К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Главная по костюмам: как Эдит Хэд одевала Голливуд и получила восемь «Оскаров»

Эдит Хэд (Фото Oscar Academy)
Эдит Хэд (Фото Oscar Academy)
Эдит Хэд — самая титулованная женщина за всю историю премии «Оскар»: восемь наград и 35 номинаций. Но она не снималась в фильмах — она одевала персонажей. Хэд создала образ типичной «хичкоковской блондинки», спорила из-за авторства нарядов с Юбером де Живанши и была законодательницей мод в Голливуде. Это притом что свою карьеру она начала с обмана, который быстро раскрылся. Forbes Woman рассказывает ее историю

«Я сидела перед чистым листом бумаги довольно долго, и в конце концов Говард спросил, в чем дело.

— Я не умею рисовать.

— А как же те замечательные работы из портфолио?

 

— Одолжила».

Такой диалог произошел между Эдит Хэд и ее начальником, голливудским художником по костюмам Говардом Гриром, в ее первый рабочий день на студии Paramount в 1924 году. Чтобы занять эту вакансию, она одолжила эскизы у однокурсников по Школе искусств и представила их как свои. Хотя обман раскрылся, начальник увидел в ней талант и решил, что она достойна остаться на этом месте. 

 

Начинающая учительница 

Эдит Познер родилась в 1897 году в калифорнийском городке Сан-Бернардино в семье еврейских эмигрантов из Европы, которые развелись после переезда в США. Перемены в жизни маленькой Эдит были постоянными: отчим работал горным инженером, поэтому семья часто переезжала. Окружающая обстановка не располагала к занятиям модой: «У меня не было того, что можно назвать художественным или культурным образованием. Мы жили в пустыне, и у нас были ослики, кролики и все в таком духе», — вспоминала будущий художник по костюмам.

Эдит Хэд (Фото Hulton Archive·Getty Images)

В 1919-м она получила бакалаврскую степень в Калифорнийском университете в Беркли, через год уже была магистром Стэнфордского университета со специализацией на романских языках. Получив образование в престижных учебных заведениях, в 1922 году Эдит начала работать учительницей французского, еще через год стала преподавать испанский в Голливудской школе для девочек. Зарплата учительницы была не очень большой, и Эдит попросилась преподавать еще и искусство, чтобы увеличить свою ставку, хотя на тот момент она не очень хорошо разбиралась в этой области. Чтобы получить необходимые знания, девушка стала посещать вечерние курсы. Благодаря занятиям Эдит познакомилась со своим будущим мужем — братом приятельницы по курсам. В 1923-м она вышла за него замуж и взяла его фамилию — Хэд, под которой позже и прославилась.

В Голливудской школе молодая учительница познакомилась с дочерями режиссера Сесила Демилля, у которых была репетитором летом. Благодаря этому знакомству она смогла бывать на студии Paramount. «Все люди в школе были так или иначе связаны с киноиндустрией… мы бежали на Paramount, чтобы понаблюдать за [съемочным] процессом», — приводит слова Хэд автор ее биографии Дэвид Кьеричетти. 

 

Судьбоносный обман

Магия кино заворожила Хэд, и она решила резко изменить свою жизнь. Летом 1924 года она откликнулась на вакансию художника по костюмам. На тот момент Хэд еще не была сильна в рисовании, поэтому в портфолио, которое она предоставила вместе с резюме, девушка вложила работы, одолженные у однокурсников по школе искусств.

Эдит Хэд наняли на работу, но обман раскрылся на следующий день. Начальник, главный дизайнер Paramount Говард Грир, оказался добр к ней и даже сам учил делать первые эскизы. Поначалу Хэд доверяли рисовать только несложные костюмы для вестернов и второстепенных персонажей, чаще всего бабушек или теть главной героини. 

В 1936-м Хэд создала свою первую заметную работу для фильма «Принцесса джунглей». Она использовала саронг — традиционную одежду, характерную для Юго-Восточной Азии. Обычно это отрез ткани, который просто обертывается вокруг тела, формируя юбку. Так художница по костюмам ввела на некоторое время в Голливуде моду на подобные наряды.

Спустя два года, в 1938-м, Хэд стала главным дизайнером костюмов студии Paramount и первой женщиной на такой должности. В том же году она разошлась с мужем, но оставила его фамилию, потому что именно под ней успела зарекомендовать себя.

Следующей заметной работой Хэд стало платье для фильма 1944 года «Леди в ночи». Норковая юбка с изнаночной стороной, расшитой пайетками, в комплекте с такими же болеро и муфтой стала одним из самых дорогих нарядов за всю историю Голливуда на тот момент. Стоимость костюма составила $35 000. 

 
Платье для фильма 1944 года «Леди в ночи» (Фото DR)

C 1945-го дизайнер давала советы по стилю американкам в шоу House Party. Сначала передача выходила на радио, а затем перекочевала на телевидение. Зрители, увидев, как выглядит именитая стилистка, были несколько разочарованы достаточно простым выбором ее одежды. Образ строгой учительницы резко контрастировал с типичными представлениями обывателей о моде.

Эдит Хэд (слева) с режиссером Альфредом Хичкоком (Фото Oscar Academy)

Эдит Хэд выбрала стратегию не затмевать своим стилем голливудских див. Со времен работы школьной учительницей ее любимой одеждой были строгие костюмы и неизменные прямая челка и очки, которые ей прописали, когда ей было только восемь лет. Затем дизайнер стала носить особые солнцезащитные очки с синими линзами, которые помогали лучше представить, как тот или иной образ будет смотреться в черно-белом кино.

