
Грузинская царевна Тамара (библейское имя Тамар, или Фамарь, значит «финиковая пальма») родилась примерно во второй половине 1160-х годов в семье царя Георгия III, внука причисленного к лику святых Давида Строителя, и царицы Бурдухан из Алании. В 1178 году отец, не имевший наследника-мужчины, объявил дочь соправительницей, а советники его поддержали. Поэт Шота Руставели, современник Тамары, пишет об этом так: «Не напрасно лик царевны светит миру, как денница: дети льва равны друг другу, лев ли это или львица» (здесь и далее перевод Николая Заболоцкого). Позже Тамара стала самостоятельно управлять страной под титулом «мепе» — царя (в грузинском языке не существовало женского рода для монаршего титула).
Мать Тамары умерла, когда дочери было всего несколько лет, поэтому заботу о девочке взяла на себя царевна Русудан — сестра царя Георгия III. Она не только обеспечила племяннице лучшее образование, которое обычно получали лишь мужчины, приближенные ко двору, но и рано ввела ее в политическую жизнь страны. Под влиянием Русудан формировался характер будущей правительницы: современники отмечали зрелость ума юной Тамары, ее благочестие и стремление к справедливости.
В последние годы своего правления Георгий III приказал отчеканить новую медную монету, чтобы закрепить статус дочери как наследницы престола. На монете впервые в истории Грузии было выбито женское имя. В сокращенной надписи Георгий III именуется «царем царей», а Тамара — «царем». Использование мужского титула подчеркивало не только политическую значимость дочери, но и готовность Георгия передать ей всю полноту власти. Так он давал понять: после его смерти Тамара будет править как полноправный монарх, а не просто супруга царя.
Девушка на троне
После смерти Георгия III в 1184 году Тамар торжественно короновали в Гелатском монастыре — одном из ключевых духовных центров Грузии. Несмотря на то, что при жизни отца придворные и знать признавали ее наследницей, после смерти монарха многие выступили против восшествия женщины на престол. Чтобы укрепить свои позиции, Тамар заручилась поддержкой членов царской семьи и католикоса Михаила IV Мирианидзе, главы Грузинской церкви.
С первых лет правления Тамар начала реформу государственных и религиозных институтов. Одним из ее первых шагов стал созыв церковного собора, на котором правительница изгнала недостойных иерархов, злоупотреблявших властью и подрывавших авторитет духовенства. Историческая хроника приписывает ей такие слова: «О святые отцы, вы богом назначены в качестве наших наставников и правителей святой церкви, и надлежит вам сказать слово для душ наших. Исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Начните с меня, потому что ореол этот, меня окружающий, есть ореол царского величия, а не богоборства. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности». Церковь освободили от обременительных сборов, а крестьянам снизили налоги, что усилило поддержку Тамары среди простого народа.
Как писал историк Иван Джавахишвили в «Истории Грузии», Царица Тамара изменила законы, которые ввел ее отец: отменила смертную казнь, телесные наказания, ослепление и кастрацию — меры, которые активно применялись при Георгии III. «В дни царствования Тамар не встречалось ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию, и никого, кто бы подвергался наказанию, если не считать случаев применения старого закона, который положен для разбойников — повешения на дереве», — говорится в хронике «Жизнь царицы цариц Тамар». Правительница также поддержала право на повторный брак и продолжила политику религиозной терпимости, которая была характерна для Грузии с давних времен.
Несмотря на успешное правление, при дворе росло беспокойство: у правительницы не было наследников. В 1185 году под давлением придворных Тамара согласилась вступить в брак с русским князем Юрием, сыном Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского. Этот союз должен был укрепить связи с Русью и упрочить международное положение Грузии, однако брак быстро превратился в испытание для Тамары: Юрий оказался человеком с тяжелым характером — он злоупотреблял алкоголем, вел разгульный образ жизни и, согласно летописным свидетельствам, допускал непристойные выходки. Тамара терпела его поведение более двух лет, но ситуация стала невыносимой. В конце концов она изгнала мужа (сохранив при этом за ним значительное содержание) и инициировала расторжение брака.
Бывший супруг царицы не смирился с потерей власти. В 1191 году Юрий попытался вернуть трон — с византийским войском он вторгся в западную Грузию, занял Кутаиси, где был провозглашен царем. В ответ Тамара собрала армию, ее силы быстро отбили город, а Юрия выслали из страны — в этот раз навсегда.
Защитница Грузии
За несколько лет до этого, в 1188 году, Тамара вышла замуж за осетинского царевича Давида Сослана — воспитанника ее тети Русудан. Брак оказался удачным не только политически: Давид стал для Тамары надежным союзником. Современники отмечали его выдающиеся способности: «Давид в течение одного года превзошел всех в умении метать стрелы, наездничать, упражняться на арене, плавать, в книжном учении и, как это видно и сегодня, во всем, что исходит из рук человека. Во всем этом он превзошел всех отечественных, своих учителей и соучеников, что касается чужеземцев, среди них не являлся подобный ему». Вскоре у пары родился сын, которому дали имя в честь деда — Георгий. Через год появилась на свет и дочь, названная в честь тети царицы — Русудан.
