Говоря о важном: восемь мультфильмов о женской свободе, сексуальности и поиске себя

«Персеполис» (2007)
Persepolis
Режиссеры: Венсан Паронно, Маржан Сатрапи
Графический роман Маржан Сатрапи стал основой одноименного анимационного фильма, в котором автор выступила и как режиссер.
Главная героиня — Марджи, иранская девочка, которая взрослеет на фоне Исламской революции и ирано-иракской войны. С ранних лет она увлечена историями политических активистов, восхищается свободой мысли и не боится спорить с учителями. Но после прихода к власти фундаменталистов ее жизнь резко меняется: теперь за джинсовую куртку или кассету с иностранной рок-музыкой можно получить наказание от полиции нравов.
Когда Марджи начинает открыто высказываться против лицемерия и задавать неудобные вопросы, родители принимают трудное решение: отправить дочь в Австрию, чтобы уберечь от репрессий. Девочка поступает в католический лицей в Вене и впервые оказывается в одиночестве, без поддержки семьи. Монахини, работающие в лицее, пренебрежительно относятся к ней из-за происхождения, а новые знакомые искаженно представляют Иран и не хотят узнавать о нем ничего нового. В стремлении вписаться Марджи отказывается от своей культуры, стесняется говорить о семье и родине, но в итоге решает вернуться и высшее образование получать в Тегеране. Однако и там она сталкивается с жесткими ограничениями — университет, как и вся страна, подчинен религиозной идеологии. И вновь Марджи оказывается перед выбором: бороться или подчиниться.
«Персеполис» — честный рассказ о взрослении, бунте и внутреннем конфликте. О том, как трудно любить родину, которая отказывается любить тебя в ответ. И как, несмотря на эту трагедию, сохранять связь с корнями и уважать историю своей семьи.
«Истинная грусть» (1998)
Perfect Blue
Режиссер: Сатоси Кон
Дебютный полнометражный анимационный фильм Сатоси Кона сразу обозначил его как мастера сложного, тревожного и глубокого психологического кино. В «Истинной грусти» режиссер исследует тему женской идентичности, давления общественных ожиданий и разрушительного влияния индустрии развлечений.
Главная героиня — Мимарин Киригоэ, солистка популярной поп-группы. Она решает уйти из музыки и начать карьеру актрисы. Первый проект, в который ее приглашают, оказывается провокационным: по сценарию героиня Мимарин переживает сексуализированное насилие. И хотя девушке кажется важным осветить проблему давления на женщин, общество не принимает ее решение. После выхода фильма артистку осуждают поклонники и продюсеры, ведь теперь образ «чистой» Мимарин испорчен.
На фоне внутреннего конфликта героиня начинает терять чувство реальности: ей мерещится идеальная версия самой себя — та самая «настоящая Мима», которая осталась на сцене и оправдала ожидания фанатов. Постепенно певица перестает понимать, где кончается вымысел и начинается правда, кто она на самом деле и кто стоит за пугающими событиями, которые начинают происходить в ее жизни.
«Истинная грусть» — тревожный психологический триллер, затрагивающий темы давления медиа, навязанной сексуальности, фанатской одержимости и того, как легко стирается грань между публичным образом и личностью. Сатоси Кон создает атмосферу ужаса, не прибегая к мистике: страх рождается во внутреннем кризисе героини и борьбе с индустрией, которая сначала сделала ее звездой, а затем разрушила.
Мультфильм оказал сильное влияние на западное кино: режиссер Даррен Аронофски заимствовал некоторые сцены при создании «Реквиема по мечте» и «Черного лебедя».
«Луиза зимой» (2016)
Louise en hiver
Режиссер: Жан-Франсуа Лагиони
В последние дни осени пожилая Луиза задерживается в прибрежном французском городке и не успевает на последний поезд. Курортный сезон завершен, и вернуться домой она уже не может — прилив отрезал все пути, а туристы и местные жители давно разъехались. Так начинается зимовка в пустом городе: странная, тихая «робинзонада», в которой Луиза остается наедине с собой, своим прошлым и случайным спутником — бездомным псом.
Луиза строит себе убежище на пляже, добывает еду, наблюдает за морем и постепенно погружается в воспоминания. Она размышляет о школьных годах, детских страхах, разговорах с мамой — но воспоминания путаются, и женщина все чаще задается вопросом: почему именно важные моменты исчезают из памяти первыми? Кто мы без нее — и можно ли быть счастливым, даже когда почти все забыл?
Кажущийся историей одиночества, мультфильм на самом деле исследует природу памяти, отсылая зрителя к роману Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». «Луиза зимой» — философское высказывание о старении и умении радоваться простым вещам. Вместо драмы одиночества — исследование тишины, в которой звучат прошлое и настоящее. Вместо жалости — тихая сила, с которой героиня принимает свое положение и обретает в нем смысл.
«Ночь коротка, гуляй, девчонка» (2017)
Yoru wa mijikashi aruke yo otome
Режиссер: Масааки Юаса
Сюрреалистичная романтическая комедия о студенческой любви и ночных приключениях, снятая по одноименному роману Томихико Морими. Главная героиня — Кохай, студентка младшего курса, жаждущая исследовать все, что может предложить ночь в Киото. После свадьбы знакомого она отправляется в нескончаемое ночное путешествие: напивается с бандитами, танцует с философами, ищет книгу из своего детства и попадает в подпольный театр.
