центра по контролю и профилактике заболеваний. Мирс отправляется в эпицентр вспышки смертельного вируса неизвестного происхождения, чтобы установить причины и масштабы заболевания. В условиях глобальной эпидемии, когда вирус передается моментально, а лекарств от него еще не существует, героине и ее коллегам приходится идти на риск и даже жертвовать собой ради спасения других. Фильм подробно показывает работу ученых и медиков в условиях чрезвычайной ситуации. Персонаж Мирс — пример того, как женщины-ученые могут принимать сложные решения и брать на себя ответственность в критические моменты.

«Ради всего человечества» (2019–...)

«Ради всего человечества» (2019–...)

For All Mankind

Масштабный научно-фантастический сериал Apple TV+ предлагает альтернативную версию истории космической гонки: в этой вселенной СССР первым высаживает человека на Луну, что становится мощным катализатором для продолжения соперничества сверхдержав и радикально меняет ход мировой истории. Сюжет охватывает несколько десятилетий, показывая, как изменился бы мир, если бы космические программы не замедлились, а, наоборот, получили бы новый импульс. Например, уже в первом сезоне NASA начинает активно привлекать женщин и афроамериканцев к подготовке и участию в космических миссиях — шаг, который в реальности был отложен на десятилетия.

Молли Кобб (Соня Уолгер) становится первой американкой на Луне, командует миссиями и жертвует здоровьем ради спасения коллег, а Даниэль Пул (Крис Маршалл) — первой чернокожей астронавткой и командиром миссии на Марс. Эллен Уэверли (Джоди Бальфур) проходит путь от астронавта до политического лидера, сталкиваясь с дискриминацией и необходимостью скрывать свою личную жизнь из-за общественных предрассудков. При этом у Молли Кобб есть реальный прототип — Джерри Кобб, участница проекта Mercury 13, в рамках которого в начале 1960-х женщины-астронавты прошли все те же испытания, что и мужчины, чтобы доказать свое право на полет в космос, но получили отказ от NASA.

«Интерстеллар» (2014)

«Интерстеллар» (2014)

Interstellar

Режиссер: Кристофер Нолан

В «Интерстелларе» важную роль играют две женские героини — физик Мёрф Купер и биолог Амелия Бренд. Амелия (Энн Хэтэуэй) — член экипажа, отправляющегося к другим планетам, чтобы найти новое пристанище для людей. Мёрф (Джессика Честейн) — дочь главного героя Джозефа Купера (Мэттью Макконахи), одаренная ученая. Она спасает человечество, решив «уравнение гравитационного движения», что дает возможность эвакуировать людей с умирающей Земли на космические станции. Ее упорство, ум и преданность науке позволяют найти решение глобальной проблемы. Обе героини сталкиваются с трудными моральными и профессиональными выборами, демонстрируя силу характера и приверженность науке. «Интерстеллар» — не только зрелищная фантастика, но и философская притча о людях, для которых общественный и профессиональный долг оказывается выше личных интересов.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+