В 1946 году Хэд впервые работала вместе с режиссером Альфредом Хичкоком над его картиной «Дурная слава». Фильм снимали на киностудии RKO Pictures. Дизайнера пригласили туда по настоянию главной актрисы фильма Ингрид Бергман, которой Эдит ранее уже делала костюмы. С этой киноленты началось продлившееся около 30 лет плодотворное сотрудничество знаменитого режиссера и не уступавшей ему в известности художницы по костюмам, которое повлияло на дальнейшее развитие карьеры Хэд.

Оскароносная рекордсменка

В 1949 году Американская академия киноискусства учредила на премии «Оскар» категорию «Лучший дизайн костюмов». Так началась целая череда триумфов Эдит Хэд. Номинация следовала за номинацией, победа за победой. Ее слава стала греметь на весь Голливуд. За всю свою карьеру художница по костюмам получила восемь «Оскаров», первый — тогда же, в 1949-м, за фильм «Наследница», и 35 раз была номинирована. Она стала и самой номинированной, и самой награждаемой женщиной в истории Академии. Ее рекорд до сих пор никем не побит.

 

В 1951-м Хэд получила золотую статуэтку за разработку вечернего платья главной героини в фильме «Все о Еве», а в 1955-м ввела в моду вырез лодочкой на платьях, как у Одри Хепберн в кинокартине «Сабрина», за которую также получила «Оскар». Ее же героиню Хэд одевала и в знаменитом фильме «Римские каникулы». Работа Хэд над ним также была отмечена академиками.

Одри Хепберн знакомится с Эдит Хэд во время своей первой фотосессии в Paramount (Фото IMDB)

В 1954-м дизайнер снова сотрудничала с Хичкоком. О работе над лентой «Окно во двор» она вспоминала в книге, посвященной Голливуду: «Хичкок хотел, чтобы Грейc [Келли] выглядела, словно фигурка из дрезденского фарфора, как что-то хрупкое, к чему страшно прикоснуться». Режиссер очень ценил Эдит Хэд за то, что нарядами главных героев она стремилась не выразить свой личный стиль, а рассказать о персонажах. «Хичкок подчеркнул, как важно, чтобы одежда Грейс помогла выявить конфликт в этой истории», — вспоминала она. Во многом создание образа «типичной хичкоковской блондинки» (режиссер предпочитал именно такой типаж — утонченной и элегантной женщины) — дело рук Эдит Хэд. 

О скрупулезном подходе дизайнера к работе вспоминал и один из ее учеников, художник по костюмам Боб Маки: «Она никогда не говорила: «Вот набросок, нарисуй что-то подобное». Она спрашивала, читал ли я сценарий и что я о нем думаю. Мы обсуждали фильм минут десять, а потом она говорила: «Я пойду на обед, вернусь позже. Набросай что-нибудь за это время».

В 1961-м Эдит Хэд вместе с Юбером де Живанши работала над дизайном костюмов для фильма «Завтрак у Тиффани». Обычно разработку образов для знаковых фильмов, в которых снималась Одри Хепберн, приписывают именно этому парижскому дизайнеру, так как они с актрисой были близкими друзьями и много работали вместе, но художником по костюмам в этих кинолентах была также Хэд. По одной из версий, еще для фильма «Сабрина» он создал черное коктейльное платье с вырезом лодочкой, но кутюрье даже не указали в титрах. По версии Хэд, Хепберн привезла зарисовки с парижского показа Живанши и настаивала на том, что именно так должны выглядеть ее наряды в фильме, так что художница создала на их основе черное платье. 

 

Эдит Хэд вспоминала в автобиографии, что в начале карьеры одна из актрис подошла к ее рабочему столу и произнесла: «Маленькая художница эскизов, никогда не рисуй для меня ничего подобного». При этом в списке тех, кого она позже одевала, были звезды первой величины: Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Грейс Келли и множество других голливудских знаменитостей. Дизайнер могла найти подход даже к самой капризной артистке. «Я знаю, что я вовсе не творческий гений. В дипломатии я сильнее, чем в эскизах», — приводит ее слова в книге «Мода и кино. Как фильмы формируют тренды» Анна Баштовая. Это же отмечали и сами актрисы: «Эдит была скорее координатором, чем модельером».

1131 фильм за спиной

В 1967-м году Эдит Хэд перешла в Universal Pictures — эта студия была дистрибьютором нескольких фильмов Альфреда Хичкока. Здесь Хэд продолжила придумывать наряды вплоть до своей смерти в 1981-м.

Свой восьмой и последний «Оскар» она получила в 1973 году за работу над фильмом «Афера». Дизайнер гордилась именно этой статуэткой, потому что создала костюмы для мужского актерского состава. Как она потом говорила: «Это был первый раз, когда «Оскар» за дизайн костюмов достался картине, в которой не было женщины-звезды».

Эдит Хэд в 1969 году (Фото Getty Images)

В 1970-е у Эдит Хэд было несколько крупных заказов вне кино. В 1974-м она разработала униформу для женщин — служащих береговой охраны США, а год спустя придумала дизайн новой униформы для бортпроводниц авиакомпании Pan American.

 

Последним фильмом Эдит Хэд стал «Мертвые пледов не носят» Карла Райнера в 1981-м — в том же году она умерла. Художница по костюмам скрывала, что тяжело больна, и до последнего появлялась на съемочной площадке. 

Всего Эдит Хэд — бывшая школьная учительница, которая поначалу даже не умела рисовать, — приняла участие в создании, по ее словам, 1131 фильма. Она получила официальное признание как равная голливудским дивам: на Аллее славы в Лос-Анджелесе еще при жизни Хэд открыли звезду ее имени. «Я не отличаюсь от других, я просто лучшая. Я ненавижу скромность. А вы разве нет?» — приводит ее слова биограф Дэвид Кьеричетти.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+