Параллельно в нее влюбляется студент старшего курса. Он не решается признаться напрямую и изобретает все более изощренные способы случайных встреч. Режиссер превращает простую историю о взаимной симпатии между двумя людьми в приключение. Киото обретает черты сказочного города, полного скрытых маршрутов, странных встреч и совпадений. Герои кружат друг вокруг друга, пока наконец не сходятся в финале.
«Отмена» (2019–2022)
Undone
Режиссер: Хиско Хюлсинг
Мультсериал «Отмена» создан авторами культового взрослого шоу «Конь БоДжек», но касается более личных и глубоких тем — поколенческой травмы, семейных уз и поиска собственной идентичности.
Главная героиня Альма (озвучивает Обри Плаза) после автокатастрофы получает способность путешествовать во времени. В этих путешествиях она встречает дух своего отца (он обладал такой же силой), но не может понять — реально ли видение, или это плод ее воображения? Вместе с отцом Альма начинает расследовать причины его смерти, погружается в свои воспоминания и разбирается в отношениях с матерью и младшей сестрой. Путешествия во времени влияют на психику героини — она все больше уходит в мир фантазий, отдаляясь от реальности. Однако именно через это погружение она находит ответы на главный вопрос — кто она на самом деле.
Анимация выполнена с помощью ротоскопирования — техники, при которой рисунок накладывается поверх живых кадров с актерами.
«Тропический вирус» (2017)
Virus Tropical
Режиссер: Сантьяго Койцедо
«Тропический вирус» — история взросления, основанная на графическом романе Пауэр Паолы, которая также стала художественным директором фильма. Визуальный стиль сочетает в себе 3D-технологии и классическую анимацию, напоминающую детские рисунки — немного наивные и схематичные.
События мультфильма проходят в Эквадоре. Главная героиня Паола растет в патриархальной семье, где жизнь подчинена строгим религиозным ритуалам и традициям. Мир вокруг семьи стремительно меняется, но родители остаются консервативными и не принимают перемен.
Мультфильм затрагивает важные темы взросления: первую любовь, поиск себя, отношения с богом и открытие собственной сексуальности. Он показывает подростковый бунт и особенности жизни в Южной Америке, но главным остается сложная динамика отношений между женщинами, которым приходится сосуществовать с инфантильными мужчинами. Благодаря поддержке матери и старших сестер Паола учится быть самостоятельной и выстраивать свою жизнь.
«Голубоглазый самурай» (2023)
Blue Eye Samurai
Режиссеры: Джейн Ву, Эрл А. Хибберт, Майкл Грин и др.
События анимационного сериала Netflix «Голубоглазый самурай» разворачиваются в Японии эпохи Эдо — времени, когда страна почти полностью закрылась от внешнего мира. Нескольким европейцам все же удалось обосноваться в «Стране восходящего солнца»: кто-то оказался при императорском дворе, кто-то завел семью и оставил потомков.
Главная героиня Мизу — тот самый ребенок, родившийся от союза японки и чужеземца. Сверстники и взрослые считают ее демоном, потому что девочка появилась на свет с голубыми глазами — признаком «нечистой крови». Со временем Мизу овладевает искусством меча, притворяется мужчиной и становится самураем-одиночкой. Девушка намерена убить всех иностранцев, оказавшихся в Японии во время ее рождения, чтобы отомстить отцу, который бросил ее с матерью.
Параллельно в сериале развивается история принцессы Акеми, которую хотят выдать замуж по расчету. Ее жизнь меняется, когда Мизу одолевает жениха девушки в поединке — после этого принцесса отказывается подчиняться родителям и сбегает из дворца, чтобы выбрать собственный путь.
Две героини — Мизу и Акеми — идут к свободе разными дорогами: одна сражается, другая добивается своего дипломатией и хитростью. Вместе они воплощают две модели силы — физическую и внутреннюю, показывая, как женщины могут бороться за право быть собой в мире, который им этого не позволяет.
«Девушка без рук» (2016)
La jeune fille sans mains
Режиссер: Себастьен Лоденбах
Французский анимационный фильм «Девушка без рук» основан на сказке братьев Гримм и рассказывает о выборе между богатством и человечностью. Бедный мельник заключает сделку с дьяволом: тот предлагает золото в обмен на то, что стоит за мельницей. Думая, что отдает старую яблоню, растущую на заднем дворе, мельник соглашается на предложение, не зная, что в этот момент в саду находится его дочь. Так она становится залогом сделки.
Дьявол требует, чтобы девушка оставалась «нечистой», и запрещает ей умываться, а когда та слезами смывает грязь с ладоней, велит мельнику в исполнение договора отрубить дочери руки. Мужчина, ослепленный жадностью, исполняет приказ. Преданная семьей и лишенная прежней жизни, девушка сбегает из дома и отправляется странствовать.
«Девушка без рук» — не просто пересказ страшной сказки, а аллегорическая история о свободе воли, преодолении и внутренней силе, где главная героиня — не жертва, а сильная и самостоятельная девушка. Фильм превращает притчу о боли в притчу о любви — к себе, к жизни, к другим.