Давид Сослан стал главнокомандующим грузинской армии и сыграл ключевую роль в военных кампаниях конца XII века. Первая крупная победа — в битве с турками в Южной Армении: несмотря на численное превосходство противника, войско Тамары одержало победу благодаря жесткой дисциплине и военному мастерству. Вскоре армия взяла Карс, Тебриз, Хлат, Казвин, Эрзерум и другие стратегически важные города, значительно расширив границы Грузинского царства. В 1195 году грузинские войска нанесли сокрушительное поражение сельджукам в знаменитой Шамхорской битве.
В 1204 году на территории южного побережья Черного моря появилась новая держава — Трапезундская империя. Ее возникновение историки напрямую связывают с политикой Тамары: воспользовавшись ослаблением Византии после нападения крестоносцев, она поддержала создание независимого государства под управлением Алексия Комнина — своего дальнего родственника по материнской линии.
Поводом для конфликта с Византией послужил эпизод с монахами, приехавшими ко двору царицы с просьбой о помощи. Тамара щедро выделила им золото, но византийский император Алексий III Ангел конфисковал пожертвования. В ответ грузинская армия выступила в Малую Азию и заняла ряд прибрежных городов — Трапезунд, Синоп, Керасунд, Амастриду и другие. Эти территории стали центром новой империи, формально независимой, но фактически находившейся в сфере влияния Грузии.
Царица Тамара не командовала армиями лично, но играла важную символическую и политическую роль во время военных кампаний. Она сопровождала войска, обращалась к воинам с речами, а после уединялась в монастыре, чтобы молиться о победе. Некоторые исследователи считают, что ее участие в стратегических решениях могло быть более значительным, чем это отражено в хрониках, — правительница могла влиять на военную стратегию через своего мужа.
При Тамаре Грузия достигла наивысшего расцвета: влияние страны простиралось от Черного до Каспийского моря, государство стало крупнейшей и сильнейшей державой Южного Кавказа.
Древние монастыри, поэмы и языки
Царица Тамара понимала, что сила государства измеряется не только победами на поле боя, но и уровнем духовного и культурного развития. Ее правление стало временем архитектурного расцвета Грузии: по всей стране строились храмы и монастыри, среди которых особое место заняла Вардзиа — высеченный в скале монастырский комплекс с фресками, уникальной системой водоснабжения и сотнями пещерных помещений.
Архитекторы того времени создали и другие знаковые сооружения, которые до сих пор считаются величайшими постройками Средневековья: монастыри Кватахеви, Бетания, Лурджи в Тбилиси, ставшие не только религиозными, но и культурными центрами, где развивались традиции грузинского многоголосного пения и велись летописи. Царица покровительствовала не только грузинским монастырям, но и христианским святыням далеко за пределами страны — от Синайского полуострова до Константинополя, укрепляя статус Грузии как международного духовного и политического центра.
При дворе Тамары собрались выдающиеся поэты и мыслители конца XII века. Именно тогда поэт Шота Руставели написал поэму «Витязь в тигровой шкуре» (образ героини поэмы, мудрой и прекрасной Тинатин, списан с царицы). В прологе он прославляет свою правительницу: «Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято! Дивно сложенные гимны посвящал я ей когда-то». Поэт часто писал о своем почтении к правительнице, но в более поздних трактовках биографы нередко упоминали о его возможной влюбленности — платонической или нет, точно не известно. Тамара, со своей стороны, высоко ценила талант поэта и назначила его казначеем при дворе.
Сон в золотой колыбели
Последние годы жизни царицы Тамары были омрачены тяжелой болезнью. Она начала слабеть в своей резиденции Начармагеви и умерла в 1213 году. После смерти ее тело с почестями перенесли в Мцхету — древнюю столицу Грузии, а затем в Гелатский монастырь, где когда-то прошла ее коронация.
Точное место захоронения Тамары до сих пор остается загадкой. Существует письмо французского рыцаря XIII века Гийома де Буа, в котором он утверждает, что встретил сына Тамары Георгия Лашу на Святой земле, где тот будто бы перевозил останки матери, чтобы похоронить их рядом с Иерусалимом. Современные исследователи считают это одной из версий, но подтвердить ее пока не удалось.
Тайна захоронения породила легенду, записанную в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона». Согласно преданию, Тамара не умерла, а спит в золотой колыбели, и, когда голос народной скорби достигнет ее, она проснется, чтобы вновь править Грузией.
После смерти правительницу причислили к лику святых. Это решение церкви было почти беспрецедентным: до нее в грузинском церковном каноне почти не было женщин-святых, за исключением Святой Нино и царицы Наны, живших за девять веков до Тамары. Интересно, что даже в церковных текстах Тамару продолжали называть «царь», подчеркивая статус правительницы, равной мужчинам по силе и власти.
